Ледовое побоище: «скользкая» тема?

0
415

Всё смешалось в доме Облонских. Вчерашние предатели стали героями, а герои – предателями. Это, надо полагать, из-за того, что сейчас Правда и Справедливость торжествуют. А вместе с ними торжествуем и мы. И спокойно вносим имя святого князя Александра Невского сразу в два списка: «Имя России» и «Позор России». И спокойно «скользим» по всем вопросам истории, как по апрельскому льду. И трещит под нашими тяжелыми умами этот лед точно так же, как когда-то трещал под броней тевтонских рыцарей.

 Знак вопроса

Хит-парады и рейтинги – это очень интересно. Больше ничего хорошего в них нет. Проекты «Имя Украины» и «Имя России» были очередным тому подтверждением. Зачем устроили это «соревнование» между полководцами, писателями и политиками и по каким правилам они «соревновались» – неизвестно. Зато крайне интересно. Особенно занятно то, что в очередном хит-параде «Позор России» (электронное голосование кипит по адресу badnameofrussia.ru), мы встречаем одни и те же лица. Значится в списках и «победитель» прошлого конкурса – князь Александр Невский.

Еще один знак вопроса

Своё мнение голосовавшие мотивируют. Оно интересно, так как его и разделяют, и отстаивают некоторые историки (И. Данилевский, С. Смирнов).

Что же смущает народ в новгородском князе? В основном умственные баталии сводятся к двум научно-эмоциональным моментам. Первый – из разряда ну и что? Дескать, никакого исторического значения победы Александра Невского не имели. Что ж, допустим. Но почему тогда не состоялся благословенный папой римским крестовый поход шведских рыцарей на Новгород? Почему магистр Тевтонского ордена не отомстил за павших без всякого исторического значения крестоносцев?

Второй момент из разряда надо было по-другому. Дескать, нужно было заключить союз не с дикими татарами, а с культурными немцами. Что ж, допустим, действительно лучше быть заживо сожженным на костре у крестоносцев, чем с переломленным хребтом у татар – дело вкуса. Допустим, действительно нужно было воевать одновременно и с теми, и с другими, и кому-то одному, но наверняка проиграть. Допустим, действительно лучше было принять католичество (непременное условие дружбы с Европой) и стать верным другом крестоносцев. Как радуются европейцы таким друзьям можно без труда узнать из истории саксов, пруссов, гасконцев, племен американских индейцев… Точнее, из их «посмертной» истории. Однако многие продолжают считать, что зря мы победили 5 апреля 1242 года на Чудском озере. Надо было проиграть и Карлу XII, и Наполеону, и Гитлеру, а еще лучше всем сразу.

Восклицательный знак

А теперь давайте допустим другое. Например, что «дикие» орды татар в некоторых отношениях были «гуманнее» цивилизованных европейцев. Золотая орда не истязала и не истребляла завоеванные народы. Дань для покоренных была весьма ненакладной (для сравнения, мы сейчас платим государству гораздо большие налоги). А главное – дикие кочевники со своим уставом в чужой монастырь не лезли. Подумайте об этом, если Вы убеждены, что татаро-монгольское иго было для Руси несмываемым позором. Русь в это время крепла и развивалась. А самое главное: «по-своему» развивалась.

Образ Александра Невского, выражаясь поэтическим языком, не был «раздут» ни коммунистической, ни какой бы то ни было другой пропагандой. Знаменитый фильм Эйзенштейна лишь в плакатной форме подчеркнул фигуру непобедимого князя, именем которого татарские женщины пугали своих детей.

На Московском Соборе 1547 года при митрополите Макарии Александр Невский был канонизирован в лике благоверных. Этот факт у некоторых прогрессивных историков также вызывает недоумение: дескать, как можно называть святым человека, который был воином и убивал людей? Что ж, если кто-то сомневается, что защищать свою Родину – святой долг каждого мужчины, то Александр Невский тут ни при чем.

Точка

Отчаявшись победить в открытой схватке (в 1242 и 1245 гг. дружины Александра разбили еще и литовские войска князя Миндовга), папа римский Иннокентий IV в 1251 г. прислал в Новгород двух кардиналов, которые уговаривали князя подчиниться римскому престолу.

Великий князь новгородский Александр Ярославич ответил отказом: «Мы знаем истинное учение церкви, а вашего не приемлем и знать не хотим». В памяти могучих тевтонов (которые, кстати, и в 1941 уважали достойных противников), Александр Невский после этих слов не остался диким варваром, не понимающим настоящей культуры. Рыцари говорили, что нигде прежде не видели такого «ни в царях царя, ни в князях князя». Они надолго запомнили апрельский лед русской весны.

Артём МАСЛОВ

Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте,Twitter, Google+,Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.

Комментарии: