Любой уважающий себя человек обязательно имеет одно качество – память о его родителях, дедах и прадедах неприкосновенна. Она священна, даже, если хотите. Да, именно сын своих родителей больше других знает об их недостатках и слабых сторонах. Но будет ли это иметь значение, когда возникнет необходимость защитить родной дом, мать и отца? Конечно же, нет, если мы говорим о личности нормальной, не до конца уничтоженной современным карнавалом потребления.
А теперь представьте себе, что появляется в вашей жизни человек (или группа лиц), который с фанатичной настойчивостью говорит: «Отрекись. Родители твои ничтожества и преступники, прошлое твоего рода – это один сплошной позор. Забудь об этом, и заживёшь по-новому, свободно…». Как большинство из нас поступило бы в данной ситуации? Очень просто, думаю – гнало бы клеветника в шею. Спустило с лестницы, да так, чтобы возвращаться «доброжелателю» больше никогда не хотелось. И этот подход – правильный.
Жаль только, что почти никогда мы с вами не используем этот же метод в случае с более крупными вопросами. Нам говорят: «Россия – это самая агрессивная страна в мире». И мы стыдливо соглашаемся. «Вы всё время жили при тирании, вами правили злобные маньяки», — не унимаются наши «благодетели». «Да, нам очень стыдно, простите», — ещё гуще краснеем мы. «Да у вас вообще страна тоталитарная», — продолжают давить на нас. «Да, но мы больше никогда не будем, вы уж не серчайте» — отвечаем мы и сконфуженно удаляемся на задворки истории. Но КТО это говорит нам? ПОЧЕМУ мы должны внимать этим речам? КОМУ мы уступаем будущее наших детей? Давайте посмотрим внимательнее.
Призрак в шкафу
Одним из главных способов воздействия на наше с вами сознание является бесспорный для многих призрак тоталитаризма. Сейчас, когда Россия начинает расправлять плечи после ужасного предательства начала 90-х годов, нам начинают назойливо напоминать: «Ай-яй-яй, вы снова становитесь тоталитарной страной. Что вы делаете, остановитесь немедленно!». Не нужно обманываться – «остановитесь» — значит спокойно наблюдайте за тем, как НАТО бомбит Сербию. И за тем, как в бывших республиках СССР создаются объединения радикалов, которые потом повернут против России некогда дружественные народы (а то и сам русский народ, как это случилось на Украине). И за тем, как на Востоке зреет новый халифат, который, конечно же, ударит в подбрюшье нашей Родины. Но, с точки зрения «общечеловеческих ценностей», мы должны молча наблюдать. В глазах политических оппонентов Русского Мира (как внешних, так и внутренних), мы должны быть только слабыми. Если же мы начинаем отстаивать свои интересы, возражать в ответ на клевету и демонстрировать военную мощь, мы снова становимся «невыносимой тоталитарной Россией».
Озвученный принцип сдерживания русского народа применяется повсеместно: откройте любой словарь или учебник, и вы узнаете, что во Второй Мировой сражались между собой тоталитарные монстры, одним из которых, разумеется, был СССР под предводительством Сталина. Попробуйте найти источник, который не рассматривал бы Советскую Россию как тоталитарный проект, и вы увидите – 99% книг по истории, политологии, любым другим общественным дисциплинам, выпущенных на территории России русскими же авторами, бездумно копируют эту кальку. Хочется спросить: это кто тоталитарный монстр? Мой прадед, раненный на реке Молочная? Или дед, защищавший Брестскую крепость? Это они – апологеты тоталитарной мысли? Что они должны были сделать, чтобы не быть «тоталитарными чудовищами»? Дать врагу захватить их Родину?
«Нет, что вы» — ответит мне либеральный общественный деятель – «они просто жертвы тоталитарной системы, винтики в этом бесчеловечном механизме». А хотели бы вы, господа либералы, чтобы эти «винтики» не стали побеждать нацизм? Тогда не было бы ни ваших родителей на этом свете, ни тем более вас. Хотели бы?
