30 ноября 1853 года, в ходе Крымской войны, у турецкой крепости Синоп произошло легендарное морское сражение русского Черноморского флота и турецкой эскадры. Сражение это вошло в историю как последняя битва парусного флота. Русские моряки-черноморцы под командованием выдающегося адмирала Павла Нахимова разгромили турецкую эскадру, не оставив противнику совершенно никаких шансов. Турки были полностью обескровлены, и уже не могли вести какие-либо адекватные боевые действия на Чёрном море.
Английская газета «Таймс» назвала катастрофу турецкого флота «синопской резнёй». «Синопское поражение подаёт повод к важным заключениям о превосходстве русского флота и негодности турецкого…Такого совершенного истребления и в такое короткое время никогда ещё не бывало», — написали тогда в британской прессе.
Началом Крымской войны послужил ряд политических претензий и споров между Россией и Турцией. На фоне политических конфликтов обострились, как это часто бывает, и религиозные противоречия. В спорах с Россией к Турции примкнула Франция, выступавшая гарантом прав католического духовенства в вопросах контроля над Святыми местами в Палестине. Но главную скрипку сложившегося в тот момент антирусского блока играла Великобритания. Именно англосаксы стали основным противником ослабления Турции и усиления российских позиций в зоне черноморских проливов и на Балканах. Именно усилиями их дипломата, первого виконта Стратфорда де Редклифа, была развязана война. Английский дипломат с одной стороны вынудил российского дипломата князя Меньшикова предъявить султану ультиматум, а с другой – надавил на султана, чтобы тот отвергал любые предложения России. При этом личные попытки русского императора Николая I заключить соглашение с британцами о разделе сфер влияния ни к чему не привели. Такая договорённость была не в интересах лондонских прагматиков, завоевавших прочные торговые позиции в Турции. Война была развязана.
Военный конфликт, вспыхнувший, с подачи англосаксов в 1853 году, стал выгоден исключительно только им самим. Турецкая армия противостояла России одна четыре месяца, потерпев ряд тяжелейших поражений на Кавказе. Ну, а на море дело обстояло ещё хуже. Сейчас совершенно ясно — англичане выждали, когда турецкие армия и флот основательно израсходуют людской, продовольственный и технический ресурс и только тогда (в марте(!)1854 года) официально объявили войну России. Зачем же Англии, будучи союзником Турции, своего же союзника ослаблять? Ответ прост.
Высокообразованным английским интеллектуалам всегда нравилось покровительствовать обиженным «варварской» Россией странам, продавая им оружие и всячески снабжая их армию. Скептики воскликнут: « О! Опять виноваты англосаксы! Сколько можно!?». Столько, сколько нужно, господа. Правды не бывает много. Крымская война стала не первым и не единственным военным конфликтом России и Турции. Русско-турецкие войны продолжались на протяжении 350 лет с примерным интервалом в 25 лет. И на протяжении всех этих конфликтов, за спиной турецких султанов стояли английские дипломаты, военные советники и атташе. Вот только громкими победами в этих войнах турецкая сторона похвастаться не может. Практически каждый военный конфликт оборачивался для Османской империи очередной катастрофой с потерей той или иной территории в Крыму, на Балканах, Кавказе или в Северном Причерноморье.
Победа, одержанная вице-адмиралом Нахимовым над турецким флотом в Синопском сражении, стала настоящим триумфом русского Черноморского флота. Безупречная выучка и личное мужество каждого русского матроса и офицера в очередной раз свидетельствовали об историческом величии России как морской державы.
P.S.
Быть может, для Турции есть смысл задуматься и, проанализировав всю историю русско-турецких отношений, наконец-то понять и увидеть, кто друг для турецкого народа, а кто использовал и продолжает использовать его как цепного пса в отношениях с Россией?
Дмитрий Вязов
Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте,Twitter, Google+,Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.