Третий Рим

425

Древние цивилизации в Европе возникали уникальным образом. Вначале формировался город. Затем, развиваясь, он превращался в город-государство, подчиняя себе близлежащие земли и посёлки. Так было с Афинами, Спартой и Римом. Далее выстраивались отношения между этими государствами, которые нередко заканчивались захватническими войнами. На каком-то этапе Римская республика оказалась сильнее греческих государств и подчинила их себе. Культурно менее развитое римское государство подчинило себе более развитые. Такое не раз было в древней истории. Случалось и так, когда развитые цивилизации и вовсе исчезали под игом варваров. Но с Римом произошло иначе. Римские захватчики настолько очаровались греческой культурой, что постепенно в Риме становилось модным все греческое: греческий язык, греческая философия и греческое искусство, а детей обучали непременно учителя-греки. В Рим приезжали и работали прославленные греческие художники, скульпторы и архитекторы. Греческая знать плавно вливалась в римскую элиту. В Древнем Риме появилось изречение: «Пленённая Греция пленила своих врагов». Даже римские боги (Юпитер, Венера, Геркулес, Диана и др.) стали адаптацией греческих богов (Зевса, Афродиты, Геракла, Артемиды и др.). Появилось знаменитое на весь мир Римское право как дальнейшее развитие Афинского права. Так Рим стал абсолютным цивилизационным преемником Древней Греции, оставив глубокое влияние на весь дальнейший цивилизационный код Европы.

Римская республика развивалась и расширялась. Однако республиканская форма с её демократическими институтами теряла устойчивость при управлении множеством удалённых провинций, находящихся на разных ступенях общественного развития. Поэтому представляется вполне логичным и закономерным, что Римская республика, включившая в себя множество разнородных, разноукладных провинций, в 27 году до н.э. переросла в империю. Имперский Рим стал родным и близким для множества народов, поскольку имперская форма государственности была и остаётся лучшей для многонационального и многоконфессионального государства. Философ и поэт Сенека выразил это так: «Рим – общее наше отечество», а римская поэтесса Эринна писала: «Рим превратил мир в стройную общину». Так возникла знаменитая Римская империя – тот самый «Рим», который воплощает имперское величие и мощь, став духовным цементом, соединяющим разрозненные племена, «Римом», с полным правом претендующим на вселенскую политическую и культурную значимость.

В Римской империи был рождён Иисус Христос, изменивший на тысячелетия мировоззрение и духовный мир европейцев, отделив раз и навсегда истину от лжи, праведность от греховности. Но языческая на тот момент Римская империя под влиянием фарисеев распяла Его. И потом ещё три века преследовала и казнила последователей Христа. Язычество, основанное на древней мифологии, стало духовным, интеллектуальным и цивилизационным тормозом для империи, осознавшей свою вселенскую миссию. Это понял римский император Константин Великий. Чтобы быстрее расстаться с язычеством, он в 330 году переносит столицу империи из Рима в Константинополь (то есть, подальше от языческих римских патрициев) и делает христианство официальной религией всей Римской империи. Так был рождён «Новый Рим» или «Второй Рим» со столицей в Константинополе. Впоследствии империя стала называться Ромейской (в переводе с греческого – римской). Теперь уже Ромейская империя с IV по XV века становится бесспорной законной преемницей Римской империи. К слову сказать, историки в XVIII столетии назвали её Византийской, чтобы отличать её от Рима «первого» и вообще от западной части империи. Именно Второй Рим, имевший греков своим титульным культурным этносом, построил из языческой Европы величайшую христианскую цивилизацию, сохранив полную цивилизационную преемственность Риму и Древней Греции.

К началу XIII века Запад, попавший под искушения властных амбиций и «золотого тельца», окончательно становится христианским вероотступником, довершив великий раскол единой христианской Церкви на Католическую (Римскую) и Православную (Константинопольскую). Проблема Второго Рима в отношениях с Западам, помимо религиозной, была ещё и в том, что в Константинополе было больше золота, чем во всей Европе вместе взятой. Алчный Запад с подачи венецианских купцов и по благословению Папы Римского вероломно нападает на Константинополь, разграбляет его и зверски уничтожает местное население. Ромейская (Византийская) империя пала в 1204 г. под натиском западных рыцарей-крестоносцев и по-настоящему более уже не восстановилась, хотя формально просуществовала ещё до 1453 года, когда турки захватили Константинополь.

