В последнее время для многих людей России стала актуальной тема возврата бывших территорий империи. Вернулся на родину Крым, на пути к воссоединению — Донбасс, есть люди, которые хотят видеть в составе грядущей державы и Аляску, проданную в марте 1867 года. Тем более, все эти годы велись споры о целесообразности продажи русских владений в Америке.
Давайте разберёмся, что происходило в России третьей четверти XIX века и что заставило царя Александра II пойти на такой шаг.
Труднодоступная сокровищница
Аляска была открыта в XVIII веке русскими мореплавателями Иваном Фёдоровым и Михаилом Гвоздёвым. Но официальными датой и первооткрывателем считаются 1741 год, когда капитан Алексей Чириков, посетил её: с этого момента новая территория стала принадлежать Российской империи. Но фактически на освоение далёкой Аляски у царского правительства не было ни сил, ни финансовых возможностей. Делами там заправляли купцы Российско-американской компании, которые платили налоги в русскую казну.
К середине XIX века на Аляске были найдены золото, уголь, нефть и другие полезные ископаемые: это важно, потому что в те годы бурно развивалась промышленность в США и Европе. Поэтому этой территорией активно заинтересовалась Великобритания, которая на тот момент была ярым противником России.
После Крымской войны 1853-1856 годов Российская Империя была ослаблена: невыгодные условия Парижского договора лишили её флота на Чёрном море, она осталась в геополитической изоляции, выйти из которой было очень сложно. Россия на время потеряла свой международный авторитет и статус великой державы. Обострилась угроза британского вторжения на Аляску со стороны Канады. Была высокой вероятность того, что следом за канадскими старателями туда могут прийти британские войска и попытаться забрать этот лакомый кусок, ввязав Россию в очередную войну. Александр II понимал, что он не сможет дать отпор британцам: страна не имела для этого достаточного количества сил и средств, а сама Аляска была слишком отдалена от центра. Всё это подстёгивало Россию поскорее избавиться от труднодоступной территории мирным путём, продав её Соединённым Штатам.
Войны с тлинкитами
Русские поселенцы начали заселять территорию Аляски в конце XVIII в., создавая поселения и форты. Несмотря на формальную опеку России над этим краем, коренные народы — индейцы, алеуты и эскимосы — полностью сохранили свои идентичность и права. Полностью под контролем русских находился только город Новоархангельск на острове Ситка — административный центр русских владений в Америке.
Колонисты из Российской Империи относились к местным племенам миролюбиво. Они познакомили их со своей культурой, в том числе научили языку и разнообразным видам хозяйственной деятельности, например, ведению морской охоты с помощью гарпуна. Мужчины вступали в брак с туземками, и в результате этих браков появились метисы («креолы»), чьи потомки проживают в тех краях до сих пор. Ещё на отношение влияла религия: одна часть индейцев приняла православие, а другая — продолжала исповедовать язычество и культ предков. И сегодня многие индейцы Аляски являются прихожанами православной церкви: этот момент рассматривается ими как способ противостоять культурной агрессии англосаксов, которую активно проводили протестантские конфессии.
В целом можно сказать, что отношения с местным населением имели достаточно своеобразный характер. Регулярные контакты с русскими поддерживали только племена, обитавшие под стенами Новоархангельска и других поселений, в основном алеуты и эскимосы. Часть индейских племён относилась к поселенцам крайне негативно, особенно тлинкиты, отличавшиеся яркой внешностью и воинственными нравами. У них имелось огнестрельное оружие, преимущественно британского производства: возможно, это было даже специально подстроено, чтобы спровоцировать конфликты. Основными причинами нападений на поселения колонистов стали уменьшение популяций пушного зверя (коренное население чаще всего платило налоги пушниной), а также стремление завладеть оружием и боеприпасами, представлявшими в условиях доминирования охотничьего хозяйства весьма ценное средство производства. Нередки были случаи, когда тлинкиты препятствовали русским промысловым партиям путём обстрела лежбищ сивучей и тюленей, вынуждая ластоногих прятаться в море.
Первое вооружённое столкновение с тлинкитами имело место с ними в 1792 году на острове Хинчинбрук. Весной 1802 года началась Русско-тлинкитская война, продлившаяся более трёх лет. В её ходе было разорено много поселений и факторий, а также сожжён острог Якутат, причём объектами агрессии индейских отрядов были не только русские, но и алеуты. Для усмирения восставших Россия была вынуждена направить на Аляску военную эскадру: с её помощью удалось оттеснить тлинкитов и принудить их к заключению перемирия.
Ситуация осложнилась в первой половине 1850-х годов и совпала с обострением российско-британского противостояния. Зимой 1851 года атаке подверглись фактория Нулато и город Новоархангельск, а осенью 1855 года подстрекаемые канадцами тлинкиты разгромили и разграбили Андреевскую факторию, находившуюся в нижнем течении Юкона. Русским снова пришлось принуждать индейцев к миру, однако надо отметить, что и в начале, и в середине XIX века число погибших и раненых в столкновениях с обоих сторон измерялось всего лишь десятками, и это не идёт ни в какое сравнение с масштабами геноцида индейцев в тех же США.
Окончательно же топор войны был зарыт только в 2004 году на церемонии, в которой приняли участие потомки русского губернатора Аляски Баранова и тлинкитских вождей, во время правления которых началось противостояние.
Кто с чем остался?
На момент продажи Аляски отношения между США и Российской Империей были союзнические: во время Гражданской войны 1861-65 годов русские эскадры предотвратили британскую агрессию против северян. Спустя несколько лет в благодарность за это американцы построили несколько боевых кораблей для возрождающегося российского флота.
Сделка была очень важна для России, так как в тот момент решалась её дальнейшая судьба: ослабленная Крымской войной страна нуждалась в деньгах для масштабной индустриализации. По сообщениям ряда исследователей значительная часть денег, вырученных от продажи Аляски, пошла на индустриализацию Донбасса, который стал главной тыловой базой Черноморского флота: весной 1871 года был снят с чёрного моря установленный Парижскими соглашениями 1856 года статус демилитаризованной зоны.
В случае попытки сохранения Россией Аляски возникала угроза иностранной военной интервенции со стороны Британии. Кроме того, эта территория была слабо освоена: добываемые там ресурсы уже не приносили дохода, который мог бы покрыть затраты даже на её защиту. Возрастала также и угроза отторжения Аляски Соединенными Штатами в последующие годы: причиной тому были уже обнаруженные там залежи золота и месторождения нефти, которая к концу столетия начала теснить основной энергоноситель той эпохи — уголь. Поэтому продажа Аляски на тот момент была вполне оправданной.
В США поначалу скептически отнеслись к приобретению Аляски: газеты пестрели заголовками о том, что сделка — безумие, а территорию окрестили «морозилкой Сьюарда» по имени госсекретаря, поставившего свою подпись под актом купли-продажи. Тем не менее, покупка оказалась очень прибыльной для американцев: в 1868-80 годах оттуда было вывезено мехов, золота и серебра на сумму свыше 75 миллионов долларов, что в десять раз больше уплаченного России. Нефть пригодилась позже: в этом плане Аляска стала приносить прибыль американцам только начиная с 60-х годов XX века.
Отношение американцев к жителям Аляски, после её покупки было иным, нежели у русских: колониальная политика США строилась на британской схеме, в основе которой лежал насильственный захват территории и стравливание местных племён друг с другом. У местных жителей было урезано право пользования родным языком, их обложили немалыми налогами, американские солдаты могли попросту войти в дом, который им понравился, и выгнать жильцов. Прослеживались и черты расизма: всё население разделили на «белых» и «цветных», последним, например, запретили добычу золота.
Возвращение Аляски: нужно ли?
В современной России не утихают споры насчёт того, возможно ли вернуть Аляску. Пока ясно одно: с её возвратом не нужно торопиться. Прежде всего, надо учесть трудности, с которыми придётся столкнуться. Во-первых, три четверти проживающего там населения составляют белые американцы, кроме них там проживает 88 тысяч индейцев, алеутов и эскимосов, а также небольшое число потомков русских поселенцев. Во-вторых, в Анкоридже располагается база ВВС США и попытка возврата Россией этой территории, чревата вооружённым столкновением.
Некоторые эксперты считают, что возврат Аляски всё же возможен: существуют мнения, что договор недействителен, сделку можно опротестовать, поискав данные в архивах. Уже создана группа специалистов, которая будет заниматься подготовкой рассмотрения легитимности документа о продаже. В самих Штатах люди собирают подписи о выходе Аляски из состава государства: за это уже высказались около 35 тысяч американцев, но для рассмотрения петиции правительством нужно не менее 100 тысяч поддержавших требование. В конечном итоге, у Аляски есть шанс выйти из состава США, и вероятнее всего этот шанс будет расти.
Евгений ЛУНИН
Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте,Twitter, Google+,Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.
_________________________________________________________________________
Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте, Twitter, Google+, Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.
_________________________________________________________________________Если вы хотите поддержать коллектив Молодежного Информационного Агентства «НОВОРОССИЯ», просьба отправлять переводы на Яндекс-Кошелек: 410014056051536