Фильм: «Комната»
Страна, год: Ирландия, Канада, 2015
Слоган: «Любовь не знает границ»
Жанр: драма
Режиссер: Леонард Абрахамсон,
Сценарий: Эмма Донохью
Продюсер: Дэвид Гросс, Эд Гуене
Оператор: Дэнни Коэн
Композитор: Стивен Ренникс
Художник: Этан Томбан, Мишель Лэннон, Лиа Карлсон
Монтаж: Нэйтан Наджент
В ролях: Бри Ларсон (Джой, Ма), Джейкоб Тремблей (Джек), Джоан Алллен (Нэнси, бабушка Джека), Шон Бриджерс (старый Ник), Том МакКэмус (Лео), Уильям Х. Мейси (Роберт, дедушка Джека).
Возрастное ограничение: 16+
Продолжительность: 118 мин./01.58
В основе оскароносной картины ирландского режиссера Леонарда «Ленни» Абрахамсона лежит одноименный бестселлер ирландки Эммы Донохью, вышедший в 2010 году. Писательница, узнав о деле Йозефа Фрицтля (австрийского инженера-электрика, который двадцать четыре года (!) держал в подвале собственную дочь, подвергая ее сексуальному и бытовому насилию – Прим. авт.), набравшись смелости и мужества, решила написать роман, дабы поведать всему миру историю о мальчике Джеке и его матери – Ма, которые тоже живут в заточении в оборудованном минимальными удобствами гараже.
Согласно авторской задумке, в этой комнате даже окон нет, а прочная железная дверь открывается строго по расписанию, когда приходит старый Ник. Джек (Джейкоб Тремблей) и Ма (Бри Ларсон) полностью изолированы от внешнего мира, через люк на потолке видна лишь маленькая часть настоящего неба. Как это ни печально, но пятилетний Джек и представить не может, что где-то есть совершенно другая реальность, та, которая гораздо ближе далекого космоса. Да и сама Джой придумывает всякие небылицы, внушая взрослеющему сыну абсолютно нелогичные, зачастую абсурдные понятия. Тот, кто похитил Джой еще в подростковом возрасте, как и его прототип, Йозеф Фрицтль, продумал все до мельчайших деталей: гараж представляет собой бункер, не зная кода на замке – выбраться из него невозможно. Кричи не кричи – стены звуконепроницаемые. Как и всякую пленницу, Джой не покидает мысль о побеге. В один прекрасный день в ее голове созревает и, правда, гениальный план.
Несмотря на все элементы триллера, множество шокирующих нормального человека моментов, натурализма самого заточения, фильм Абрахамсона отнюдь не триллер – это социальная психологическая драма об адаптации. Старый Ник (Шон Бриджерс) – в отличие от классических маньяков показан не кровожадным чудовищем, он совершенно безлик во всех смыслах – где-то за пятьдесят, очки, седеющие волосы, самая заурядная внешность, неприятный тембр голоса. Сцены насилия сокращены до минимума: один единственный раз мы видим исходящую от старого Ника физическую агрессию. Однако такие тихие с виду маньяки тем и опасны: обманом и хитростью ему удалось заманить к себе юную Джой. С той же хитростью он пытается войти в доверие к мальчику, когда ночью приходит к заложнице.
И если побег происходит в первой трети фильма, то все оставшееся время остается для того, чтобы привыкнуть жить в реальности. Мать и сын привыкают к миру по-разному: ребенок осторожно, без какой-либо детской доверчивости знакомится с чужими ему взрослыми, постепенно сближаясь с бабушкой и вторым дедушкой; у матери, как и следовало ожидать, истерики, нервные срывы, попытка суицида. Оказывается, что сбежать из заточения старого Ника – полдела: надо еще заставить себя жить, несмотря на то, что с тобой случилось. Надо заставить себя полюбить такой огромный мир. Маленький Джек, этот кроха, который думает, что за «дверьми, просто еще двери», не понимает, почему маме плохо, почему она кричит и не разрешает смотреть мультики на планшете. Но в тоже время он лучше других чувствует свою мать. А Джой, вернувшись в реальность, знает как никто другой, что никогда ей не забыть семи лет заточения, что все кроме нее – в это время жили, а не существовали, а вот ее молодость не вернешь.
Касаемо актерской игры – она безупречна. Глядя на Джейкоба Тремблей, понимаешь, что на нем держится чуть ли не весь эмоциональный каркас картины. Настолько он естественно играет диковатого, милого и очень доброго мальчика, который впервые в пятилетнем возрасте покинул стены своей тюрьмы. Его экранная мать Бри Ларсон не зря во время съемок не умывалась, жила месяц в добровольной изоляции и села на строгую диету, наградой тому – премии «Оскар», «Золотой глобус», BFTA, «Независимый дух», «SAG Awards». Герой Шона Бриджерса не может не вызывать отвращения: заточив молодую женщину и собственного сына в гараже, старый Ник еще пытается экономить – на продуктах, витаминах, игрушках, одежде, электричестве и отоплении.
Хорошо смотрятся на своем месте и Джоан Аллен, Том МакКэмус и Уильям Х. Мейси, сыгравшие бабушку и дедушек Джека.
Особых претензий к сюжету нет, авторов фильма не упрекнешь в излишней сентиментальности или спекулятивности. История, рассказанная Джеком пронзительная, услышав ее, нельзя оставаться равнодушным. Однако также нельзя исключать и того, что сюжет не так-то прост, как это кажется, на первый взгляд.
Возможно, что за историей о содержании в неволе, освобождении, привыкании к свободе и окончательном прощании с комнатой спрятан скрытый и вполне себе либеральный смысл. Что, если детство прошло за железной дверью в абсолютно закрытой глухой комнате, и в комнате этой было уютно, то это не значит, что комната – это не зло. Комната с железной дверью всегда будет злом, а ее хозяин – спятившим маньяком. И пусть все это часть беззаботного детства, но с этим надо проститься, как прощается в конце фильма мальчик с комнатой. Символика тут очевидна. Как это комнату еще не выкрасили в красный цвет, а на двери не нарисовали серп и молот? Но мы вежливо сделаем вид, что ничего не заметили. Правда, ведь?
Наталья Чайко
Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте,Twitter, Google+,Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.
_________________________________________________________________________
Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте, Twitter, Google+, Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.
_________________________________________________________________________Если вы хотите поддержать коллектив Молодежного Информационного Агентства «НОВОРОССИЯ», просьба отправлять переводы на Яндекс-Кошелек: 410014056051536