Андрей Фурсов, один из немногих честных историков, классифицирует этот процесс как «психоисторическая война». Вот оцените: «…История уже давно стала полем сражения не только научных теорий, но информационных схем, идейных конструкций и концептуальных вирусов (мемов), полем психоисторической войны во всех её ипостасях – информационной, концептуальной и метафизической. Психоинформационные удары по идентичности, по исторической памяти уже давно вошли в арсенал различных сил современного мира и активно применяются против нынешней России, как когда-то применялись против СССР, а еще раньше – против Российской империи. Нам пытались и пытаются навязать чужое, чуждое нам видение своей истории, а саму нашу историю представить как неполноценную, недотягивающую до неких универсальных стандартов цивилизационной полноценности, за которые Запад (и его пятая колонна) выдаёт самого себя, любимого. Что удивительно, многие до сих пор покупаются на эту самозваную универсальность (или универсальное самозванство) Запада и начинают смотреть на свою (в данном случае нашу, русскую) историю чужими глазами… В России в последние два десятилетия попытки привить комплекс исторической неполноценности предпринимались западными пропагандистами и их «пятой колонной» как попытки заставить каяться за «преступления сталинизма».
Откуда же взялся этот столь удобный для наших врагов «тоталитаризм»? Кто и как придумал его? Это, между, прочим, крайне любопытный вопрос.
«Тоталитаризм»: секонд-хенд из Европы
Попытка навязать нам нелепую «стоковую одёжку» под названием «тоталитаризм» повторялась несколько раз. При этом сам термин оказался достаточно коварным, спровоцировав несколько казусных ситуаций и в самой Европе.
Итальянский либерал Джованни Амендола придумал это определение для того, чтобы усилить негативную характеристику фашизма, набиравшего тогда силу в Италии. Но уже в 1926 году термин был подхвачен самими членами фашистской партии. И вот, в начале 1930-х, уже лично Муссолини в «Доктрине фашизма» пишет, что да, «в Италии все аспекты жизни человека подчинены государственной власти» — и с точки зрения дуче это очень даже неплохо. В общем, в бурные 30-е «тоталитаризм» превратился в этакий интеллектуально-пропагандистский пинг-понг: итальянские фашисты и немецкие национал-социалисты использовали это слово исключительно со знаком «плюс», противники же дуче и фюрера оперировали «тоталитаризмом» как определением ругательным.
Так оно и продолжалось до тех пор, пока не появились первые «политические беженцы» из СССР. Анархист Всеволод Волин первым «догадался» отождествить Советскую Россию и страны будущей Оси – Рим-Берлин-Токио. После него «закрепил эффект» Лев Троцкий, в 1936 году написавший книге «Преданная революция», что Советский Союз стал тоталитарной страной. Комментарии здесь, думаю, излишни – репутация Лейбы Бронштейна у нас в России хорошо проверяется несколькими матерными пословицами. Но трудно удержаться от язвительного вопроса: как, интересно, «честным исследователям современности», пишущим о «ужасах сталинского тоталитаризма» и том, как «превращается в тоталитарный проект нынешняя Российская Федерация» — уютно ли им в одной лодке с Троцким? Ничего не напрягает?
В поддержание мема «СССР — тоталитарный проект» Западня Европа подняла, было, целую информационную кампанию с участием общественных деятелей, философов, экономистов и прочих акул пера. Наибольшего пика она достигла после подписания Советско-германского договора о ненападении, в свитках либеральных заклинаний известного как «Пакт Молотова — Риббентропа». Но объективный ход истории принудил западную сторону ту первую попытку по навязыванию нам «тоталитаризма» свернуть: ведь кто-то должен был воевать против нацистской Германии. Этим «кем-то» стали советские люди. Соответственно, стало неудобно клеить им оскорбительные ярлыки. Более того, образ, как простого советского солдата, так и самого Сталина с 1941 по 1945 годы в западных СМИ формировался как исключительно положительный, героический. Так было до тех пор, пока у запада не возникло необходимости в новом переделе мира: сразу после победы над Гитлером к европейским специалистам стало приходить понимание, что «СССР – это всё-таки тоталитарная страна». Как же иначе?
