«Молодая гвардия»: история, ставшая легендой

2 069

Мало кто знает, что знаменитая краснодонская подпольная комсомольская организация «Молодая гвардия» имеет две ипостаси. Первая — героическая легенда, разлетевшаяся по планете благодаря одноимённой книге Александра Фадеева. Вторая — не менее героическая быль, реальная историческая канва которой имеет значительные расхождения с романом.

Посмертная трагедия краснодонцев

Подвиг молодёжного подполья Луганщины был открыт миру совсем не Фадеевым, как принято считать, а его коллегами — фронтовыми журналистами Владимиром Лясковским и Михаилом Котовым. В конце 1941 года, находясь проездом в Краснодоне, они остановились на несколько дней у семьи Кошевых, где успели подружиться не только с Олегом, но и другими будущими молодогвардейцами.

В феврале 1943 года фронтовые дороги их привели обратно в Краснодон. Узнав о героизме людей, которых знали лично, Лясковский и Котов не ограничились публикациями на страницах газет, поразивших читателей описанием масштабности подпольной борьбы непокорённого Донбасса, но и спустя полгода сдали в печать книгу «Сердца смелых». Благодаря их репортажам, ЦК ВЛКСМ создало специальную комиссию по изучению деятельности «Молодой гвардии», в состав которой включили и Фадеева, работавшего в то время корреспондентом «Правды» и Совинформбюро на Южном фронте. Именно ему и было поручено создать роман о краснодонцах, а Лясковскому и Котову приказали прекратить работы над темой; практически весь тираж книги «Сердца смелых» был изъят и уничтожен вскоре после выхода в свет.

Художественная проза практически не совмещается с подлинными именами, и известно, что автор «Молодой гвардии» об этом очень сожалел впоследствии, как и о том, что перерабатывал книгу. Что заставило Фадеева пойти против законов жанра? Ведь у него было два пути: или идти до конца в направлении документальной прозы, или же играть по правилам беллетристики, где он имел полное право создать полностью художественное произведение с вымышленными именами, пусть за которыми стояли бы реальные личности. Как, например, поступил Борис Полевой, работая над «Повестью о настоящем человеке»: герой книги Алексей Мересьев и его прототип Алексей Маресьев воспринимаются нами как разные люди, притом, что их фамилии очень похожи.
В результате Фадеев стал виновником целого ряда личных драм и трагедий. Большого труда стоило восстановить историческую правду в отношении несправедливо обвинённого в предательстве первого комиссара «Молодой гвардии» Виктора Третьякевича. До конца жизни злейшими врагами остались Елена Кошевая и Александра Тюленина — матери двух Героев Советского Союза. Занавесом молчания был окружён отец Олега Кошевого, находившийся в разводе с его матерью, хотя на самом деле он присутствовал при открытии обоих музеев молодогвардейцам. Много несправедливости выпало на долю семьи пропавшего без вести Анатолия Ковалёва, который, по некоторым сведениям, ещё четверть века прожил в ростовском госпитале для инвалидов войны совершенно ослепший и нелюдимый. А сам Фадеев постоянно избегал встреч с пережившими войну молодогвардейцами.

О чём умолчал Фадеев?

Читателей «Молодой Гвардии» неоднократно интересовало то, из окна какой именно школы Сергей Тюленин броском бутылки с зажигательной смесью поджёг противоположное здание, находящееся через улицу. Однако достаточно побывать в Краснодоне, чтобы понять, что этого не могло быть: все школы в городе того времени были отделены от остальной застройки достаточно большим пространством, добросить килограммовый предмет через которое превыше любых человеческих сил. Другой пример — описание дерзкого набега на лагерь военнопленных. Известно, что ни в самом Краснодоне, ни в его ближайших окрестностях гитлеровцы пленных не содержали: все крупные пересыльные пункты — «дулаги» были сосредоточены в районе узловых станций Лихая, Кондрашевская, Родаково и Должанская, и налёты подпольщиков на них действительно совершались.

