Зоя Космодемьянская: комсомолка, ставшая мученицей

1
638

29 ноября 1941 г. немецкими оккупантами была повешена Зоя Космодемьянская. Девушке было всего 18 лет.

Подвиги бывают разные. Например, лётчик Иван Кожедуб сбил 64 самолёта противника. 83-летний крестьянин Матвей Кузьмин вывел немецкий батальон к засаде, при этом сам был убит. Снайпер Василий Зайцев во время Сталинградской битвы уничтожил 225 солдат и офицеров германской армии, включая 11 снайперов. Красноармеец Александр Матросов бросился на амбразуру, закрыв своим телом товарищей от пулемётного огня.

Подвиг Зои — особый. Он отличается от многих других тем, что в нём нет утешения от воинского успеха. И это важно. Космодемьянская приняла мученическую смерть. Стойко вынесла пытки, но не пошла на предательство. Зоя верила в Победу. Избитая, с обмороженными ступнями и вырванными ногтями, она кричала во время казни: «Вешайте! Нас двести миллионов! Всех не перевешаете!»

Книжная девочка

Зоя макала перо в чернильницу. Писала мелким, но чётким почерком в своей записной книжке черновик сочинения о русском богатыре Илье Муромце:

«Безграничны просторы русской земли. Три богатыря хранят её покой. Посредине, на могучем коне — Илья Муромец. Тяжёлая булава в его руке готова обрушиться на врага. По бокам — товарищи верные: Алёша Попович с лукавыми глазами и красавец Добрыня.

Народ относится к Илье ласково, жалеет, когда он ранен в бою, называет Иленькой, Илюшенькой: „Ножка у Иленьки подвернулася“. Когда его одолевает злой „нахвалыцик“, то сама земля русская вливает в него силы: „Лежичи, у Ильи втрое силы прибыло“.

И вот, спустя столетия чаяния и ожидания народные сбылись: у нашей земли есть свои достойные защитники из народа — Красная Армия. Недаром поётся в песне: „Мы рождены, чтоб сказку сделать былью“. Мы делаем былью чудесную сказку, и поёт народ о своих героях с такой же глубокой любовью, как пел он когда-то об Илье Муромце».

Выросшая в учительской семье, Зоя училась на отлично, увлекалась историей и литературой. Первая по успеваемости ученица в классе многим интересовалась, о многом знала. А ещё Зоя знала, что дед её был приходским священником. И фамилия её на самом деле — церковная: Космодемьянская — состоит из имён двух православных святых Космы и Дамиана. Только говорить обо всём этом лишний раз не надо. Особенно в школе.

Одноклассники Зою не любили, считали заучкой, зазнайкой. Подругу Зоя тоже не могла найти: стоило кому-то довериться и рассказать потаённое, как тут же по классу расходились сплетни. Но была заботливая мама Люба. Был брат Шура — настоящий друг и товарищ.

А ещё были книги. Множество разных книг, которые Зоя читала с увлечением одну за другой. Мечтательная, во многом наивная книжная девочка жила среди стихов, повестей и романов. Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Чехов, Толстой, Салтыков-Щедрин, Маяковский, Горький, Диккенс, Байрон, Мольер, Шекспир… Находя интересные высказывания, она переписывала их в свою записную книжку: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», «Быть коммунистом — значит дерзать, думать, хотеть, сметь», «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России»…

Зоя верила в то, что сама когда-нибудь напишет книгу и не одну, а целое собрание сочинений. Она мечтала стать писателем, а для этого собиралась поступить в Литературный институт. Но мечтам не суждено было сбыться — началась война. У Зои была возможность уехать подальше от линии фронта. Но она не могла и не хотела оставаться в стороне. Ведь её любимые литературные герои, сталкиваясь со злом, никогда не отходили в сторону, но выбирали путь борьбы.

31 октября 1941 г. Зоя, в числе 2 тыс. комсомольцев-добровольцев, явилась к месту сбора в кинотеатре «Колизей» и оттуда была доставлена в диверсионную школу, став бойцом разведывательно-диверсионной части. Книжную девочку научили бесшумно красться по лесу, заметать следы, метать гранаты и бутылки с зажигательной смесью, минировать дороги.