Бжезинский, Арендт и другие «авторитеты»
«Новый Мировой Порядок будет строиться против России, на руинах России и за счёт России» — эта обезоруживающая в своей прямоте цитата принадлежит Збигневу Бжезинскому. Тому самому, который окончательно утвердил термин «тоталитаризм» в его современном виде. То бишь, на научном уровне поставил знак равенства между странами гитлеровского блока и СССР. Как правопреемник Союза, Россия, разумеется, автоматически была наделена тем же званием. Конечно, Бжезинский «одарил» нас «тоталитарным приданым» не самостоятельно: тогда он был просто скромным «бывшим аспирантом» ещё одного «друга России» — Карла Иоахима Фридриха. Оба всю жизнь занимались, по сути, борьбой с Россией, были её последовательными врагами. У Бжезинского и политическая карьера, и труды (одна «Великая шахматная доска» чего стоит) говорят об этом без лишних обиняков. Тогда, в далёком 1956 они выпустили совместный труд «Тоталитарная диктатура и автократия», в котором сформулировали шесть признаков, «объединявших» гитлеровскую Германию и СССР в рамках одной логики. Понятно, зачем это нужно пропагандистам «западных ценностей». Но…
Тут возникает непраздный вопрос: зачем мы вообще это слушаем? Кто натолкнул наше общество на эту мысль? Бжезинский и его коллеги по цеху? И что? Мне лично совершенно непонятно, как после этого можно всерьёз относиться к обвинениям в том, что мы – тоталитарная страна. Ведь если тебя хотят оклеветать враги, они могут добиться успеха, убедив в этом других людей. Но как возможно, чтобы ту же самую веру разделил ты сам? Это что, шизофрения? Ведь выходит, что большая часть наших исследователей, преподавателей, журналистов, политиков и активных общественных деятелей находятся в плену у этого штампа, совершенно не понимая, КТО и ЗАЧЕМ его придумал. Посмотрите, пожалуйста, ещё раз на эту яркую цитату о Новом Мировом Порядке. А теперь задайте себе вопрос: почему мы должны заниматься самобичеванием и посыпать голову пеплом в угоду этим господам? Они нам вообще кто? По-моему, враги.
У «тоталитаризма» было ещё много апологетов, всех уже и не упомнишь. Но некоторые из них неблагодарны и нахальны до такой степени, что упомянуть просто необходимо. Была такая тётка – Ханна Арендт. По происхождению еврейка. Родилась в Германии, умерла в Нью-Йорке. Большую часть сознательной жизни занималась как раз исследованиями в духе «давайте думать над тем, что мы делаем». В 1951 году она выпустила книгу «Истоки тоталитаризма», в которой предложила «феномен Холокоста и ГУЛАГ рассматривать как одинаковые, беспрецедентные по жестокости явления». Ну как не стыдно, в самом деле? Ведь именно победа СССР остановила истребление еврейского народа. Ведь только благодаря этому смог возникнуть Израиль… — а всё в ту же сторону были направлены все эти, с позволения сказать, научные изыскания.
Воистину, западные наши «партнёры» ничего знать и слышать не желают. Они будут всё время тиражировать свои мантры о «правах человека», «свободе» и «тоталитаризме». Бывают, конечно, и приятные исключения. Как замечает уже упомянутый Андрей Ильич Фурсов, размышляя о «методологическом аппарате», которым пользуется Запад при сравнительных описаниях своей и нашей истории: «При этом в ходе сравнения у России выпячивается негатив, а то ей и просто приписывается нечто в реальности не существовавшее, а у Запада ретушируются тёмные пятна. Вообще, нужно сказать, что умение табуировать неприятные для Запада темы и неприглядные преступные страницы его истории – характерная черта западной культуры, в том числе и научной. Нельзя не согласиться с английским историком Д. Ливеном, который в работе «Империя: Российская империя и её соперники» (английское издание – 2000 г.) заметил, что в современной сравнительной истории и политологии господствует превращённая в догму «странная версия англо-американского самопоздравления-самовосхваления (self-congratulation), написанная в немецкой манере». Запад, прежде всего его англосаксонское ядро, превратили себя, своё уникальное историческое «я» в универсальное мерило, на соответствие которому оценивается всё остальное».
Ну и ладно, собственно, не так уж это страшно. В том случае, конечно, если мы сами будем знать и помнить, кем были наши предки, что они любили, за что воевали и в каких войнах одерживали победы. Давайте помнить. А когда нужно – и другим напоминать. Тогда никто и ничто нас не сломит.
Артём ОЛЬХИН
______________________________________________________________________Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте, Twitter, Google+, Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.
______________________________________________________________________Если вы хотите поддержать коллектив Молодежного Информационного Агентства «НОВОРОССИЯ», просьба отправлять переводы на Яндекс-Кошелек: 410014056051536