Святой богатырь Илья Муромец

562

Что бы я ни читал о русском богатыре Илье Муромце – все начинается примерно так: «Имя русского богатыря Ильи Муромца в нашей стране известно каждому с малых лет». Не знаю, актуально ли это для новых, постсоветских поколений, но у нас было именно так. Более того, моей первой прививкой любви к родине, к своему народу, отечеству послужил образ именно этого великого, святого воина. Что правда – в советские годы, тот факт, что Илья Муромец принял монашество и прославлен в лике святых как преподобный Илия Муромец Печерский, замалчивался. Однако образ святого богатыря соответствовал духу советского периода нашей истории так же, как и любому другому, предыдущему времени существования русского государства.

Странно это – русский святой соответствовал духу советского времени, времени воинствующего атеизма? В чем тут дело? Ответ казалось бы, прост – Илья Муромец защитник земли русской, а нужда в защите землю нашу никогда не оставляла, она только усиливалась. Пример богатырского служения родине способен вдохновлять русских людей на подвиг подобного самопожертвования. Просто советские чиновники использовали образ Ильи Муромца в целях патриотического воспитания населения и в этом преуспели. Это примерно так же, как и с другими нашими великими святыми защитниками, собирателями, устроителями земли русской, будь то: Владимир Великий, Александр Невский или Дмитрий Донской.

Оно-то так, но как-то слишком просто выходит, маловато оснований для народной любви. Ведь любовь не установить директивным распоряжением.

Есть иная, более глубокая, перспектива осмысления феномена Ильи Муромца в советском преломлении. Чтобы понять это, давайте вспомним, чем одухотворялся советский человек. Главной ценностью советского человека была социальная справедливость, в ней он видел реализацию исконной русской мечты о высшей справедливости. Это общее место русской идеологии, и именно здесь русскому человеку морочили голову мировой революцией – идеей глубоко чуждой русскому духу. Что сделал Сталин? Он провозгласил возможность построения социализма в отдельно взятой стране. Другими словами, он провозгласил территорию социальной справедливости, а в этом звучит уже другая исконная идея русского народа – идея о Святой Руси. Святая Русь – страна где повсеместно возносится молитва к Богу, и Бог не оставляет людей своим присутствием. Это присутствие знаменуется победой над злом, что и есть осуществление высшей справедливости. Святая Русь это такая ценность, которая есть. Она не требует усилий направленных на достижение, но требует невероятных усилий направленных на её защиту и сохранение. Нужно сказать, что эту тонкость Сталин хорошо понимал.

Отказавшись от химеры мировой революции и провозглашая курс на построение социализма в России, Сталин формировал мобилизационную экономическую и политическую систему, направленную на защиту страны. Мысль проста – защитив территорию Руси от посягательств мирового зла, русский народ построит справедливое общество просто от души. Это наивно и очень по-социалистически, но перед ним, как перед русским богатырем, очень остро и очень насущно стояла угроза именно внешнего зла. Однако согласитесь, это отличается от коммунистической идеи о том, что зло коренится в нуждах людей – насыщай потребности и зло исчезнет. Нет, это не так. Зло, как говорил Достоевский, коренится в природе людей гораздо глубже, нежели полагают лекари-социалисты.

Русский народ всегда, на протяжении всей своей истории стремился к обществу справедливости, вот только при этом душа народа не всегда пребывала в церкви. Без веры православной такое стремление иссякает. Быть может, сталинский разворот государства в сторону церкви и был обоснован переходом от военного периода, требующего мобилизации, к мирному – собственно строительству общества мечты, которой горел Сталин от юности своей.

Но если речь идет о защите Святой Руси, значит, и образ её защитника не может быть каким-либо иным – только святым. В безбожной советской России признаком этой святости была несокрушимая сила, сила метафизическая – такая, какой был наделён Илья Муромец. Народная любовь к этому былинному богатырю свидетельствует об истинных мотивах энтузиазма советского народа в годы первых пятилеток и его героизма в ходе Великой Отечественной Войны. Русский народ направлял свой богатырский дух на защиту своего отечества – Святой Руси.

Советский Миф об Илье Муромце странным мистическим образом выражает иной план советского бытия. Советское общество стояло на православном фундаменте. За внешней светскостью народ ни на шаг не отступил от своих отеческих оснований. Понимаете ли, само условие – социализм в одной отдельно взятой стране – говорит о непреклонной вере в богатырский дух русского народа, направленный на удержание справедливости на земле. Не низведение Царства Небесного на землю, в чем стержень коммунизма, не всеобщее благоденствие, а осуществление справедливости, которым является торжество добра. Это не требует всемирности, для этого нужно только место, где возможно её присутствие. В этом смысл защиты отечества, которое есть Святая Русь. Эта задача стояла пред нашим народом и в древности, и в царские времена, и советский период не стал исключением.

Когда в наше, постсоветское время, святым покровителем ракетных войск стратегического назначения стал преподобный Илия Муромец Печерский, память которого празднуется церковью 1-го января, в этом стал виден всё тот же, главный посыл, свидетельство основной нашей русской миссии на земле – защита Святой Руси, места, где еще остались люди добра, где еще возможна справедливость.

Илья Муромец не просто богатырь – образ этого русского святого воплощает в себе всю мощь русского народа. Никем неодолимую мощь, направленную на защиту территории надежды человечества.

Евгений ЧАЙКОВ


Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте,Twitter, Google+,Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.


comments powered by HyperComments