4 ноября группа Бориса Крайнова, куда входила Зоя, успешно справилась с первым боевым заданием — пробралась в тыл врага и заминировала дорогу в районе Волоколамска. 18 ноября был получен новый приказ, согласно которому диверсанты должны были сжечь в течение 5–7 дней 10 населённых пунктов, где квартировались немцы. В том числе деревню Петрищево. Могла ли предвидеть Зоя, чем в итоге обернётся для неё это задание?

Потом, после гибели дочери, мать Зои нашла её записную книжку. Последней там была цитата из «Гамлета»: «Прощай, прощай и помни обо мне!».

«Таня»

Военный корреспондент Пётр Лидов стучал пальцами по клавиатуре печатной машинки. Он был поражён рассказом жителей деревни Петрищево о том, как пытали и казнили юную партизанку Таню. Лидов писал:

«Она умерла во вражьем плену на фашистской дыбе, ни единым звуком не выдав своих страданий, не выдав своих товарищей. Она приняла мученическую смерть, как героиня, как дочь великого народа, которого никому и никогда не сломить! Память о ней живёт вечно!»

Лидов так и назвал свой очерк: «Таня». Он тогда ещё не знал, что именем Таня на допросе назвалась Зоя Космодемьянская.

Зоя была схвачена 28 ноября при попытке поджечь сарай жителем деревни Петрищево по фамилии Свиридов. Немцы похвалили предателя, и наградили этого иуду. Нет, не тридцатью серебряниками — целым стаканом водки.

На кухне в доме местных жителей немцы устроили Зое допрос. Она назвалась Таней, но больше ничего не сказала. На все вопросы — отвечала: «Нет», «Не знаю», «Не скажу». Тогда фашисты раздели Космодемьянскую догола и начали бить её солдатскими ремнями. Вскоре всё её тело было в кровоподтёках, а она не кричала, лишь цедила сквозь зубы: «Нет, Не знаю, Не скажу». В очерке Лидова сказано, что даже один из немцев не выдержал этого зрелища: «Через несколько минут молоденький офицерик выскочил оттуда в кухню, уткнул голову в ладони и просидел так до конца допроса, зажмурив глаза и заткнув уши». Избиение продолжалось долго, но Зоя так и не сказала мучителям ничего определённого.

После этого Космодемьянскую привели в избу, где находилось около 25 солдат. Они окружили её, и потехи ради начали таскать за волосы, бить по щекам и затылку. Немцы хохотали, им казалось невероятно забавным жечь спичками Зоины ресницы и брови, тушить о её тело окурки, жечь открытой керосиновой лампой подбородок, водить зубцами пилы по её спине. А хмурое молчание девушки только раззадоривало их. Наигравшись, изверги улеглись спать.

С Космодемьянской остался часовой. Выполняя приказ, он каждые полчаса водил девушку по селу без обуви, в одном нижнем белье, пока ему самому не становилось холодно. Обмороженные ноги Зои распухли и, отогреваясь в тепле, сильно болели. Эта пытка продолжалась четыре часа. Но даже после этого Космоденьянская ничего не сказала. К истязаниям Космодемьянской также присоединились пособницы фашистов — две местные жительницы Солина и Смирнова. Они бросили в Космодемьянскую котелок с помоями и избили её палками.

Утром немцы соорудили виселицу. Перед тем, как повести на казнь они устроили Зое последний допрос. Специально пригласили переводчика. В ходе допроса девушке вырвали все ногти на руках. Об этом говорила боевая подруга Зои, Клавдия Милорадова: «Во время опознания я увидела, что на Зоиных руках была запёкшаяся кровь. Ногтей не было». У мёртвого кровь не течёт, следовательно, ногти рвали, когда Зоя была ещё жива. Также об этом факте косвенно свидетельствуют слова местной жительницы Прасковьи Кулик: «Во время разговора присутствовало несколько солдат-немцев, но они русского языка не знали. Но вот в избу вошли офицеры с переводчиком. Мою семью выгнали на улицу. После допроса мне было разрешено войти в избу. Я увидела, что Зоя сидела на полу, около неё была лужа крови».

В очередной раз, ничего не добившись, немцы одели на Космодемьянскую брюки и куртку, затем — повели на казнь. При выходе из избы на неё повесили фанерную табличку с надписью: «Поджигатель Домов» на русском и немецком языках. Эшафот соорудили из того, что было под рукой — стула и трёх ящиков. На казни присутствовали солдаты и офицеры 332-го полка 197-й пехотной дивизии, а также местные жители, которых туда согнали. Со всех сторон щёлкали затворы фотоаппаратов: немцы любили всё фотографировать, в том числе свои зверства.

Зоя не сдалась, даже, когда её вешали. Обратившись к жителям, сказала: «Эй, товарищи! Чего смотрите невесело? Будьте смелее, боритесь, бейте немцев, жгите, травите! Мне не страшно умирать, товарищи. Это счастье — умереть за свой народ!». Немцам же крикнула: «Вешайте! Нас двести миллионов! Всех не перевешаете!».

Тело Космодемьянской не снимали с виселицы больше месяца. В новогоднюю ночь пьяные немцы поглумились над мёртвой Зоей: раздели её догола, изрезали, искололи штыками и отрезали одну грудь. После этого командованием полка было принято решение похоронить тело. Когда Красная армия заняла село, останки Космодемьянской эксгумировали, провели процедуру опознания и перезахоронили на Новодевичьем кладбище.16 февраля 1942 г. был подписан указ о присвоении Зое Космодемьянской звания Героя Советского Союза посмертно.

Что же касается её палачей и их пособников, то они не ушли от расплаты. В ходе боёв 332-й полк 197-й был полностью уничтожен. Утверждается, что Сталин лично отдал приказ солдат и офицеров из этой дивизии в плен не брать. Предатели Свиридов, Солина и Смирнова были арестованы и приговорены к расстрелу.

«За Зою!»

Шура макал кисть в банку с краской. Уверенной рукой буква за буквой он выводил на башне танка «КВ» надпись: «За Зою!». Когда Александр Космодемьянский узнал о том, что немцы повесили его сестру, в его жизни осталась одна лишь цель — месть.

Шура и Зоя были всегда дружны. Не просто брат и сестра, а настоящие товарищи. Их объединяла искренняя, крепкая вера в ту самую сказку, которую советский народ делал былью. Шура был хоть и младше Зои, но часто заступался за сестру, дрался, защищая её от обидчиков. Они проводили много времени вместе. Зоя зачитывала брату любимые стихи и отрывки из романов. Шура показывал ей свои рисунки и не раз рисовал её портрет. Когда началась война Шура и Зоя договорились уйти на фронт вместе.

Но вдруг Зоя покинула Москву, солгав брату, что едет на малую родину в Осино-Гай. А дней через десять на адрес Космодемьянских пришла открытка: «Дорогая мамочка! Я жива и здорова, чувствую себя хорошо. Как ты там? Целую и обнимаю тебя. Твоя Зоя». Шура долго держал в руках эту открытку, перечитывал номер полевой почты, словно хотел затвердить его наизусть. Ему не верилось, что Зоя нарушила обещание, и ушла сражаться за Советскую власть без него. А ещё Шура был обижен на то, что в открытке сестра обращалась только к матери, словно совсем о нём позабыла. Он сказал тогда хмуро и зло: «Мы были с Зоей одно. Мы должны были уйти вместе!».

Трагическая гибель Зои навсегда изменила жизнь Александра Космодемьянского. Он поступил в офицерскую школу и выучился на танкиста. В начале октября 1943 г. Александр с отличием окончил школу. По просьбе Космодемьянского его направили на тот участок фронта, где шли бои с остатками 197-й немецкой дивизии, офицеры и солдаты которой казнили Зою. В бою под Оршей 21 октября 1943 г. лейтенант Космодемьянский совершил свой первый подвиг. Вот, что написал в донесении командир части, где служил Александр:

«Комсомольский экипаж гвардии лейтенанта Александра Космодемьянского, показывая образцы героизма и отваги, уничтожил самоходную пушку врага и подавил 3 огневые точки, уничтожил миномётную батарею с расчётом, раздавил гусеницами танка 3 блиндажа с солдатами и офицерами противника и, кроме того, расстрелял до взвода пехоты. Весь экипаж представлен к награде».

