Правда о профессии военного корреспондента

размещено в: Интервью, Новости, Новости 2 | 0

Андрей Руденко, военный корреспондент, руководитель репортерских групп ВГТРК на Донбассе, посетил Донецкий национальный университет, чтобы поделиться опытом военного журналиста со своими будущими коллегами.

«Военная журналистика – это отдельная структура, — начал Андрей,- в которой многие не задерживаются. Я вам дам несколько советов, которые в будущем вам пригодятся, как и при устройстве на работу, так и в дальнейшей вашей деятельности. Первое, что хочу рассказать — о начальном пути.  Если вы становитесь военным корреспондентом, то вы должны иметь определенный контракт и определенные гарантии. Мы отличаемся от военных только тем, что не держим в руках автомат. А так, мы работаем в тех же условиях, что и они. Прежде, чем ехать на определенную войну, вам нужно узнать все характеристики и вооружения, а также обычаи и за что воюет каждая сторона. А то люди приезжают и не понимают что происходит. Бьют себя в грудь и кричат «Я военный корреспондент. Я все могу и все хочу». Но ведь есть определенные навыки и критерии. Ну вот, например, на месте боевых действий журналист не должен работать более 10 минут. Лично я делаю так – у меня есть 2 оператора. Один меня снимает, другой – картинку. И мы все успеваем».

После маленького вступления, журналист решил провести встречу в формате диалога.
Студентам многое хотелось узнать у опытного корреспондента, который охотно делился своим опытом.
Будущие журналисты активно задавали вопросы. Им было интересно узнать о цензуре, о неразглашении определённой информации.

«Для того чтобы показать всю суть войны, как я считаю, никакой цензуры быть не должно, — объяснял Андрей, — есть определенные моменты, которые показывать нельзя. Вот, например, лежит тело с пробитой головой. Когда заретушированное тело лежит, а корреспондент рассказывает, что это человек попал под обстрел, идя за хлебом, то людям это сложно понять. С телевизора все воспринимается не так. Но если человек увидит  все, как это действительно есть, то у него отложится  в голове. Как бы это ни выглядело трагично, но люди должны это видеть и понимать, к чему может привести война».

Журналист поделился, почему он выбрал именно военную журналистику. Андрей Руденко объяснил это тем, что он сам бывший военный.

«Когда ты попадаешь в эту специальность, то после определенного промежутка времени ты себя в другой специальности не видишь. Ты уже не пойдешь снимать доярок, которые перевыполнили план по дойке молока. Просто понимаешь, что эта работа важна. Ты показываешь людям то, чего они не видят. Тут, на территории, работают журналисты российских каналов, которые не уехали в бронированных машинах после первого обстрела, а делали свою работу, несмотря на опасность. Не многие могут удержаться в этой профессии. Не все такие стойкие. Очень большой эмоциональный след оставляет та или иная ситуация. Поэтому военных журналистов, как и других военных, отправляют на реабилитацию в больницу. Потому что, по сути, это одна и та же профессия. Только у журналиста вместо автомата – камера. Поэтому в другой профессии ты себя уже не увидишь.
Есть еще один совет.  На каждой войне своя специфика. И корреспондент должен быть коммуникабельным и приспосабливаться ко всему. Во-первых, ты общаешься с людьми, которые находятся на передовой с автоматами. Кто-то злой, кто-то раздраженный. Около 3% понимают, что ты делаешь свою профессию, остальные 97% думают, что ты за их счет пиаришься. Все равно, ситуация сложная. Все люди с автоматами, со всех сторон стреляют. Как минимум, можно получить ранение. Поэтому надо думать, надо уменьшать риски. Всегда можно снять картинку, но, не рискуя на 100%. Просто всегда нужно думать головой. Я, допустим, никогда не пытался залезть в дуло танка и снять его выстрел. Можно снять то же самое, но на расстоянии 20 метров, с уменьшением риска. Нельзя считать себя самым везучим. И тогда у вас в этой профессии все получится».

Студентов заинтересовал вопрос относительно иностранных изданий, работающих исключительно на пропаганду: искажение – это редакционное задание или прямое зомбирование? Руководитель ВГТРК без всякого затруднения ответил:

«Редакционное задание. Это целенаправленное искажение фактов, которые дает главный редактор. Он говорит, как и что нужно снимать. С личного опыта могу сказать, что на территорию Донбасса неоднократно приезжали украинские журналисты. Мы снимаем одно и то же. В моем кадре – село. Люди варят еду собакам. Это была правда. Недалеко варилась еда для людей. И мы это тоже видели. Люди нам рассказали, что еда варится для животных, а в отдельной посуде – для людей. Потом  я смотрю один и тот же репортаж (не помню, по какому украинскому каналу), там показано, что еда, которая в действительности варилась собакам, люди варят для себя. Тут просто объективность нулевая. Вроде, снимаем одно и то же, а получается совсем две разные вещи».

В завершении встречи Андрей Руденко дал еще несколько советов по поводу профессии военного журналиста:

«Начинающим военным журналистам я бы посоветовал взять камеру и начать снимать. Не обязательно это должен быть аэропорт. Когда проходили военные действия в Донецке, это было возможно сделать практически в любом районе города. Можно снять какую-то историю людей. Но снять так, чтобы было интересно. Вас заметят, и с этого начнется ваш карьерный рост. Очень важно иметь практику, набираться опыта в этом нелегком деле»

Лилия Ничипорчук
Студентка Донецкого национального университета
Фото: Ирина Новикова
Студентка Донецкого национального университета


Просмотров: 1 914