Вне всяких сомнений, имя В. В. Кожинова должно стать компасом для всех, кому небезразлична истина, явленная в ключевых узлах русской истории и литературы. Литературовед, мыслитель и историк второй половины XX в., творчески развивающий русскую философскую мысль М. М. Бахтина, В. В. Розанова, Ф. М. Достоевского. Автор фундаментальных трудов по русской истории: «История Руси и русского Слова», «Россия. Век XX» (в 2-х томах), первая часть которой известна многим читателям под названием «Черносотенцы и революция», «Победы и беды России», «О русском национальном сознании». Его работы были высоко оценены самим митрополитом санкт-петербуржским и ладожским Иоанном (Снычёвым). Безупречная интуиция В. В. Кожинова позволила мыслителю окружить себя лучшими умами России из современников. Он был душой ведущих литературных журналов, вокруг него формировались целые плеяды поэтов, прозаиков, мыслителей, публицистов. Именно благодаря В. В. Кожинову миру стали известны имена М. М. Бахтина, Анатолия Передреева, Эвальда Ильенкова, Дмитрия Галковского, Юрия Кузнецова. С его мнением, как последней инстанцией, считались даже заклятые враги и тайные завистники… Всего не перечислить.
…К сожалению, в наше время достаточно много людей, которые пишут стихи. Говорим: «к сожалению», потому что поэзии в мире от этого не прибавляется, скорее — наоборот. Люди вообще перестали понимать, что такое действительно поэзия, говоря так о любом рифмоплётстве, а то и хуже. Немецкий философ Имануил Кант называл поэзию высшей формой искусства. Уже поэтому стоит понять, что для высшей формы необходимы высшие требования. Книга В. В. Кожинова «Как пишут стихи» — для всех: тех, кто действительно понимает тяжесть поэтического труда и тех, кто, вследствие глупого учения бездарных преподавателей литературы, совсем лишён поэтического чутья, считая, например, Северянина, Вознесенского, Евтушенко, Бродского «гениальными поэтами».
Сразу же начнём с оговорки, повторяя самого автора. Книга В. В. Кожинова называется «Как пишут стихи», а не «Как писать стихи»: «…в книге не раз говориться о невозможности научить кого-либо писать настоящие стихи; можно только показать, как не следует их писать». Тем более, первая глава книги так и называется: «Можно ли выучиться писать стихи?», в которой рассматриваются «поразительные по безграмотности» методологии стихотворчества. Следующие главы посвящены роли искусности в деле поэта, диалектике содержания и формы. К большому сожалению, многие понимают под формой нечто отдельное от содержания, определённое, так сказать, внешнее украшение. Между тем, как справедливо замечает В. В. Кожинов: «форма — это по сути дела и есть содержание, как оно является вовне, для нас».
Особенно тяжело постичь эту простую истину будет тем, кто может заявлять нечто подобное: «Какая разница, какая у стихотворения форма? Ведь, главное — смысл!» Таким «защитникам смысла» не дано понять, что «стих — это не «одежда» поэтического смысла, содержания; он и есть предметно, осязаемо развёрнутое перед нами поэтическое содержание лирики».
Наглядными примерами, живо вплетёнными в ткань самой книги становятся стихотворения лучших русских поэтов — А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, М. Ю. Лермонтова, Е. А. Боратынского, А. А. Фета, Н. А. Некрасова, А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского… Приводя строчки из классической русской поэзии XIX в., автор как бы даёт понять читателю, что он — читатель — на самом деле достаточно поверхностно знаком с классической лирикой; он, скорее, часто наслышан о ней, но крайне редко вдумчиво вчитывается в узнаваемые шедевры.
В. В. Кожинов проводит чёткую грань между «украшенностью» стиха, «красивостью», которая часто выдаётся за красоту, и самой красотой поэзии:
«Только песне нужна красота,
Красоте же и песен не надо».
(А.Фет)
Говоря о форме и содержании, автор развивает мысль, затрагивая биографию поэта, утверждая, что и она «должна быть подлинно поэтической, то есть, попросту говоря, достойной воплощения в поэзии». Точность данной формулировки подтверждает биографические факты всех без исключения поэтов. «Поэт, — пишет В. В. Кожинов, — движется между жизнью и искусством по узкой, как лезвие, грани. И редко кому, да и далеко не всегда удаётся пройти по этому лезвию». Таким образом, только предельно честное отношение к слову может характеризовать поэта как такового.
Наконец, В. В. Кожинов подчёркивает следующий парадокс: «Поэт не может не начинать каждый раз заново, исходить каждый раз не из предшествующих стихов, а из самой своей жизни — как будто он переливает её в тело стиха впервые». Читатель уясняет главное: поэзия — это не высказывание о жизни, а сама жизнь.
У читателя книги В. В. Кожинова как и у витязя на распутье, остаются три дороги. Первая. Осознание собственной бездарности, отказ от графомании и честное любование с земли недоступными высотами истинной поэзии. Вторая. Усилить требования к себе самому, осознать высшую ответственность собственных поступков, требуя от себя предельно искреннего выражения в собственном творчестве, непременно оглядываясь на русскую поэтическую традицию (сродни православному пониманию покаяния). Наконец, третья. Продолжить лгать другим и себе самому, довольствуясь лестью и самообольщением (Гореть в аду).
Первое издание книги «Как пишут стихи» тиражом 40 000 экземпляров было мгновенно раскуплено. Это произошло в 1977 г.; тогда ещё была Советская Империя, всенародная любовь к русскому поэтическому слову. Сейчас… Сейчас эту книгу трудно достать, заговор графоманов ввёл жёсткую цензуру, книга редко упоминается даже преподавателями русского (!) отделения филологического (!!!) факультета. Для читателей же нашего издания пожелание одно: если вы небезразличны к поэзии, пусть эта книга станет у вас настольной.
Максим ГАЗИЗОВ
Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте,Twitter, Google+,Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.
_________________________________________________________________________
Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте, Twitter, Google+, Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.
_________________________________________________________________________Если вы хотите поддержать коллектив Молодежного Информационного Агентства «НОВОРОССИЯ», просьба отправлять переводы на Яндекс-Кошелек: 410014056051536