«Не прошло и двух недель, как душа не выдержала и я снова в Донецке!
Что же изменилось за это время? В центре города, не говоря об окраинах, чаще и отчетливее слышны звуки артиллерийской канонады. Бойцы армии ДНР рассказывают, что к линии соприкосновения стягивается украинская техника и даже крупнокалиберная артиллерия. Но приказа открывать ответный огонь — нет. И, как мы смогли лично убедиться, на передовой минометам и гаубицам ВСУ противостоят лишь автоматы и ручные гранатометы. «Обстрелы здесь каждый вечер; вам повезло, что еще рано. А иначе – прямо сюда могла бы прилететь мина»,- делились добровольцы из Чехии.
На этот раз удалось побывать в паре «горячих точек» Донецка: поселке Октябрьский и аэропорту. Большая часть поселка – развалины домов и безлюдные улицы. Это совсем близко от аэропорта и Песок: трудно выдержать такое соседство. «Как я могу простить Украину?? Пускай он (Порошенко – прим. автора) приезжает сюда и поживет нашей жизнью!», — восклицает пожилая жительница поселка.
Неожиданная встреча ожидала нас далее: по пустынной улице старичок выгуливал… козу Дашу! Шаловливая козочка тыкалась мордой ему в руки, выпрашивая лакомство из карманов. Оказалось, что он остался совсем один – жена умерла, дочка не может выехать из Славянска. Коза с котом – вот и все, что осталось от когда-то большой семьи.
В аэропорту мы оказались вместе с главой Куйбышевского района Иваном Приходько. Бесстрашный человек! Лично развозит гуманитарную помощь по самым обстреливаемым районам, был несколько раз контужен, но не останавливается даже перед угрозой снайперов. Красивейший современный аэропорт превратился в руины. Да и не только он, а и жилые кварталы на километры вокруг. Потоки дождя заливали камеру и на съемку оставались минуты: это не то место, где стоит раскрывать ярко-оранжевый зонтик – приглашение для снайперов!
Мое внимание обратили на деревья на территории аэропорта: среди них нет ни одного живого. Одни лишь черные обуглившиеся ветви, посеченные осколками. Это еще более жутко, чем развалины старого и нового терминалов.
В прошлую поездку мне уже приходилось общаться с военнослужащими армии ДНР. А на этот раз посчастливилось встретиться с живой легендой: донецким «Левитаном» — Эдуардом Басуриным.
О человеке, от которого миллионы зрителей узнают о ситуации на Донбассе, мы знаем не так много. Оказалось, что в свободное время Эдуард Александрович больше всего любит прогулки по родному городу. Что касается военнослужащих армии ДНР, он отметил, что боевой дух бойцов – великолепен и люди, пришедшие по зову сердца, точно знают — за что они воюют. Сейчас, под дождем и на холоде, бойцы продолжают оставаться на своих позициях. А угроза возрастает: отведенная в феврале украинская техника, вновь вернулась на линию фронта. Более того, контингент ВСУ в последние недели лишь усиливается вдоль всей линии соприкосновения. По словам Басурина, такое поведение может вызвать лишь недоумение и, чем дольше Украина будет оттягивать выполнение взятых на себя обязательств, тем дальше Донецкая Народная Республика будет отдаляться от Украины. Тем не менее, Эдуард Александрович надеется, что действия Донецкой Народной Республики наглядно покажут западному соседу, что избранный ею путь намного лучше того, что выбрало руководство Украины. Так, например, на мой вопрос о том, какой момент произвел на него наиболее сильное впечатление, Басурин ответил, что это было лето 2014 года, когда коммунальные службы продолжали подметать улицы, высаживали цветы, а в этот момент на город падали снаряды и мины…
О знаменитом дебальцевском «котле» и о масштабе разрушений в городе нам поведал первый мэр Дебальцево — Александр Афендиков.
«Если вы не уходите из этого города, значит вы – сепаратисты, а сепаратистам будет смерть», — этим принципом руководствовались ВСУ, расстреливая жилые кварталы из танков перед своим отходом. Минус 10 градусов, отсутствие света и тепла, несчастные глаза детей, вылезших из подвалов – вот с чем ему пришлось столкнуться после освобождения Дебальцево. Однако, восстановление идет полным ходом и, по словам Афендикова, те кто был в Дебальцево 18 февраля и приедет туда сейчас – это небо и земля. Несмотря на переход в департамент по внешним связям ДНР, у Александра Григорьевича по-прежнему болит сердце за ставший родным город, он продолжает помогать его жителям.
Курьезный случай вышел с интервью с Героем Новороссии Михаилом Толстых («Гиви»). Сами того не осознавая, несколько украинских СМИ сделали отличную рекламу ДНР, распространив это видео. Более того, они настаивали, чтобы их читатели «не пожалели 10 минут времени» и обязательно досмотрели до конца, как они выразились, «интервью главаря банды Сомали иностранному СМИ Vox Populi Evo».
Но не только уроженцы Донбасса сражаются в рядах армии ДНР: например, здесь есть добровольцы из Сербии. Мы встретились с командиром Деяном Беричем («Деки»), прошедшим боевой путь от Крыма и Славянска до Донецка. Он не прячет своего лица, несмотря на непрекращающиеся угрозы из своей страны. Потому что знает, что стоит здесь за правду. «Слово и честь – это всё, что есть у человека», — говорит Деки. Он показал нам трофейные разрывные патроны: такими смертоносными и запрещенными международными конвенциями штучками не брезгуют пользоваться украинские войска.
Я была очень рада, что в этот раз удалось встретиться и лично поблагодарить за всестороннюю поддержку нашего ресурса в ДНР Министера иностранных дел Александра Кофмана. Александр Игоревич – не только одно из первых лиц Донецкой Республики, но и патриот своего города, разделивший весь путь становления нового государства.
На прощание он подарил мне знаменитый донецкий сувенир: кованную розу из фрагментов снарядов, упавших на Донецк. Я буду хранить ее как память об этом удивительном городе и людях, способных из куска смертоносного железа создать произведение искусства.
В последний день моего пребывания в ДНР мы отправились в одну из школ Кировского района Донецка. Она интересна тем, что старшеклассники, члены общественного движения «Молодая Республика», учатся здесь основам ученического самоуправления. Выстроенные в линейку к нашему приезду школьники, с георгиевскими ленточками на белоснежных рубашках выглядели очень трогательно. К моему немалому удивлению, у ребят были заготовлены интересные выступления о своей школе и целом калейдоскопе событий: конкурсах, олимпиадах, о том как они сажали деревья на Аллее Славы.
Кировский район – далеко не безопасен. Но даже во время самых сильных обстрелов, дети продолжали приходить в школу за домашним заданием. Ребята рассказали, что научились определять по звуку вид снаряда: Град это или миномет. Печальные уроки войны…
Старшеклассники расспрашивали о своих сверстниках из Нидерландов: какие они? Я даже немного растерялась от обилия вопросов, а главное от того, насколько четко и красиво юные дарования излагали свои мысли. В этом, наверное, и есть ключевое различие донецких школьников от нидерландских: самостоятельность, разностороннее мышление и стремление что-то изменить.
Красивые лица и смесь искренности и недетской серьезности в глазах: вот те, ради кого сейчас сражаются взрослые под флагом ДНР! Пока им есть такая замечательная смена, Республика живет и будет продолжать развиваться!»
Ольга де Л., корреспондент международного издания Vox Populi Evo
Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте,Twitter, Google+,Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.