15 апреля на Большой сцене Донецкого государственного академического музыкально-драматического театра при полном аншлаге состоялся премьерный показ спектакля «Страсти по Торчалову», некомедии в двух действиях современного российского драматурга Никиты Воронова.
Перед этим на пресс-конференции, что прошла в Вечернем кабинете муздрамы, генеральный директор и художественный руководитель театра Наталья Волкова и режиссер-постановщик спектакля Василий Маслий пообщались с журналистами.
Представляя новый спектакль, Волкова сказала:«Давно в нашем театре не было драматургии такого рода. Современная русская драматургия – это вообще достаточно сложно. Такой спектакль все ждали, все задавали вопрос: «Когда же появится спектакль по духу похожий на «Поминальную молитву» или «Коварство и любовь». И хотя это абсолютно разные пьесы, этот спектакль заставляет задуматься, заставляет что-то переосмыслить. Что-то для себя понять. Безусловно, этот спектакль для зрителей, подготовленных и интересующихся театром. И, наверное, это – то произведение, благодаря которому очень многие станут театралами.»
В свою очередь режиссер-постановщик спектакля, заслуженный деятель искусств Василий Маслий рассказал журналистам следующее:
Режиссер-постановщик отметил, что в «Торчалове» собрался замечательный актерский состав – Владимир Швец, Анна Якубовская-Васина, Владимир Быковский, Мария Марченко, Игорь Рыбчинский и Иван Бессмолый – артисты хорошо знакомые и любимые не только донецкими зрителями. Также в спектакле задействованы три артистки-вокалистки – мойры или суденицы, три мифические сестры, которые плетут нить судьбы.«Меня тронул сам материал. Я неделю ходил под впечатлением и все не мог отойти. Нам всей постановочной группой и актерским составом удалось заразиться этой пьесой. Спектакль о нас с вами, о наших переживаниях, поступках и наших страстях. Самая главная тема спектакля – найти свой главный грех. Потому что герой попадает в некое Чистилище, и чтобы оттуда выйти и направиться куда-либо дальше, ему нужно вспомнить свой самый главный грех. Если он не вспоминает, то его отправляют жить по второму или третьему кругу. И жизнь всех отправляющихся обратно, становится только хуже. Для себя мы определили, что спектакль о том, что если человек решается на какой-то поступок, то его лучше сделать. И лучше потом жалеть об этом поступке, чем жалеть о том, что чего-то не сделал. Я надеюсь, что спектакль будет вызывать и улыбки, и смех, и одновременно слезы. Спектакль рассчитан на то, что после него зритель выйдет – задумавшись над собой и своей жизнью, но в то же время выйдет с душевной легкостью.»
Говоря о сценическом решении спектакля, Василий Маслий отметил, что его поиски шли довольно долго. Сам же режиссер называет место обитания героев – «антиутопическим сараем для душ», где все очень грязное, обшарпанное и деревянное. Дабы человек, как сказано в пьесе: старался как можно скорее оттуда выбраться.
Главной же изюминкой спектакля стало то, что драматург Никита Воронов задумал эту пьесу как комедию, однако на сцене донецкой муздрамы зрители увидят даже не трагикомедию, а новый жанр – некомедию.«Мы копнули глубоко. Мы рассуждаем с юмором и легко об очень серьезных вещах», — резюмировал Маслий.
И правда, действие пьесы происходит в Чистилище. Но Чистилище это представляет собой захламленное старыми вещами и песочащими телевизорами общежитие, где душ два раза в неделю и туалет строго по расписанию, а кухня общая. В этом неуютном деревянном помещении вынуждены оставаться все те, кто не может вспомнить свой главный грех. Не вспомнишь в указанный срок, отправишься «жить» по второму-третьему кругу. Здесь-то и оказывается «отец демократии» — Торчалов, мужчина пятидесяти четырех лет с больным сердцем. Соседями Торчалова по общаге становятся – простая русская баба Лиза, красноармеец Сашка, просто хороший человек Кушкин. Есть еще стерва-комендант Римма и милиционер Степан. Существование Торчалова в «сарае для душ» — невыносимо. Впрочем, а кому в Чистилище легко? Та же строгая комендантша здесь навечно.
Как уже отмечалось ранее, жанр «некомедия» изначально настраивает зрителя на серьезный лад, но это не значит, что не будет смешно. Невеселая, наполненная различными смыслами история, разбавлена, пусть и мрачноватыми, но остроумными шутками. Чего только стоят диалоги между капиталистом-либералом Торчаловым и пламенным революционером Сашкой. И, несмотря на околомистический сюжет, сильнейшая драматическая составляющая делает этот спектакль таким жизненным и правдивым.
Все актеры блестяще справились с поставленной режиссером задачей – маялись, тосковали, страдали в этом странном мире, где ни ад, ни рай, но уже и не жизнь. Нельзя не отметить прекрасное музыкальное сопровождение – акапелльное пение трех судениц. Облаченные в белые саваны мойры исполнили русские народные песни, молитвы – православные (на которые было получено благословение), иудейские и мусульманские. Но самый главный сюрприз ждал зрителей в самом конце – на сцене появился новый персонаж – Щенок, белый мальтезе Барбарис. Он-то и стал спасением Торчалова.
Напомним, что 9 апреля в муздраме прошел кастинг, где актеры и режиссер спектакля «Страсти по Торчалову» выбирали собаку на роль Щенка. Среди пяти претендентов был выбран мальтезе Барбарис.
Наталья Чайко
______________________________________________________________________Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте, Twitter, Google+, Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.
______________________________________________________________________Если вы хотите поддержать коллектив Молодежного Информационного Агентства «НОВОРОССИЯ», просьба отправлять переводы на Яндекс-Кошелек: 410014056051536