В Харькове, во Львовской и Хмельницкой областях под уголовные статьи попали десятки военкомов, позволивших украинцам уклониться от могилизации. Несмотря на то, что киевская хунта анонсировала завершение очередной волны могилизации, а новую вроде как начинать не собирается, тем не менее задержания прямо на улицах и в общественном транспорте потенциальных призывников продолжаются, как и аресты военкомов, которые недостаточно старательно выполняют план по могилизации.
Так, только в июле в Харькове были арестованы и посажены на гауптвахту военкомы Киевского и Коминтерновского районов города за небрежное отношение к воинской службе. По мнению военной прокуратуры, они лояльно относились к тому, что потенциальные смертники не являлись по врученным повесткам, не выполняли план могилизации.
В западных областях Украины ситуация не лучше: во Львовской области также два районных военкома попали на гауптвахту, тоже за невыполнение плана могилизации. Эксперты и источники утверждают, что на самом деле арестов и взысканий среди военкомов всех уровней значительно больше, но сотрудники военкоматов гораздо больше боятся гнева односельчан и земляков, чем увольнения или гауптвахты.
Марина Васильевна — супруга военкома в Староконстантиновском районе Хмельницкой области. Семья живет в небольшом селе вот уже более 20 лет. Сейчас против супруга нашей собеседницы ведется расследование за то, что он позволял своим односельчанам уклоняться от призыва.
«Наши хлопцы ведь искренне Майдан поддерживали, ехали по 5-6 человек, бросали семьи, работу, огороды, думали, смогут там найти себе применение. Вначале звонили с хорошими новостями — и денег начали платить, и после победы Майдана обещали работу дать, с бизнесом небольшим помочь. А потом начали гробы привозить: вначале немного, потом, когда война на востоке началась, десятками. Мы не верили вначале, как так, может быть, понять не могли, зачем они сами шли воевать. А потом мобилизация началась», — говорит женщина.
По ее словам, муж вначале был уверен, что будет очень просто саботировать призыв:
«Конечно, мы всех знаем: кто и где живет. Но как муж начнет их заставлять идти на погибель? Кто хотел — уже и так добровольцем пошел. У одного мать больная, у другого двое детей, у третьего куча болезней — как их призывать? В Киеве они не понимают, что нельзя так всех подряд грести, под одну гребенку. Или прекратите эту войну, или нанимайте профессиональную армию — что ж вы все на обычных пацанов валите».
Как рассказывают наши знакомые — жители Хмельницкой области, в некоторых селах после предупреждения военкома о сформированных списках на призыв, будущие призывники выезжают автобусами в сторону Белоруссии или Польши. Те, кто не может по различным причинам уехать, строят в лесу землянки, в которых планируют проводить время до холодов.
«Муж говорит — в конце концов, отсижу на гауптвахте, ну разжалуют в конце концов. Но по крайней мере, буду спокойно людям в глаза смотреть, и дом моей семье не сожгут», — говорит Марина Васильевна.
Но далеко не все военкомы в стране придерживаются такой точки зрения. Несмотря на громкие заявления губернатора Харьковской области Игоря Райнина о недопустимости так называемой «уличной» мобилизации, в реальности задержания под предлогом проверки документов на улицах и в общественном транспорте продолжаются полным ходом. Как ни парадоксально, в первую очередь это коснулось волонтеров и прочих активистов, помогающих армии и добровольческим батальонам. В группах в социальных сетях, которые объединяют волонтеров, уже неоднократно сообщалось о таких инцидентах.
Так, например, волонтер Алексей Бугаев был задержан патрулем в районе проспекта Ленина, его под предлогом проверки — не уклоняется ли он от призыва — доставили в военкомат, где ускоренным образом он прошел медкомиссию, родственникам разрешили привезти вещи, и ночевал он уже в казарме. О таких же историях рассказывают и певец и волонтер Борис Севастьянов, и известный журналист из окружения Авакова — Дмитрий Брук. Конечно, вдвойне удивительно слышать возмущения принудительной мобилизацией именно из уст этих господ — ведь кто, как не они, были и остаются ярыми сторонниками продолжения бойни на Донбассе.
Руководители областных военкоматов отрицают как уличную могилизацию, так и тот факт, что военкомы сознательно уклоняются от выполнения своих обязанностей. Так, заместитель областного военного комиссара Юрий Калгушкин утверждает, что никого не могут забрать в казармы прямо с улицы — максимум после проверки документов военнообязанному может быть предложено явиться в военкомат для получения повестки.
Вместе с тем Калгушкин подтверждает, что план шестой волны могилизации в области крайне высок, а времени на его выполнение осталось немного — до 16 августа. Формальных запретов на вручение повесток на улице при проверке документов или в поезде закон не налагает, и следовательно военкомы готовы любой ценой выполнять доведенные им Киевом планы. Как сообщает источник в областном военкомате в Харьковской области, потенциальные призывники идут на разнообразные ухищрения, чтобы избежать отправки в зону АТО:
«Выписываются из квартир, меняют фамилии, теряют паспорта, выезжают за границу, бросают работу и учебу. Даже сотрудничество с руководителями предприятий и вузов не помогает — мужчины получают повестки и просто исчезают потом. Пограничники так и не включились в систему препятствования выезду из страны мужчин призывного возраста, а следовательно любой желающий уклониться может взять билет до Варшавы или Белгорода и уехать в любой момент. На нас давит руководство, угрожает всякими взыскания, вплоть до трибунала, но если людей нет — где ж мы их возьмем на выполнение плана?»
_______________________________________________________________________________________________
Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте,Twitter, Google+,Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.