«Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».
Мф.5,14–16
Второго января но новому стилю Русская Православная Церковь чтит память святого праведного отца нашего Иоанна Кронштадского Чудотворца. Биографию отца Иоанна можно без труда найти на многих православных сайтах в интернете, о нем написано немало книг и снято множество документальных фильмов, которые дают вполне исчерпывающую информацию о жизни этого подвижника. Кем же он был, этот святой, и чем же он так примечателен для нас сегодняшних? Собственно говоря, слово «был» не совсем подходит по отношению ко святым, ведь мы верим, что они и сейчас с нами, и предстоят пред Господом в молитвенном попечении о нас, грешных.
Сейчас принято жалеть о прошедших днях, и то и дело слышатся голоса: «вот, де, как хорошо было жить при Союзе: и колбаса тебе по 2,20, и билетики в киношку по 10коп», а другие им возражают: «а при царе то, поди, получше бывало: корову прикупить за 3коп можно было». Вот некоторые и стали этим непомерно тяготиться, царя-батюшку искать любыми путями, или непременно Сталина вернуть вместе с Брежневым заодно…
Почему-то, чаще всего, личность о.Иоанна рассматривается только через призму политических убеждений, кстати сказать, естественных для нормального здравомыслящего человека того времени. О.Иоанн был убежденным монархистом, его очень тревожило происходящее в стране, и он не мог оставаться безучастным. Считая самодержавие чуть ли не единственным сдерживающим фактором все нарастающего хаоса в государстве, он говорил так: «Запомните: если не будет монархии — не будет и России. Только монархический строй дает прочность России, при конституции она вся разделится по частям», «Держись же, Россия, твердо веры своей, и Церкви, и Царя православного, если хочешь быть непоколебимою людьми неверия и безначалия и не хочешь лишиться царства и Царя православного», «А вы, друзья, крепко стойте за Царя, чтите, любите его, любите святую Церковь и отечество, и помните, что самодержавие — единственное условие благоденствия России; не будет самодержавия — не будет России». И все мы убедились в истинности этих слов. А также он говаривал: «На небе Царство, а демократия — в аду». Давайте задумаемся, о чем говорил о.Иоанн? О том ли, что царство есть единственное лекарство от всех наших проблем, о том ли, что нужно непременно искать нового царя-спасителя, о том ли что без царя мы и православными перестанем быть и спасаться перестанем? Определенно – нет!!! Это есть крик верного сына своего отечества, наблюдающего за разрушением своей страны.
Впрочем, эта тема не была главной в трудах всероссийского пастыря. Мы вряд ли наберем хотя бы пару листов подобных цитат. Гораздо больше Иоанна Кронштадского беспокоила проблема совсем другого царства — Царства Божия в сердцах наших. В одном из своих слов, обращенных к нам, он говорит: «…Россия мятется, страдает и мучится от кровавой внутренней борьбы, от страшной во всем дороговизны, от безбожия, безначалия и крайнего упадка нравов. Судьба печальная, наводящая на мрачные думы», а далее он поясняет причины упадка тогдашней, да и сегодняшней России: «… Русский народ и другие, населяющие ее племена, глубоко развращены; горнило искушений и бедствий для всех необходимо, и Господь, не хотящий никому погибнуть, всех пережигает в этом горниле. Поделом!..».
Причиною всех наших неурядиц является наше отступление от Бога, и тогда, и сейчас, и только наше истинное покаяние и обращение ко Христу может исправить положение. Об этом говорит священная история Ветхого и Нового Заветов, об этом говорят святые отцы, так считал и святой праведный Иоанн Кронштадский. Многие скажут: «но позвольте, сейчас столько храмов, прекрасно отделанных, с великолепным внутренним убранством, о каком богоотступничестве идет речь? Наоборот, люди идут к Богу». Давайте же посмотрим правде в глаза. Вспомним, что обычно бывает за день до празднования памяти Иоанна Кронштадского — 1-го января? По «нашей» китайской традиции мы весело, под взрывы фейерверков и улюлюканье телевизора, встретили 2016 год очередной обезьяны. «Замечательная» христианская традиция, а ведь в эти дни проходит рождественский пост, и нам подобало бы готовиться к достойной встрече пришедшего в мир Спасителя, очищая свою душу покаянной молитвой, а не угождать плоти всевозможными яствами и не упиваться до бессознательного состояния. Давайте посмотрим в наши квартиры. Здесь все исключительно по фен-шую, везде талисманы и обереги. Место красного уголка, где издревле в православном доме находились святыни: иконы, святая вода, просфоры, свечи и т.д. и куда собиралась семья на молитву, сейчас традиционно занимает телевизор, к которому семья собирается для просмотра какого-нибудь комедийного сериальчика, или comedi cluba, или ток-шоу какого-нибудь. Если мы приходим в храм, то только лишь чтобы умилостивить Бога, и чтобы Он сделал так чтобы нам, к примеру, повезло (что есть типичное язычество). При этом мы не терпим ни одного замечания в свой адрес, и оскорбляемся на любую мелочь. В общем-то мы, наверное, хуже язычников. Именно к нам обращены слова святого праведного Иоанна: «Ах братия мои! Не все ли мы скоро исчезнем с лица земли и будем как бы небывшие? Где же дела любви? Где исполнение заповедей Творческих? Где дух Христов в нас? Где незлобие, где смирение, где любовь к душам, где беспристрастие к временному? Где ревнование о духовных благах? Суетные, глупые мы люди! Исказили мы образ душ наших, исказили жизнь свою, превратили, вверх дном поставили ее. Вместо Христа дьяволу угождаем». Веры в нас нет, а ведь «вера — величайшее благо земной жизни: она соединяет человека с Богом и в Нем делает его сильным и победоносным».
Вот оно, настоящее сокровище о.Иоанна, ставшее результатом познания Правды Божьей. Вот, чего должны мы искать у него. Он оставил нам пример веры, милосердия, любви к людям, давайте же следовать его примеру. Его духовный дневник «Моя жизнь во Христе» — замечательное подспорье на пути к Богу. Вот еще несколько цитат из этой прекрасной книги:
«Не нашедшие Христа живут в этой жизни без сердечной веры, думают и заботятся больше о житейском: как бы повеселиться, сладко попить и поесть, одеться поизысканнее, как бы удовлетворить своим похотям, как бы время убить, которого не знают куда девать; хотя время их ищет и, не находя их, быстро мчится в их глазах, летят дни за днями, ночи за ночами, месяцы за месяцами, годы за годами, пока наконец, ударит последний, грозный час, и им скажут: стойте, ваше течение совершилось, ваше время потеряно, грехи, беззакония ваши все пришли перед вас и всей своей силой обрушиваются на вас и всей тяжестью будут вечно подавлять вас».
«Мы только называем Господа Богом, а на деле у нас свои боги, потому что волю Божию не творим, а волю плоти своей и помышления, волю сердца своего, страстей своих; наши боги — плоть наша, сласти, одежды, деньги и проч.»
«Братья! готовьтесь к соединению с Богом: бросьте суету земную. Займитесь великим делом самоочищения и самоусовершенствования. Возлюбите прогресс веры и добродетели, а не прогресс века сего, мы приготовляемся на земле узреть Художника всякой твари, видимой и невидимой, Красоту всего — там в вечности».
«Во всякое время молися о даровании веры и любви. Ты не просил еще как следует, с жаром и постоянством не имея твердого намерения стяжать их. Отселе скажи: «се начах…»».
Александр ЛЕХИН
Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте,Twitter, Google+,Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.