Но на этом история вселенских «римских империй» не заканчивается. Претензии на преемственность великому Второму Риму будоражили умы европейских элит. Так возникла идея Третьего Рима. Она основанана концепции «переноса империи» и использовалась в Европе для легитимизации притязаний тех или иных монархий на преемственность по отношению ко Второму Риму (Константинтиполю, Царьграду). Самые большие претензии на преемственность Второму Риму имели Священная Римская империя германской нации, Австро – венгерская и Российская империи. Совсем неслучайно все три имели своими гербами византийского двуглавого орла. Но с падением первых двух империй наступил и конец их римским притязаниям. Так исторически получилось, что права на преемственность Второму Риму остались к 1917 году и остаются поныне только у России, несмотря на то, что современная Россия формально и не является империей. Пока не является. Хотя, без всяких сомнений, остаётся её культурной (да и политической) преемницей.

На Руси идея «Москва – третий Рим» впервые была сформулирована в 1523 году старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем. Эта идея послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении Руси, которые сложились в период возвышения Московского княжества. А было так. Русь при Иване III, после его венчания в 1472 г. с ромейской принцессой Софьей Палеолог, приняла Византийский герб – двуглавого орла как символ преемственности величайшей цивилизации и православной веры. Московские великие князья, начиная с Иоанна III, притязавшие на царский титул, полагались преемниками римских и царьградских (константинопольских) императоров. Русский термин «царь», ставший титулом Ивана IV Грозного, как раз и означает европейское «император». Именно Русь была выбрана греками Византии в качестве своей духовной и цивилизационной преемницы. Так, начиная с IX века, греческие монахи– миссионеры основали множество православных монастырей на Руси, по «реперным точкам» расположения которых впоследствии пролегла граница будущего русского государства. С первыми же монахами пришла грамотность, а с нею – литература, философия, математика и вообще культурное ромейское наследие.

Согласно историку В.Махначу, «крещение Руси в X веке было не началом христианизации Руси (как наивно утверждают многие историки), а наоборот, её завершением».

Только Россия имеет более чем достаточно свидетельств реальности византийской (ромейской) преемственности: российский герб – это двуглавый византийский орёл, русский алфавит (кириллица) составлен византийцами (Кириллом и Мифодием), русская политическая модель развития – это византизм, а русская величайшая культура является национальной интерпретацией православной византийской культурной школы. И, наконец, самая важная, духовная часть наследия – русская православная вера – осталась ортодоксальной (то есть, без малейших изменений) византийской. Позднее, понимание того, что «Москва–Третий Рим» является главой Православия, стало осознанием её великой миссии – нести миру слово истинного христианства, быть центром духовного единения всех православных земель и удерживать «мировое зло».

Таким образом, идея «Москва – Третий Рим» отражает исторически обоснованную преемственность имперской России не только Второму Риму, но и всей европейской цивилизации, своими корнями уходящей к Риму и Древней Греции. Москва (Третий Рим) становится наследным культурным и духовным полюсом мира. Второй Рим в Средние века окончательно вырвал Европу из языческого варварства и сделал её христианской. А идея «Москва – Третий Рим» реализует надежду на нравственное и духовное возрождение не только русской, но и всех европейских наций. Особенно эта идея актуализировалась в современных условиях, когда западноевропейская культура и политика, находясь под масонским и англосаксонским влиянием, последовательно возвращаются в языческо-богоборческое состояние, пусть даже и с передовыми технологиями. Запад почти полностью отказался от идеалов христианства и варварски крушит все традиции народов и представления о международной справедливости. Идеологемы «Разделяй и властвуй», «Право силы» и «Победителей не судят» отличают нынешнюю западную международную политику во главе с США от российской, основанной на силе права, поскольку в православной культуре точно знают, что «не в силе Бог, а в правде».

Фёдор Папаяни,
эксперт «Изборского клуба Новороссии», Донецк


Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте,Twitter, Google+,Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.


comments powered by HyperComments