30 ноября 1939 года войска Ленинградского военного округа перешли в наступление на Карельском перешейке. Началась советско-финская (Зимняя) война. Война, о которой долгое время замалчивалось. Война, во многом ещё неизвестная и неисследованная.
Зимняя война, с молчаливого согласия большинства советских (российских) историков, стала чёрным пятном в истории Советской России и её армии. Тема советско-финского конфликта, уже с середины восьмидесятых годов минувшего века, стала весомым козырем в руках, выплывших на волне перестроечной гласности русофобских псевдоисториков. Помнится, как в то не столь далёкое время в нашем обществе стало, можно даже сказать, модным и правильным хулить свою страну и её (свою) историю. Частые разговоры о том, что «это всё не то», подкреплялись публикациями «прогрессивных исследователей». Они, в свою очередь, выдавали в своих публикациях немыслимые цифры советских потерь в людях и технике, обвиняли в бездарности и самодурстве советских командиров, как во время Зимней войны, так и в первые месяцы Великой Отечественной. Не хотелось бы здесь показаться совершеннейшим кретином, до сих пор не сознающим фатальные ошибки военного и партийного руководства нашей страны. Но господа, это была НАША страна, и её история остаётся НАШЕЙ. Со всеми её ошибками, победами, подвигами и поражениями. А по сему, непозволительно нашу страну и её историю так бессовестно хаять.
Начав войну с Финляндией, Советский Союз в декабре 1939 года был исключен из Лиги Наций как агрессор. Интересный подход этой организации к критериям отбора на роль агрессора удивлял не однократно. Так, восьмая статья соглашения Лиги Наций ставила перед ней задачу сокращения вооружений к минимальным объёмам. Что же происходило на самом деле? Франция отказывалась уменьшать свои вооружения без гарантии военной помощи ей. Великобритания наращивала свой и без того внушительный флот и активно разрабатывала новейшие типы самолётов и авианосцев. Турция методично отслеживала действия противоборствующих сторон, выбирая, с каким военно-политическим блоком ей по пути. Не забывая в свою очередь наращивать численность армии. Болгарию, которая являлась членом Лиги с 1920 года, никто и не подумал исключать, не смотря на то, что она присоединилась в 1941 году к Берлинскому пакту. Именно Болгария предоставила немецким войскам свою территорию для вторжения немцев в Югославию и впоследствии оккупировала Македонию и Северную Грецию. Забавно, не правда ли?
Советский Союз оказался агрессором, даже не смотря на то, что буквально все попытки урегулирования конфликта мирным путём исходили от советского правительства. До начала военных действий посольство СССР в Хельсинки заявляло финнам «о настоятельной необходимости улучшения советско-финских отношений». СССР гарантировал неприкосновенность Финляндии и её морских границ, обязывался оказать помощь против какой либо агрессии вплоть до военного вмешательства. Фактически это было предложение, направленное на принятие Советского Союза как союзника Финляндии. Финны, в свою очередь, в 1920-30 годы тесно сотрудничали с военными ведомствами Германии, Швеции, США и Англии. К слову сказать, неприступные укрепления «Линии Маннергейма» строились на английские деньги. А экспортно-импортный банк США предоставил в 1939 году Финляндии заём в 10 миллионов долларов.
Тогдашняя угроза для СССР не высосана из пальца. Она действительно была. Как признавал бывший германский посланник в Хельсинки Блюхер, при встрече руководителей финского правительства и начальника генерального штаба немецких сухопутных войск Гальдера, последний «потребовал от финнов не уклоняться от проводимого ими антисоветского курса».
Можно с уверенностью сказать, что в сложившейся обстановке начала Второй Мировой, руководство Советского Союза прекрасно понимало стратегически выгодное положение Финляндии как плацдарма для дальнейшего броска на СССР. Необходимо было во чтобы то ни стало обезопасить северо-западные подступы к Ленинграду, а также защитить единственный незамерзающий северный порт Мурманск.
Советское правительство предложило Финляндии отодвинуть на несколько десятков километров границу на Карельском перешейке в обмен на более большую территорию в Советской Карелии, а также сдать советской стороне в аренду участок финской территории у входа в Финский залив для создания здесь советской военно-морской базы. Руководству Финляндии эти предложения показались невыполнимы. В октябре 1939 года очередные переговоры в Москве были сорваны, а уже к концу ноября правительство страны Суоми провело всеобщую мобилизацию. Государственный секретарь США Хэлл» благодарил Финляндию «за её твёрдую позицию».
Очень интересна роль будущих союзников Советского Союза по антигитлеровской коалиции в ходе советско-финской войны. Вот, например, Англия совершенно не скрывала своей антисоветской позиции. Её помощь Финляндии выразилась в поставленных 101 самолёте, 314 орудиях и большом количестве боеприпасов. Французы передали финнам 179 самолетов, 472 тяжёлых орудия, 5000 пулемётов, снаряды, патроны, амуницию. США помогли финским войскам, продав им 10 тысяч винтовок. Но помощь была не только материальной. На стороне финских войск выступили шведы в составе Шведского добровольческого корпуса, венгры (отряд Сису более 700 человек), американцы (около 300 человек), граждане Великобритании, Эстонии, а также русские белоэмигранты из Русского Обще-Воинского Союза. Надо отметить, что Финляндия всерьёз рассчитывала на прямое вмешательство в этот конфликт своих западных благодетелей. Турция, в свою очередь, даже рассматривала вариант открытия против СССР фронта на Кавказе, объединив силы с Англией и Францией. Советские дипломаты в Лондоне отмечали, что «правительство Великобритании имеет желание поддержать Финляндию с целью примирения с Германией» и направления Гитлера на Восток. Финские союзники сильно замешкались с открытием общего фронта против СССР. Когда общие предложения и интересы Англии и Франции окончательно совпали и был назначен день решающего координационного совещания, разочарованные представители Суоми уже согласились подписывать с официальной Москвой мирный договор. Случилось это 12 марта 1940 года.
Советско-финский конфликт был неизбежен. Советское руководство было вынужденно в сложившейся обстановке дать Красной Армии отмашку на атаку Финляндии. Этого требовали интересы нашей страны. И не известно, как завертелось бы колесо истории, если бы советские войска не выиграли в той войне или промедлили. Наши войска выиграли, это факт. А как у Красной Армии получалось или не получалось воевать на той войне, уже совсем другая история.
Дмитрий Вязов
Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте, Twitter, Google+, Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.