Богословие Пасхи именует её «Праздником всех Праздников» и «Торжеством всех Торжеств». И это не случайно, ведь как сказал поэт, только она даёт нашей душе наивысшую, ни с чем несопоставимую Радость вселенского масштаба:


Служба. Восторг ожиданья.
Путь в осеянии Креста.
Взрыв торжества мирозданья
В час Воскресенья Христа (А. Ерыгин).

И этой Радости как никогда ждут сейчас жители Донбасса и Русского мира, веря в победу добра над злом, надеясь на собирание земли Русской.

Воскресение Христово раз и навсегда изменило мир, воплотив тысячелетние чаяния еврейского народа: Господь Иисус Христос воплотился, был распят, сошел во ад, ниспровергнул смерть, тридневен воскрес, воскресил с Собою Адама и томившихся в ветхозаветном царстве мёртвых — шеоле — праведников; изменился ход истории всего человечества – вектор его развития был направлен прямо – ко Второму Пришествию. Вся история цивилизации последних двух тысяч лет пропитана духом и новостью о Воскресении Христовом, лучшие умы человечества склоняли голову перед этим Великим Событием. Мы не можем знать, как бы развивалась наша история, если бы Христос не воскрес, но отрицать то, что мир неизбежно изменился – невозможно. Был мир «до», но стал новым миром «после» Воскресения Спасителя мира!

Воскресение Христово, Пасха – венец христианской веры, христианское торжество, «вожделенный спасительный праздник», «залог мира, источник примирения, истребления врагов, разрушение смерти, погибель диавола», сама смерть изменила по Воскресении Христовом своё имя и стала «уже не смертью, но упокоением и сном» (святитель Иоанн Златоуст). Христианская антропология, наполненная светом пасхального торжества, раскрывает нам величайшую цель человеческой жизни и пути избавления от тления и смерти: Первый Адам, созданный Богом, наделенный образом и подобием Божием, имея свободную волю, был призван стать богом по благодати, обожиться, но воля его извратилась, через непослушание, нарушение данной Богом заповеди, вошла в жизнь Адама (и всего мира) смерть. Эта заповедь, повеление, обращённое к человеческой свободе, не была принуждением и человек, как существо личностное, мог принять или отвергнуть волю Божию. Христос исполняет то призвание, которому изменил Адам. «Нужно было человеку освятиться человечеством Бога» (святитель Григорий Богослов). Воскресением Христа вся полнота жизни как бы оживляется. По мысли В.Н. Лосского, дело Христа было реальностью физической и даже биологической: во Христе смерть входит в Божество и в Нем испепеляется, ибо «не находит себе в Нём места», человечество Христа – это начаток новой твари; через Его человечество сила жизни вторгается в космос, чтобы его воскресить и преобразить конечной победой над смертью. И потому «ныне Небесный соделал и нас небесными», «ныне жизнь опять получила владычество через правду», «ныне со славою приблизились к древу жизни», «придите, возвеселимся о Господе! Он сокрушил силу врага и водрузил для нас победное знамение креста, поразив противника» (святитель Григорий Нисский). Не будь Воскресения, не было бы и церкви Христовой. «На землю Воскресший Господь послал Духа Святого и освятил на земле Христову Церковь – столп и утверждение истины, которая будет до скончания века и врата адовы не одолеют её… Во ад сошла душа Господа по Его смерти, сокрушила ад и воскресла. На небо взошел Воскресший Христос и основал там Церковь, в которую вошли и продолжают входить души всех праведников» (святитель Макарий, митрополит Московский).

Однако осуществление Божественного замысла спасения человечества произошло не сразу. К Своему приходу в мир земной, к воплощению и искупительной жертве за весь будущий и «прошлый» род Господь готовил долгим историческим путем. До момента Благовещения, когда на земле в городе Назарете прозвучали слова «Се, раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1: 38) прошли сотни и тысячи лет. На протяжении долгого времени пророки передавали израильскому народу надежду на пришествие в этот мир Спасителя. Несколько сотен пророчеств можно найти в ветхозаветных книгах – от Пятикнижия Моисеева до поздних пророков Захарии и Малахии, возвещавших о том, что Мессия будет иметь две природы – Божескую и человеческую, что важным Его делом будет искупление людей от грехов и исцеление недугов, что Он освятит верующих, установит новый Завет вместо ветхого, пострадает, будет пронзён, умрет, будет погребен в новом гробе, потом воскреснет и выведет души из ада, уничтожит антихриста и придет в новой славе. Святитель Василий Великий так поэтично и образно пишет об этом ветхозаветном времени: «Как ясному утру предшествует ночная мгла, так явлению в мир Солнца Правды предшествовали времена предрассветного приготовления человечества к принятию Воплощенного Логоса, Сына Божия. Домостроитель нашего спасения, подобно глазу человека, выросшего во тьме, вводит нас в великий свет истины после постепенного к нему приобщения, потому что щадит немощь нашу. Господь приучает нас сначала видеть тени предметов и как бы в воде смотреть на солнце, чтобы приступив к созерцанию чистого Света мы не ослепли».
Новозаветная Пасха тесным образом связана с празднованием еврейского праздника Пасхи, установленного для всего иудейского народа за 13 веков до Рождества Христова. Празднование Пасхи (евр. песах – прохождение, избавление) было установлено в воспоминание исхода еврейского народа из египетского рабства, когда поражавший Египет Господь (Его Ангел) видя кровь пасхального агнца на дверных косяках еврейских домов, проходил мимо и щадил израильских первенцев. Для всего еврейского народа ночь исхода из египетского рабства, которое длилось четыре столетия, была как бы началом его новой самостоятельной истории и вкушение пасхальной трапезы мяса агнца, горьких трав и пресного хлеба совершалась стоя, с препоясанными чреслами, с поспешностью, так как совершающие Пасху должны были ощущать себя странниками, рабами, которые вот-вот двинутся в путь. Победу же над духовным рабством и спасение мира должен был осуществить Божий Помазанник из рода царя Давида – Мессия или, по-гречески Христос, и именно Его каждую пасхальную ночь ждали израильтяне. И в Рождественскую ночь – дождались, причем, не только они, но и восточные (персидские и вавилонские) мудрецы, волхвы-звездочеты, а также простые пастухи…

Собственно они были теми первыми, кто лицезрел великую Радость мира, но они же, мудрецы, принесли Богомладенцу золото, ливан (ладан) и смирну. Эти восточные сокровища символизировали: золото, указывая на то, что Он есть Царь Царей; ливан как чистая, благоухающая и безкровная жертва Богу – вечному Архиерею Небесному, наконец, смирна, как будущему Мертвецу (Ин. 19: 39), Который Своей смертью разрушит царство смерти. Но путь Его к Воскресению был Крестным. Какова же логика этого пути?

Ранней весной в Иерусалиме в преддверии празднования Пасхи еврейский народ даже не подозревал, что живет уже в новом летоисчислении и скоро свершится главное событие для всего человечества, придет награда за долгое ожидание. Христос, пришедший ради спасения всего человечества от духовного «рабства египетского», принимает участие в иудейской Пасхе. Он завершает ее исполнением заложенного в ней Божественного замысла – и тем самым ее упраздняет, кардинально меняя характер отношений Бога и человека, усыновляя всё человечество во Христе. Православное богословие рассматривает приход Бога в мир людей как искупительное средство избавления или врачевания человека от пагубных последствий грехопадения и Христа именуют Спасителем, Искупителем, Врачом. Но и Красотою:

Одна есть в мире красота –
Любви, печали, отреченья,
И добровольного мученья
За нас распятого Христа! (К.Д. Бальмонт).