Впоследствии Фадеев неоднократно заявлял о том, что использовал право писателя на вымысел и художественное обобщение. Многие факты им были взяты из деятельности подполья в соседнем Свердловске, расположенном в тридцати километрах к югу от Краснодона.
Летом 1942 года, незадолго до начала гитлеровской оккупации первого секретаря Свердловского горкома комсомола Игоря Бабарицкого и его заместителя Григория Романченко срочно вызвали в Луганск, где они получили задание по налаживанию подпольной работы. Лучшее прикрытие придумать было сложно: Григорий, обладавший замечательными музыкальными способностями, считался первым заводилой в городе, возглавлял художественную самодеятельность в городском парке и дворце культуры, а с началом войны по совместительству стал их директором. Подпольные организации всегда создавались из людей, до войны тесно общавшихся друг с другом на почве какого-либо увлечения: это сильно осложняло работу вражеской контрразведки, так их продолжающиеся активные контакты вряд ли могли навлечь на себя подозрение.

После прихода гитлеровцев подпольщики развернули активную работу. Врачи Мария Стоянова и Александра Мартынова выдавали фальшивые справки, чем спасли сотни человек от угона в гитлеровское рабство. Братьев Тупитченко и братьев Шесталовых внедрили на станцию Должанская путевыми рабочими. Они следили за немецкими перевозками, благодаря им советскому командованию поступила информация о переброске танков «Тигр» в район Сталинграда, их же стараниям между станциями Вальяново и Дарьевка полетел под откос вражеский эшелон. 7 ноября 1942 года над биржей труда, которая находилась в здании треста «Свердловуголь» был поднят красный флаг. Постоянно устраивались побеги военнопленных.

Была выработана строгая система конспирации. Своих опознавали следующим образом. На вопрос пришедшего: «У вас продаётся каустическая сода?» — следовало спросить: «Зачем?» Если отвечали: «Мыло варить!» — тогда нужно было сказать: «Придёт хозяин — поговорите». Для хранения приёмника оборудовали двойное дно в кадке, где росла роза, тайно провели электричество, подававшееся в особняк коменданта, подключившись к одной фазе и устроив заземление. Придумали интересный способ распространения листовок при помощи высокой фабричной трубы на территории Центральных электромеханических мастерских. Поводом к этому стал забавный случай: Иван, младший брат Григория Романченко, собирал уголь возле неё, и решил заглянуть в основание дымохода. Сильный восходящий поток воздуха сорвал с него фуражку и унёс достаточно далеко. Таким образом, у оккупантов не раз случалась паника по поводу листовок, разбрасываемых с бесшумного самолёта.

К приходу советских войск готовилось восстание. 21 января 1943 года Григорий Романченко и Дмитрий Калашников поехали в соседнее село Бирюково за оружием, а утром следующего нагрянули гестаповцы. Начались аресты. Спустя несколько дней большинство членов организации расстреляли.

После освобождения города велось следствие, никаких фактов предательства найти не удалось. Скорее всего, это был элементарный «провал»: активно действующее подполье, как бы хорошо ни была налажена конспирация, всё равно оставляет массу «следов». Возможно, что раскрытию организации в Свердловске послужили аресты молодогвардейцев в Краснодоне. А так как подполье на Луганщине чаще всего формировалось из участников кружков художественной самодеятельности, то все они были взяты в разработку гестаповцами. Василий Левашов, последний из восьми выживших молодогвардейцев, незадолго до смерти рассказал, что причиной провала его организации стало элементарное «робингудство» в виде налёта на грузовик с рождественскими посылками для солдат вермахта. Чтобы откупиться от мальчишки, ставшего случайным свидетелем, один подарок отдали ему, но на следующий день сигареты и шоколад появились на рынке. Выяснить источник происхождения товара для гитлеровских следователей оказалось делом техники, так потянулась цепочка. Так что до сих пор считающаяся официальной версия о предательстве, погубившем молодогвардейцев, подтверждения не находит, несмотря на то, что её сторонником был и сам Фадеев.

Когда легенду превращают в аксиому…

Роман Александра Фадеева «Молодая гвардия» стал символом сопротивления юных патриотов гитлеровцам, но его автор сильно исказил картину подпольной борьбы, сузив её до масштабов Краснодона, а сама книга стала своеобразным яблоком раздора с соседним городом.
В мае 1943 года Фадеев приезжал в Свердловск, побывал в райкомах партии, комсомола, исполкоме, беседовал с руководителем партизанского отряда, родственниками погибших и теми, кто был выпущен из тюрьмы. Задавал множество вопросов о клятвах, листовках подпольщиках, просил показать приёмник, по которому принимались сводки из Москвы. Ему были переданы бланки клятв и печать, которой пользовались подпольщики, а также записки из тюрьмы. Но по неизвестной причине в книге «Молодая гвардия» ни слова не было сказано о свердловских подпольщиках. Возмущению родственников замученных гитлеровцами свердловчан не было предела, однако все попытки восстановить справедливость пресекались.

В тени осталось практически всё партизанское движение Луганщины. Много сил потребовалось, чтобы рассказать о героизме Ивановского партизанского отряда, базировавшегося в скальных ущельях Донецкого кряжа под Красным Лучом. Ждут своего исследователя мстители, сражавшиеся с врагом в лесах Придонцовья. В 1985 году свердловская городская газета «Знамя шахтёра» начала публикацию отрывков из романа Павла Цупко «Шахтёрская кровь» о деятельности местного подполья. Вскоре в кабинете редактора раздался звонок, и голос высокого киевского начальника сообщил, что книга, показывающая иную версию событий, чем та, которая была изложена Фадеевым, не рекомендована читательской аудитории Донбасса. И только спустя двенадцать лет изданный мизерным тиражом роман увидел свет совсем под другим названием.

Легенды, определяющие сознание

События, развернувшиеся вокруг романа Александра Фадеева, показывают, насколько бережного обращения требуют трагические страницы нашего прошлого от тех, кто к ним прикасается. Но нельзя не отметить и другое: возникшая на основе книги легенда о молодогвардейцах до сих пор служит примером высокого подвига во имя Отечества.

Историческая память сегодня оказывается очень востребованной: общество начинает понимать, что без уважения к собственному прошлому не может быть будущего, а отрицание накопленного опыта — это первый признак незрелости мышления. Пример героев былых времён не раз объединял людей, воодушевляя их: поведение человека всегда имеет в своей основе определённые эталоны.
Одним из главных инструментов формирования народной памяти и объединения людей, неравнодушных к своему Отечеству являются исторические легенды. Поэтому стоит остановиться на их роли в осознании прошлого.

Прежде всего, любая легенда — это результат художественной реконструкции события, вне зависимости от того, создана ли она автором или же является произведением устного народного творчества, поэтому нельзя требовать от неё историографической точности в воссоздании картины того, что имело место, — последним вообще должна заниматься наука. В то же время легенда ни в коей мере не может рассматриваться как фальсификация, она очень часто существует параллельно с исторической канвой. В данном случае отсутствует злой умысел.
Во многих случаях легенды рождаются из-за недостатка объективной информации, как это очень часто имело место у представителей фронтовой прессы, издававшейся, по понятным причинам, в условиях строгой цензуры: все, кто изучал дивизионные и армейские издания, хранящиеся в Подольском архиве Минобороны России, подтвердят, что их чтение мало чем отличается от разгадки ребуса.

Иногда легенды появляются из-за того, что автору приходилось пользоваться крайне субъективными по своему характеру источниками информации, как, например, рассказами очевидцев, а иногда — самих участников событий или их родственников.

Историческая легенда является мощным идеологическим оружием. Они активно создаются и нашими идеологическими оппонентами. Несколько лет назад в США на экраны вышел фильм Клинта Иствуда и Стивена Спилберга «Флаги наших отцов», и это — самый безобидный из тех мифов, которые фабрикуются заморскими фабрикантами грёз и прочими специалистами по промывке мозгов. Он повествует о шести солдатах, водрузивших звёздно-полосатое знамя на вершине самой высокой точки острова Иводзима. Фотоснимок, запечатлевший момент поднятия флага, превратил обычных ребят в героев, их отзывают домой, где политики стараются на волне популярности парней получить от налогоплательщиков дополнительные средства на ведение войны. Создатели ленты сильно преувеличили воинскую доблесть своей армии, для которой битва за Иводзиму была далеко не самой удачной, так как при почти пятикратном перевесе в силах общее количество потерь превысило численность японского гарнизона, оборонявшего остров, последние защитники которого сдались в плен только в 1951 году. Понятна пропагандистская цель картины, проводящей недвусмысленную параллель с необходимостью американского военного присутствия в Ираке, Афганистане и других уголках планеты.

Александр ДМИТРИЕВСКИЙ


Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте,Twitter, Google+,Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.


comments powered by HyperComments