Феномен юродства – тема малоисследованная и, прямо скажем, неблагодарная. Сомнительность происхождения, подозрение в симуляции, отсутствие четких критериев… да и сам «материал» с каждым годом становится всё дальше и туманнее для исследователя. Одно из самых загадочных и противоречивых явлений преимущественно русской культуры сыграло огромную роль в формировании её уникального, самобытного лика. Так кто же они, так почитаемые и так высмеиваемые? Святые или безумцы?
Юродство на смену мученичеству
Разумеется, в юродстве есть черты, характерные другим святым подвижникам. Это и предельная аскеза, и уничижение гордыни, и отказ от мирской жизни. Нас интересуют только специфические для этого явления особенности. Мнимое безумие, провокация, смиренное принятие побоев, издевательств, дар пророчества.
Юродивых сложно почитать. Это не смиренный старец, молящийся в уединенной келье, не великий мученик, погибший за веру православную. Это сумасшедший в лохмотьях, задирающий тебя, обнажающий, скрытую тобой, правду, совершающий, на первый взгляд, богохульные поступки. Вот подошел такой человек к храму и бросил в него камень, надругался над иконой, а после пал к ногам блудницы. В душу волей-неволей прокрадывается сомнение, а Бог ли им правит или же бесы в нем кричат?
Так московский чудотворец Василий Блаженный прогоняет нищего, узрев беса в его облике. Он целует углы корчмы, видя рядом с ними плачущих ангелов. Именно он предсказывает пожар в Москве, начавшийся с Воздвиженского монастыря, возле которого накануне молился и плакал блаженный.
Алексей Елнацкий предсказывал болезни, аресты и смерти близких. Так он прошёлся нагим по улице, а на следующий день практически все жители были арестованы. Это один из немногих юродивых, погибших мученической смертью. Его самого арестовали и после пыток (ставили на раскаленную плиту босыми ногами) он скончался в больнице. Ксения Петербургская предрекла кончину Иоанна Антоновича и императрицы Елизаветы Петровны. Эту блаженную по праву можно называть мастером юродской провокации. Однажды, войдя в дом к женщине, юродивая попросила поесть. Та накормила гостью постным блюдом, сославшись на бедность. Уходя, Ксения посетовала, что так и не удалось отведать курочки, спрятанной в печке. Нужно заметить, что юродивых на Руси уважали и почитали. Обделить юродивую – всё равно, что обидеть ребёнка.
Интересен генезис этого явления. Юродство возникает только тогда, когда религия становится государственной. До тех пор, пока была возможность умереть за свою веру, в юродстве не было необходимости. Оно появляется тогда, когда человек «привыкает» к религии, когда молитва становится частью ежедневного ритуала и в рутинности теряет свою сакральность. Юродство возникает там, где становятся в один ряд умылся- помолился- покушал. Новое время требовало иного подвига. Подвига святых юродивых Христа ради.
Святые уроды
Первая юродивая появляется в Египте. Исидора – дурочка из Тавенского женского монастыря. Так называют её монахини. Сама же блаженная себя никак не именует. Она молчит. Притворяется душевнобольной, терпит побои и насмешки. Только, когда раскрывается её сущность, она убегает из монастыря. Бежит от людской славы. Бежит из рода. Потому что она – у-род. Юродивый или уродивый, урод – часть, отломившаяся от целого. Он и принадлежит своему роду (человечеству), но уже вне его. Он рядом, но сам по себе. Образ мысли, поведенческая линия юродивого направлены на то, чтобы перевернуть мир вверх тормашками. И это отнюдь не эпатаж, это попытка поставить мир на путь истинный. Нарочито безумное поведение юродивого — живая цитата апостола Павла, говорящего в «Первом послании Коринфянам» о том, что тот, кто хочет быть мудрым в этом мире, должен стать безумным. Мудрость мира — лишь иллюзия перед истиной Христа. Законы земные не действуют в мире горнем. Поэтому юродивый и пытается жить наоборот. Мирскому человеку может показаться, что юродивый низвергает традиционные уклады жизни, на самом же деле, он возвращает всё к своему исконному положению.
Поведение юродивого – это, прежде всего, повторение пути Христа, полное отождествление с ним. Архиепископ Каллист Уэр так описывает поведение юродивых: «Икона уничиженного Христа, юродивый безраздельно принимает кеносис Господа, соглашается на поношение и осмеяние, чтобы уподобиться своему Спасителю. Христос прославляем в страданиях, Он побеждает в унижениях и немощи. То же можно сказать и о юродивом. В мирском, секулярном понимании юродивый не достигает никаких прагматических целей, но с прагматической точки зрения Крест тоже был не нужен.
В древних житиях юродивые именовались уродивыми, уродами. Преподобный Исаакий «поча по миру ходити оуродом ся творя»; Исидор Твердислов «прием уродственное, буйственное еже Христа ради житие» и т.д.
В своём кенотическом максимализме юродивый предстает как глубоко Евангельская фигура. Он ежедневно умирает, а значит, каждый день воскресает из мёртвых, ибо Распятие неотделимо от Воскресения… Став иконой уничиженного Христа, юродивый вместе с тем икона великой радости Преображения».
Никогда мы не станем братьями
Известное противостояние Запада и Востока находит свои отголоски и в понимании подвига юродства Христа ради. Западное юродство – явление редкое, да и не совсем полноценное в ортодоксальном понимании. Для данного типа сознания главным является Христос страдающий. На страдании и страстях Христовых (отсюда стигматы как предел религиозного подвига) строится отношение к религии. Верующий готов к аскетической жизни, лишениям, страданию. Готов нести свой крест подобно Христу. Но! Западный человек знает, к чему он стремится. Он идет на жертвы, ради Спасения, а заодно и в этом мире рай построит. Он по сути своей бунтарь, ему необходимы массовые преобразования и социальная гарантия, потому что он социально зависим.
Восточная ветвь христианства основана на Христе пантократоре. Верующий отождествляет себя с Христом. Ему не нужны доказательства, он твердо знает, что Бог – непостижим и непознаваем до конца. Парадоксально, но зная, что здесь, на земле, ему не будет спасения, понимая, что православие обречено на поражение в этом мире, он, не сомневаясь, становится на путь Христа. Восточный тип христианства оказывается единственным верным, спасительным и родным русскому народу. Только русскому человеку присуще принятие такого, нечеловеческого по сути, тезиса: «возлюби врага своего…». Когда враг — абстрактное понятие в книге или новостной ленте, можно представить, что ты его любишь. Но как только горе приходит в твой дом, и враг становится отчетливым и материальным, ни о какой любви не может быть и речи. Как можно возлюбить того, кто сжег твой кров, убил близких, надругался над самым дорогим? Православие – предельно сложная религия. Но именно такой она близка русскому духу. Только русский человек готов не просто страдать Христа ради, но и любить своё страдание. Потому и юродивых на Руси чтут и любят.
Божьи шалунки
Образ юродивого навсегда запечатлен в классике русской литературы (А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков и др.). Тонкий и пронзительный рассказ Андрея Платонова «Юшка» отражает такие простые и вместе с тем глубинные отношения народа и юродивого:
— « Дети не знали другого такого человека, и они думали – вправду ли Юшка живой? Потрогав Юшку руками или ударив его, они видели, что он твёрдый и живой»
— «Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его». Нужно заметить, что у Платонова не только рассказ «Юшка» посвящен юродивым. Сам стиль писателя необычен, несовременен и чрезвычайно странен. Будто не автор пишет, а юродивый выходит из произведения и продолжает свою историю. Он повествует простым, доступным языком. Повествует так, что иногда задыхаешься в восторге от этой его элементарной ясности. Как?! Как же может быть всё так просто? « Юшка глядел на неё с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить».
Влияние юродства на русскую культуру было настолько велико, что его глагольная форма «юродствовать» приобрела самостоятельную жизнь. Правда, с несколько измененной коннотацией. Это уже не подвиг Христа ради, а эпатажный вариант мирского чудика. Юродствовать – это и ёрничать, и провоцировать с глумлением, и прикидываться дурачком. Это же и быть не таким, как все. Юродствование проникает не только в культурную сферу, оно, подобно мелким частицам распыленной памяти о святом подвиге, рассеивается в жизни человека, становится частью его самого. Так русское культурное наследие подарило нам непостижимого и самобытного В.В. Розанова. Человека, юродствовавшего всю свою жизнь. Розанов – это одно сплошное противоречие, способное в одно мгновение рассыпаться на тысячи мелких осенних листков–истин. Колких, подгнивших, но честных. Подобно юродивому он провоцирует возмущение читателя, заставляет его злиться, спорить и… думать. Менять взгляд на привычное восприятие мира. Розанов ломает рамки, показывая, что жизнь шире, она – другая. Обыденная ситуация предстает вдруг в совершенно другом ракурсе, и ты с удивлением понимаешь, что под слоем пыли в зеркале можно увидеть не только себя. При этом никакого пафоса, никакой напыщенности: « Я не «блудный сын» Божий… Но я шалунок у Бога. Я люблю шалить. Шалость, маленькие игры (душевные) – моё постоянное состояние».
Вопрос к читателю
А вы смогли бы отдать юродивой курочку? Не спешите утвердительно кивать. Вспомните, что это ваша последняя курочка. А у вас ещё дети не кормлены. Юродивая её всё равно не съест. Она уже привела хулигана, которому отдаст вашу курочку. Да-да, того самого, который вчера избил вашего отца и отнял все его деньги. А теперь готов съесть вашу ароматную курочку. Так отдадите курочку-то?
В завершение
Юродство – единственный подвиг, не требующий благословения. По силе испытания он переходит грань человеческую, приближаясь к сверхчеловеческому, к сверхразуму, к неземной силе духа. Эта статья ни в коем случае не призывает повторять подвиг блаженных юродивых. Она призывает помнить и чтить своих святых, ибо только памятью и верой можно спастись человеку.
P.S. А пока нас всю ночь мучила совесть и сытный ужин, юродивая перенесла все кирпичи на стройку вашего супруга, выполнив его суточную норму. Только об этом никто не узнает. Ни мы, ни окружающие, ни сама юродивая, предавшись забвению в ночной молитве, ни курочка в вашем желудке.
Татьяна ГАЗИЗОВА
Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте,Twitter, Google+,Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.
comments powered by HyperComments