Но на Тайной Вечере Христос Сам занимает место пасхальной жертвы и ветхая пасха становится Пасхой нового Агнца. «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5: 7) Христос учреждает новую пасхальную трапезу – таинство Евхаристии (Благодарения): «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26: 26-28), и говорит ученикам о Своей близкой смерти, в которой Он – Новый Агнец «И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Откр. 13: 8). Крестная смерть Господа – это новозаветная Пасха, торжество и ликование Воскресения Христова неизбежно связано со страданиями и крестными муками. Но ад разрушен: Его Божество одновременно пребывает и в теле, которое почивает во гробе Великой Субботы, и в душе, которая победно сокрушает врата ада. Один только Бог мог возвратить людям возможность обожения.

То, что человек должен был достигнуть, восходя к Богу, то осуществил Господь, снисходя к человеку, а преграда, отделяющая нас от Создателя, – смерть, грех и природа, преодолена Христом в обратном порядке, начиная с соединения разделенных природ и кончая победой над смертью. Вот как говорит об этом византийский богослов святой праведный Николай Кавасила: «Поелику люди трояко отстояли от Бога — природою, грехом и смертью, Спаситель соделал, чтобы истинно сообщались и непосредственно приходили к Нему, уничтожив одно за другим все, что препятствовало сему, одно – приобщившись человечеству, другое – смертию на кресте, а последнее средоточие – владычество смерти – совершенно изгнал из природы воскресением.

Воскресение Христово дает рождение новому человечеству, теперь Христос – Глава Церкви, где никакой грех, никакая враждебная сила не смогут больше окончательно отлучить человека от благодати и где каждая человеческая жизнь может всегда возобновиться во Христе. Жизнь, страдания, муки и жертвы человечества могут быть объяснены только лишь пасхальным пониманием мира и человека, только вечные ценности могут обессмертить и увековечить человека и его дело и только после Воскресения Христова проблема вечных ценностей решена, потому как всякая вера в торжество жизни над смертью, всякое предчувствие воскресения косвенно являются верой во Христа — одна только сила Христова воскрешает и воскресит мертвых.
Недаром, в своих словах о Пасхе святитель Мелитон Сардийский говорил:

«Итак, приидите все семьи людей, запятнанные грехами,
   и получите отпущение грехов.
   Я есмь ваше отпущение,
   Я – Пасха спасения,
   Я – Агнец, закланный за вас,
   Я – искупление ваше,
   Я – жизнь ваша,
   Я – воскресение ваше,
   Я – свет ваш,
   Я – спасение ваше,
   Я – Царь ваш.
   Я вас возведу на небесные высоты.
   Я вам покажу превечного Отца.
   Я вас восставлю Моею десницей».
   Сей есть сотворивший небо и землю
   и создавший в начале человека,
   через закон и пророки проповедавший,
   в Деве воплотившийся,
   на древе повешенный,
   в земле погребенный,
   из мертвых воскрешенный
   и восшедший на высоты небесные,
   сидящий одесную Отца,
   имеющий власть всех судить и спасать,
   через Которого Отец все сотворил от начала навеки.
   Сей есть Альфа и Омега.
   Сей есть начало и конец —
   начало неизъяснимое и конец непостижимый.
   Сей есть Христос.
   Сей есть Царь,
   Сей есть Иисус,
   Сей – Полководец,
   Сей – Господь,
   Сей – воскресший из мертвых,
   Сей сидящий одесную Отца.
   Он носит Отца и носим Отцом.
   Ему слава и держава во веки. Аминь».

Говоря сегодня об этом Великом Празднике нельзя обойти вниманием ту его грань, которая связана со временами и сроками. В частности, со временами атеизма и неверия, с возрождением Веры и с нашим, нынешним пока многотрудным, но небезнадежным положением.

Советский период хотелось бы проиллюстрировать словами из Пасхальной проповеди св. исповедника, архиепископа Симферопольского и Крымского Луки (Войно-Ясенецкого).

В 1955 году владыка обратился с амвона к своей пастве так:

«Христос Воскресе! Воистину, воистину воскрес Христос и ярким пламенем вспыхнула в сердцах Его Апостолов вера их, подвергшаяся было кратковременному испытанию при виде Креста Голгофского.

Теплилась святая вера в былое время в сердцах почти всего народа русского, а теперь к великой радости врага нашего спасения, диавола, многие из народа русского отошли от веры христианской.
По-видимому, близится то страшное время, о котором сказал Господь Иисус Христос: «Когда придет Сын человеческий, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18: 8). Но крепка и непреодолима даже для адовых врат святая вера подлинных и глубоко верных Христу людей, Его малого стада, как называл Он их ещё во время земной жизни Своей.

И как бы ни умножалось и не торжествовало неверие, каждый год в Великий день Воскресения Христова великая весть: «Христос Воскресе!» – с новой силой будет восприниматься сердцами даже слабых христиан. И будут пастыри стада Христова возгревать в сердцах людей эту радость и веру.

Примите же, близкие и дорогие сердцу моему братья и сестры, эту радостную весть и от меня, вашего архипастыря, и заочное лобызание уст моих. С нами Христос, с нами великая и вечная радость о пресветлом Воскресении его».

К сказанному нужно добавить весьма важное соображение о хранении Пасхальной Радости, высказанное архиепископом Феофаном (Быстровым) одному из своих духовных чад в эмиграции: «Каким образом можно сохранить ту радость, какая получится в Праздник Святой Пасхи? – спрашиваете Вы. Нужно вообще быть самособранным и не рассеянным, не подавать со своей стороны никакого повода к оскорблению этой радости. Но все-таки в конце концов пребывание в этой радости в нас зависит не от нас, а от Виновника этой радости – Самого Господа. Он возносит нас, Он и смиряет нас, когда и как находит это необходимым и полезным для нас. Возносит нас, когда мы бываем смиренны, а смиряет, когда мы возносимся».

Собственно наше нынешнее положение дел, а именно, борьба за Русский мир, за право молиться, жить и умирать в соответствии с Преданием Церкви, свидетельствует о принципиальной готовности принять и сохранить эту Пасхальную Радость. Последнее проявляется в особом, более чем двухгодичном, крестоношении людей Донбасса, священников и ополченцев, простых граждан и волонтёров. Недаром схиархимандрит Иона (Кондратенко) пророчески говорил о трех Пасхах: «кровавой», «голодной» и «победной». И как бы совпадали / не совпадали времена и сроки этого пророчества, свидетельства смирения говорят сами за себя: в храмах епархии беспрерывно совершается Литургия, более двух лет (по благословению насельника Свято-Введенской Оптиной пустыни, духовника Патриарха Кирилла – схиархимандрита Илии (Ноздрина)) совершается крестный ход вокруг Дома правительства (бывшего ОГА), ДНР и ЛНР посещают святыни – поклонный Крест, иконы, мощи святых угодников Божиих.

Так, 11 – 14 апреля в столицу ДНР приходил святой образ Богородицы Донской Матери Божией, перед тем побывавший в столице ЛНР — Луганске. Он проследовал крестообразно от Дома правительства – на север (Ясиноватский блок-пост) и юг (Александровка); на запад (Старомихайловка) и восток (Покровский собор). На этом пути возносились молитвы о едином русском народе, о прощении грехов, о ходатайстве Матери Божией за русское воинство. Тем самым, православная общественность Донбасса приняла усыновление как великую милость Заступницы Усердной.

Тем не менее, невыразимая красота Пасхи всё ближе, и пройдя Великопостным путем, переживая страшные дни Страстной седмицы, мы подходим к Празднику Торжества Воскресшего Христа Спасителя, о Радости которого сказала луганская поэтесса Лидия Лазор:

Христос Воскрес! – О час сиянья!
И боголюбия венец.
Час откровенья и признанья!
Час воскресения сердец!

Екатерина БЕРЕСНЕВА
Дмитрий МУЗА

______________________________________________________________________

Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте, Twitter, Google+, Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.

______________________________________________________________________
Дорогие друзья!

Если вы хотите поддержать коллектив Молодежного Информационного Агентства «НОВОРОССИЯ», просьба отправлять переводы на Яндекс-Кошелек: 410014056051536

Мы благодарим Вас за проявленный интерес и Вашу поддержку!
______________________________________________________________________
comments powered by HyperComments