В официальной биографии министра иностранных дел Польши Гжегожа Схетины говорится, что он «сначала изучал право (где?), а в 1990 году окончил философско-исторический факультет Вроцлавского университета». Любопытно, что согласно справке из Википедии, никакого «философско-исторического» факультета в этом университете нет: есть факультет истории и педагогики. Но не будем придираться: возможно, погруженный в общественную работу (Схетина был председателем Независимой ассоциации студентов), будущий министр просто забыл точное название своего факультета.
Во всяком случае, объяснять заявление главы внешнеполитического ведомства Польши о том, что Освенцим освобождали «украинцы» фактом банального вопиющего невежества явно не стоит. Хотя, с точки зрения исторической науки, это именно вопиющим невежеством и является. Если считать, что 1-й Украинский фронт был укомплектован исключительно украинцами, то, по логике, надо признать, что Хельсинкская группа, к примеру, состоит целиком из финнов. А как мы знаем, там далеко не финны.
На самом деле, в Советском Союзе еще в 1938-м году был законодательно закреплен отказ от формирования национальных частей в Красной армии. По этому поводу было даже принято специальное постановление ЦК ВКП(б) и Совета народных комиссаров СССР «О национальных частях и формированиях РККА». И фронты получали свое название не по национальному составу, а по направлению, на котором они действовали.
Освенцим был освобождён 27 января 1945 года войсками 59-й и 60-й армий 1-го Украинского фронта во взаимодействии с войсками 38-й армии 4-го Украинского фронта. 59-я армия сформирована в Сибирском военном округе 15 ноября 1941 года (по логике польского министра, из сибиряков). 60-я армия была сформирована в Приволжском военном округе (и в ней, видимо, наряду с русскими должны были служить в подавляющем большинстве татары и другие народы Поволжья). 38-я армия была формирована 3 августа 1942 года в составе Брянского фронта. Сам 1-й Украинский фронт был создан путем переименования Воронежского фронта… В этом месте у польского министра может начаться когнитивный диссонанс.
Чтобы окончательно добить, открою еще одну страшную тайну: командовал 1-м Украинским фронтом маршал Иван Конев, сын крестьянина из Вологодской губернии. 59-й и 60-й армиями командовали соответственно генералы Иван Коровников (выходец из Саратовской области) и Павел Курочкин (уроженец Смоленщины). И только командующий 38-й армией Кирилл Москаленко был украинцем, да и то, с точки зрения свидомых соотечественников, не совсем «правильным»: из-под Донецка.
Что касается национального состава советских частей, освобождавших Освенцим, то он был, видимо, таким же, как и во всех вооружённых силах страны. О нем можно судить на основании исследования Григория Кривошеева о национальном составе погибших в боях с Германией военнослужащих, среди которых украинцы составляли около 16% (русские – 66%). То есть, из каждой сотни советских солдат, пришедших к воротам Освенцима, только 16 были украинцами.
Кстати, ворота лагеря открыл майор Анатолий Шапиро, еврей по национальности. Именно его батальон первым вошел в Освенцим…
Роман Кот, по материалам MK.RU