Самый крупный политический скандал эстонских парламентских выборов произошел после них. На следующий день после оглашения результатов голосования журналисты эстонской редакции ERR Uudised раскопали «новость» трехлетней давности: только что избранный в Рийгикогу от Консервативной народной партии депутат Яак Мадисон в своем блоге хвалит фашизм и нацизм.
Молодому политику нравится «жесткий порядок»
Вот выдержки из записей политика, которые приводит на сайте ERR: «Правда, что были концлагеря, трудовые лагеря, увлекались играми в газовые камеры, но в то же время так называемый «жесткий» порядок вытащил в то время Германию из довольно глубокой ж..ы, поскольку развитие, которое основывалось в первую очередь на развитии военной промышленности, все же за считанные годы сделало страну одной из самых могущественных в Европе». Google сообщает, что доступ к «Блогу Мадисона на политические темы» теперь закрыт.
Тем не менее, по адресу jaakmadison.blogspot.com можно прочитать: «Не хочу, конечно, оправдывать теперь этим текстом преступления нацизма и массовые убийства (хотя и там цифры погибших весьма противоречивы), но нельзя смотреть на это лишь с одной точки зрения, необходимо видеть и позитивные стороны, которые сопутствовали тогдашнему порядку».
Мадисона заявляет, что, «к сожалению, не существует совершенной правительственной платформы (которой точно не является и демократия), но, по-моему, фашизм представляет собой идеологию, которая состоит из довольно многих позитивных и необходимых для сохранения национального государства нюансов».
На скандальную публикацию уже отреагировал лидер Консервативной партии Март Хельме, который весьма витиевато высказался в том смысле, что текст из блога Яака Мадисона представляет собой «мнение, уважающее свободу слова отдельного лица» и просто «оценку Германии и ее экономики». В партии, по его словам, «видимой симпатии» в отношении гитлеровского режима нет.
Что у Хельме на уме, то у Мадисона на языке
В отличие от лидера партии читатели сайта определенно увидели в словах 24-летнего члена парламента не только «оценку Германии». «Какие-то странные исторические аналогии прорисовываются, помнится, в канун Второй мировой тоже кое-где завелась некая партия националистического толка, и даже сумела получить поддержку до такой степени, что выиграла выборы. Надо ли сейчас ждать, пока из эстетствующих любителей наци вырастут полноценные?»- пишет один из пользователей.
Другой отвечает тем, кто предлагает не обращать внимания на высказывания Яака Мадисона: «Это не чушь. Это тянет на статью».
Cris: «Что у Хельме на уме, то у Мадисона на языке. Зная Хельме, не сомневаюсь, что и он разделяет подобную точку зрения. Показательно и то,что эта партия со своими неприкрытыми русофобскими взглядами нашла поддержку у эстонского избирателя до такой степени, что прошла в парламент страны. А, значит, взгляды, транслируемые Мадисоном, востребованы в эстонском обществе. Похоже, что Эстонию ждёт ползучая украинизация/бандеризация».
Читатели эстонских СМИ считают, что «государственным органам все труднее и труднее скрывать рожденное по их недосмотру поклонение молодежи неонацистским ценностям. Полунацистская партия Хельме и Мадисона, возникшая на основе действующей в Эстонии официальной русофобии и очернения России, перерастает в подразделение пособников военных решений».
Arst: «Да, господин Хельме, — вы не фашисты, вы просто хуже».
«Я живу среди них»
За комментариями корреспондент Федерального агентства новостей обратилась к эстонскому правозащитнику, руководителю правового отделения Института европейских исследований (Латвия) Сергею Середенко.
— В эстонской прессе приведены слова Яака Мадисона об убеждениях, которые, видимо, срока давности не имеют. И все-таки, почему это обнародовано на второй день после выборов? Такой вброс был бы уместен ДО них, если б речь шла о политической борьбе.
— В Эстонии (не устаю напоминать об этом) вообще нет закона о СМИ. Подобного рода публикации регулируются «публичным интересом», который должен быть актуальным. Актуальность данной публикации несомненна – г-н Мадисон избран в Рийгикогу, и он уже не один из сотен кандидатов, а один из ста депутатов. Журналистов интересуют новые лица в парламенте и их воззрения. Называть это «вбросом» неверно, т.к. совершенно необязательно, что журналист, изучивший блог Мадисона, работает на конкурирующую партию. Это естественный интерес к новичкам в парламенте. Отчасти соглашусь с Вами в том, что подобного рода заявления «срока давности не имеют». Действительно, не имеют, если не были в свое время осознанно опровергнуты. Люди ведь не обязаны всю жизнь придерживаться одних и тех же взглядов.
— Часто ли Вам приходится сталкиваться с нацистскими убеждениями политиков и общественных деятелей в Эстонии?
— Отличный вопрос. В последние годы я много работаю над популяризацией знаний о нацизме – антифашист должен знать, с чем он имеет дело. И вот тут моя позиция здорово отличается от позиции большинства антифашистов в Прибалтике: мои коллеги в основном реагируют на проявления, а я – на систему. В связи с чем я уже давно называю прибалтийские режимы, особенно латышский и эстонский, нацистскими, а коллеги продолжают «бороться с проявлениями».
Так и в данном случае: цитаты из блога Мадисона о частичном оправдании фашизма – очередное «проявление». Медийный повод. А принятие совершенно нацистского закона о языке, например, как «проявление» уже не расценивается – просто еще один неприятный закон… Вместе с тем, во всех трех странах основные слагаемые нацизма – агрессивный национализм, палингенезис и популизм, — присутствуют и очень ярко выражены. При этом следует иметь в виду, что, несмотря на то, что в середине 20-х годов прошлого века находились проповедники «универсального фашизма», быть такового не может по определению, т.к. всякий агрессивный национализм, лежащий в основе нацизма, заведомо отличается от соседского. То, что объединяет националистов разных национальностей, то же их в первую очередь и разъединяет. «Плох тот эстонец, у которого на стене шкура латыша не висит».
Так что, прямо отвечая на вопрос о том, часто ли я сталкиваюсь с нацистскими убеждениями в Эстонии – нет, не часто. Я среди них просто живу.
— Что, по Вашему мнению, должно последовать в политической жизни Эстонии после этого инцидента? Для Консервативной народной партии это вызов или выражение мнения многих ее членов?
— Для Эстонии это нормально. Конечно, эстонцам не нравится, когда их называют фашистами, но у них на это уже выработался стойкий иммунитет – обычно они отмахиваются со словами «кремлевская пропаганда». Во главе партии стоит Март Хельме, известный своими расистскими заявлениями, абсолютно безнаказанными. Если же брать чуть шире, то в нашей монографии по крайне правым партиям, которая скоро выйдет в Англии, мой соавтор, доктор политических наук из СПбГУ Наталья Еремина доказывает, что особенностью этих партий является принцип одного ключа ко всем дверям. Т.е. все политические проблемы имеют одно решение. Как правило, это мигранты. От них все зло. И эстонское общество с этим подходом солидарно.
— Как всё же реагирует общество в Эстонии на такого рода выходки политиков и просто известных людей?
— «Кремлевская пропаганда». Именно так, в частности, отреагировал на данное «проявление» и лидер партии Март Хельме: «По словам Хельме, текст Мадисона не отражает позицию партии, а журналисты, раскопавшие эту запись для общественности, «в принципе льют воду на мельницу Кремля»». Повторюсь еще раз: для Эстонии «мысли» подобного рода – норма.
Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте, Twitter, Google+ и Однокласники чтобы быть в курсе последних новостей.