О подвиге Александра вышла статья в «Комсомольской правде» с названием: «За Зою, за сестру! Александр Космодемьянский мстит немецким палачам». Надписи: «За Зою!» или «За Зою Космодемьянскую!» появились на других танках, а также на пушках, самолётах и авиабомбах.

Александр Космодемьянский проявил себя и в других боях. Принимал участие в освобождении Белоруссии и Прибалтики, в прорыве рубежей немецкой обороны в Восточной Пруссии и штурме Кенигсберга. К сожалению, увидеть Победу, ему было не суждено. Космодемьянский погиб 13 апреля 1945 г. в звании старшего лейтенанта при штурме населённого пункта Фирбрюдеркруг. Он похоронен на Новодевичьем кладбище напротив могилы сестры. 29 июня 1945 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. В Москве есть улица Зои и Александра Космодемьянских, где героям установлена стела.

Образ Зои Космодемьянской в информационной войне

Журналист одного либерального сайта стучал пальцами по клавиатуре. Он писал:

«В короткие годы прояснения сознания в конце XX в., русский народ набрался, наконец, мужества и решил правдиво ответить на вопросы о своих, так называемых «героях». Тогда-то и выяснилась правда о «28-и мифических панфиловцах»; убогом полудурке «Павлике Морозове»; «Краснодонских партизанах» — ещё одном фейке пропитого писательского ума; Александре Матросове; Зое Космодемьянской; «26 бакинских комиссаров» и прочих «героях», рождённых борзописцами по бумаге. Встал вопрос не только о том, кому же всё это время поклонялся обдуренный жуликами народ, но и такой практический, — а что делать с многочисленными памятниками, возвеличившими мифотворчество, поставленное на поток?».

Отметим, что эти строки впервые появились в сети в 2013 г. ещё до киевских событий и последующих актов вандализма, именуемых «декоммунизацией».

В ходе информационной войны, что велась против Советского Союза, а теперь ведётся против России, образ Зои часто пытаются очернить и дегероизировать. В либеральной прессе встречаем такие заголовки: «Зоя Космодемьянская была шизофреничкой», «Вместо Космодемьянской казнили другую», «Космодемьянская пыталась сжечь село, где не было ни одного немца», «Сумасшедшая «геройка» убивала стариков и детей».

Все эти версии были созданы западной пропагандой в конце 80-х годов прошлого века. Подобные «разоблачения» регулярно появляются во всех газетах на территории бывшего Советского Союза, а теперь в Сети. К примеру, либералы активно растаскивают по своим блогам. Сегодня популярностью пользуется достаточно грязная и откровенно оскорбительная статейка под названием: «Пламенные сучки». Сразу после заголовка автор изложил два основных тезиса: «Во-первых, не Зоя и не Космодемьянская. Во-вторых, красную сучку поймали и линчевали жители деревни Петрищево, которую „Зоя“ решила сжечь дотла. Немцев в той деревне никогда не было».

При этом на кого рассчитана версия о линчевании местными жителями — непонятно. Ведь на фотографиях видно, что Зою вешают солдаты в немецкой форме. Кроме того факт присутствия немцев в Петрищево подтверждён свидетельствами очевидцев и архивными материалами. По фотографиям же заметно, что на казнь ведут именно Зою Космодемьянскую. Ибо портретное сходство с карточками Зои из семейного альбома Космодемьянских — очевидно. К тому же тело Зои было ещё во время войны эксгумировано, а после — опознано её товарищами и родными.

Версия о шизофрении тоже не выдерживает никакой критики. Неужели неясно, что с таким диагнозом девушку никогда не взяли бы в разведшколу? Прозападная пресса любит публиковать документы, где сказано, что Зоя состояла на учёте в психоневрологическом диспансере, но при этом документы подтверждающие диагноз никто выкладывать не торопится. Ибо они разбивают в прах версию о шизофрении и прочих психических недугах. Согласно документам, Зоя на самом деле тяжело переболела вирусным менингитом, а с ним тоже ставили на учёт в диспансер. Стоит отметить, что в 30–40 гг. XX в. в Советском Союзе бушевала эпидемия менингита. Заболеваемость была колоссальной. Если сегодня серьёзную озабоченность врачей вызывает количество заболевших, равное 2,9 на 100 тыс. населения, то тогда эта цифра была больше — 50 на 100 тыс. Так что случай Зои был для того времени вполне обычен.

Но самый главный козырь в руках либералов это — приказ №0428. Во всех разоблачительных статьях о Зое Космодемьянской можно встретить вот этот текст:

«Ставка Верховного Главнокомандования приказывает: 1. Разрушать и сжигать дотла все населённые пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40–60 км в глубину от переднего края и на 20–30 км вправо и влево от дорог. Для уничтожения населённых пунктов в указанном радиусе действия бросить немедленно авиацию, широко использовать артиллерийский и миномётный огонь, команды разведчиков, лыжников и партизанские диверсионные группы, снабжённые бутылками с зажигательной смесью, гранатами и подрывными средствам».

После этого текста обычно идёт такой вот пассаж: «Понимаете ли вы, дорогой читатель, что значит перед началом зимы оказаться на пепелище с малыми детьми? Вы хорошо представляете как это — умирать на морозе всей семьёй?».

При этом цитируется лишь первый пункт приказа. А на самом деле их было три. Так вот в третьем пункте приказа говорится: «При вынужденном отходе наших частей на том или другом участке, уводить с собой советское население и обязательно уничтожать все без исключения населённые пункты, чтобы противник не мог их использовать».

Конечно же, полный текст этого приказа либеральные СМИ не публикуют. Ибо на нём страшилку об ужасах сталинского режима не построить.

Так почему же в информационной войне против России под удар попал в первую очередь героический образ Зои Космодемьянской? Ответ на этот вопрос даёт известный социолог, политолог и публицист Сергей Георгиевич Кара-Мурза. В своей работе «Манипуляция сознанием» он пишет следующее:

«Читал я лекцию в Бразилии перед обществом психологов. Тему они задали такую: „Технология разрушения образов в ходе Перестройки“. Я рассказывал факты, приводил выдержки из газет. А смысл слушатели понимали лучше меня. Особенно их заинтересовала кампания по дискредитации Зои Космодемьянской. Мне задали удивительно точные вопросы о том, кто была Зоя, какая у неё была семья, как она выглядела, в чём была суть её подвига. А потом объяснили, почему именно её образ надо было испоганить — ведь имелось множество других героинь. А дело в том, что она была мученицей, не имевшей в момент смерти утешения от воинского успеха (как, скажем, Лиза Чайкина). И народное сознание, независимо от официальной пропаганды, именно её выбрало и включило в пантеон святых мучеников. И её образ, отделившись от реальной биографии, стал служить одной из опор самосознания нашего народа».

То есть, можно сделать вывод, что героический образ Зои Космодемьянской для нашего народа — один из ключевых. Пока большая часть русских людей верит в подвиг Зои, манипулировать ими, а тем более — перекодировать их, дать другие ценностные установки — невозможно.

Ведя информационную войну с Западом, нужно помнить не только о нападении, но и о защите. Как в реальных боевых действиях необходимо обеспечивать безопасность электростанций, заводов и транспортных узлов, так и в информационной войне нужно защищать своих героев. А потому ни одно высказывание очерняющее имя Зои не должно оставаться без ответа. Изучив аргументы противника и реальные факты, необходимо создать для Космодемьянской надёжную защиту, о которую разбивались бы все версии западников. Только защитив образ Зои Космодемьянской, и другие основы русского самосознания, мы сможем выстоять и победить.

При этом нужно понимать одно: подвиг Зои для нас — это уже не вопрос исторической науки, где допустимы различные версии, предположения и умствования. Нет. Это вопрос веры. Либо человек верит в подвиг Космодемьянской, либо нет. А если верит, то считает истинными лишь канонические тексты, признавая все апокрифы ересью. Так вот, чтобы победить надо, прежде всего, верить в своих героев и вселять эту веру в других.

Геннадий ЖИЛЯКОВ


Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте,Twitter, Google+,Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.


Комментарии: