Киев vs Донецк. Две столицы некогда одной страны.

1
1 968

Есть расстояние географическое, а есть расстояние идеологическое. Первое постоянно, второе может измениться. Между Донецком и Киевом всё те же 600 км, но кажется, что оба города расположены на разных планетах. Де-юре мы по-прежнему «одна страна» и «один народ», де-факто у нас не осталось ни понимания, ни общих ценностей. Идеологическая карта рано или поздно превращается в политическую — с конфликтом или без. У нас без конфликта не получилось. Мы не будем разбирать все противоречия, которые в итоге привели к гражданской войне. Я предлагаю рассмотреть одно, но весьма показательное — противоречие в понимании «патриотизма». Итак, наша тема — любовь к Родине по-донецки, и любовь к родине по-киевски.

Неправильный патриотизм

В современном идеологическом мире есть два патриотизма — русский и хороший. Любое проявление любви или хотя бы уважения к России вызывает у «передовой общественности» либо высокомерное снисхождение, либо открытую агрессию. С её точки зрения, русский патриот — это, как минимум, умственно неполноценный человек, не знающий «исторической правды», а как максимум — террорист-антисемит. Вся их пёстрая риторика сводится к двум положениям. Первое — гордиться русскому вообще нечем (самый мягкий вариант — вначале уровень жизни поднимите до европейских показателей, а потом говорите, какие вы великие). Второе — всем русским должно быть стыдно. Стыдно за себя, стыдно за свою страну, стыдно за всю свою историю и т.д.

Впрочем, всё это легко объяснимо. За маской презрения скрывается банальный страх. Страх перед тем, что вместе с Россией воскреснет закон и порядок. И они правы, воскреснет и то, и другое. Поэтому им спокойней, когда государство погибает. Отсюда и неиссякаемый энтузиазм, с которым интеллигенция внушает народу апатию и разочарование: чувства, с которыми страну не поднимешь. Главная песня из этой оперы — «народ имеет то правительство, которое заслуживает». По понятным причинам, эту песню затянули в начале 90 гг., при советах был другой хит — «так жить нельзя».

Правильный патриотизм

Теперь поговорим о правильном хорошем патриотизме. Хороший — это любой, кроме русского. Здесь риторика «передовых» разворачивается на 180 градусов. Свою страну (Украину, Грузию, Польшу и т.д.) надо любить вопреки всему и несмотря ни на что. Социальные стандарты ниже европейских — ничего страшного, не меряйте любовь к родине наличием колбасы в холодильнике.

Ваша страна пешка в большой политической игре — не переживайте, главное, чтобы Европа и США были нами довольны и исправно выделяли кредиты. Вы считаете, что вам нечем гордиться? Гордитесь уже тем, что вы не русский и никакого отношения к России не имеете (да-да, ничего общего у истинных европейцев с этим угро-татарским недоразумением нет).

В этом отношении очень показательны футболки со слоганом — «дякую богу, що я не москаль». Можете представить немца в футболке «как хорошо, что я не англичанин», или итальянца — «спасибо деве Марии, что я не француз». Также можно вспомнить «бестселлер» Л. Кучмы «Украина не Россия». Вопрос — если это очевидно, зачем утверждать? Никому ж не пришло в голову назвать книгу «Петя не Вова» или «Водка не пиво».

Однако факт остаётся фактом — Россия и всё русское население стран СНГ оказались в одном положении — положении идеологических аутсайдеров. Быть русским не просто глупо, стыдно и недостойно, быть русским — не модно. Официальные круги России, на удивление мягкотелые в национальном вопросе, даже не пытаются оспорить этот тезис.

Портрет правильного патриота

Итак, каким должен быть правильный патриот Украины с точки зрения официальной пропаганды? Вышиванка, плюс-минус казачьи усы, флаг в руках (либо желто-голубые ленточки на одежде), знание наизусть слов национального гимна и обязательный отзыв на заклинание «Слава Украине!» От обертки к начинке — патриот весел, позитивен и всем доволен. Всё в его стране хорошо, скоро он запанует по-европейски (визы отменят, в ЕС примут и т.д.). А если что-то в его стране плохо, то в этом виноваты не самозванцы в Раде (не зря же он ради них полгода на майдане скакал), а негодяй Путин и вся Россия со своим великодержавным шовинизмом.

В чём же проявляется любовь правильного патриота к Украине? В вышиванке, плюс-минус казачьи усы, во флаге в руках (либо желто-голубых ленточках на одежде), в пении национального гимна и обязательного отзыва на заклинание «Слава Украины!».

Современный украинский патриотизм ярок, весел и демонстративен — майданы, флеш-мобы, факельные шествия — один сплошной общий праздник. Не удивительно, что он так притягателен для молодёжи. Но притягателен он как притягательна масс-культура, которая развлекает и только развлекает (в отличие от настоящей культуры, требующей определённого уровня развития, т.е. труда и сотворчества). Масс-культура не требует ничего, поэтому не стоит удивляться, что воспитанные на безответственности патриоты бегут на майданы, но убегают от повесток в военкоматы. Да, они готовы любить Украину, размахивать флагами и петь гимны, но — только в том случае, если от них за это ничего не требуется. Или — в контексте нынешней ситуации — если за это не бьют морду. Поэтому они отдали Крым без единого писка и выстрела — им дали понять, что лучше не пищать и не стрелять. Поэтому они героически «освобождают» Донбасс и заботливо организовывают экономическое блокады — им дали понять, что на Востоке можно и попищать, и пострелять.

Киев vs Донецк

Остановимся на отношении правильного патриота к неправильному, или, географически конкретизируя — Киева к Донецку и шире, украинского Запада к «украинскому» Востоку.
Возомнив себя истинным хранителем истинных национальных ценностей, Запад естественно стал смотреть на «недоукраинский» Восток свысока. Русскоязычное население правого берега Днепра стало восприниматься не иначе как рабочее быдло, которому ничего, кроме колбасы в холодильнике не надо. И более радикально — как русские оккупанты, понаехавшие на исконно украинские земли и при этом имеющие наглость «качать» свои права. «Кто вас сюда звал?» — негодуют правильные патриоты.

Что ж, переселенцев из России на восточной Украине действительно много. По этому поводу лично у меня два вопроса: во-первых, у КОГО они должны были спрашивать разрешения на въезд, а во-вторых, КОМУ стало плохо оттого, что они приехали и всю жизнь проработали на «эту страну»?

Итак, озвучим один вывод — к ненависти Запада к Востоку всегда примешивалось высокомерие интеллигенции. Точнее, высокомерие колхозной интеллигенции. Звучит парадоксально, поэтому поясним: поскольку всю национальную идентичность украинца вывели из сельского быта (вышиванки, вареники и вилы), то именно селянин стал «цветом нации». В городе всё «украинское» закономерно заканчивается — и одежду менять приходится и говорить надо по-городскому (или по-русски, или по-польски). Таким образом, городская культура стала восприниматься враждебно. Клич «Бей городских!» не нуждается в пояснениях — а за что?

Вообще, враждебное отношение деревенских к городским (и наоборот) характерно для любой страны (например, для США и Италии, географически разделённых на промышленный север и аграрный юг). Но специфика Украины в том, что в закономерный и понятный конфликт деревни и города примешался национальный вопрос. Для Европы это нонсенс — немцу или итальянцу для того, чтобы быть немцем и итальянцем не обязательно говорить на сельских диалектах и ходить в национальном костюме ХIХ в.

Резюмируем — украинское село не просто ненавидит городской Восток, оно его по-интеллигентски высокомерно презирает. К слову, все мы привыкли жалеть бедную несчастную интеллигенцию, безвинно пострадавшую в годы «диктатуры пролетариата» (хотя терновый венец мучеников за идею был на их непокорных головах и при царях, и при генсеках). Но восстановим историческую справедливость — образ невинных ягнят интеллигенты создали сами о себе. Далеко не все они были профессорами Преображенскими. Более того, многие из них в разное время открыто взывали «к топору», войне или революции (Добролюбов, Чернышевский, Бакунин, Герцен, Троцкий). Взывали спокойно и с чистой совестью, прекрасно понимания, что прольётся не их, а чужая кровь. Кровь тех, кого не жалко. Приведу малоизвестные, но показательные высказывания «неистового» интеллигента Белинского: «Тысячелетнее царство божие утвердится на земле не сладенькими и восторженными фразами идеальной и прекраснодушной Жиронды, а террористами — обоюдоострым мечом слова и дела Робеспьеров и Сен-Жюстов», или «Люди так глупы, что их насильно надо вести к счастью. Да и что кровь тысячей в сравнении с унижением и страданием миллионов?»

«Совесть нашей нации» явило своё истинное лицо во время гражданской войны 2014–2015 гг. «НАМ вас не жалко!» — вот ясная и твёрдая позиция украинских СМИ (а печать всегда была рупором интеллигенции) по отношению к жителям Донбасса.

Мы работаем…

Теперь напишем портрет неправильного украинского патриота. Он не ездит на майдан, не знает наизусть слова национального гимна, не носит вышиванку и самое главное — он говорит по-русски. При этом он не собирается уезжать «в свою Россию» потому что уверен — русские и украинцы один народ и могут жить в согласии и мире. Дополнительные штрихи — он неповоротливо консервативен и подозрительно недоверчив. По старинке отмечает советские праздники (даже 9 мая) и считает, что не всё в СССР было плохо. Новости он смотрит, но почему-то не всему верит.

Далее, неправильный патриот не весел. Ему не нравится то, что творится с его страной. Ему некогда веселиться на майданах и участвовать в факельных шествиях. Он в это время работает.
Патриотизм по-донецки особенно ярко проявился в годы так называемой АТО. Проявился не в митингах на площади Ленина и не в распевании гимнов. Всё это время люди просто ходили на свою работу и добросовестно её выполняли. Выполняли так, как будто за окнами не гремит артиллерия и будто каждый день здесь не гибнут люди. Тем, кто знает о происходящем только со слов журналистов, не понять, что значили краткие надписи «МЫ РАБОТАЕМ» на разбитых витринах и иссеченных осколками домах.

Долг или право

Подведём итог — есть два разных патриотизма. Один воспринимается как право (вариант Киева), другой воспринимается как долг (вариант Донецка). Первый заметен (майданы, флаги, акции), но ненадёжен. Второй незаметен (работа, работа, работа), но крепок. Парадокс, но именно вариант «отсталого» Донецка оказался более европейским. Вот строка из «Фауста»: «Живи. Хоть миг живи. Жить — это долг». А вот мнение известного калининградского философа Иммануила Канта: «Работа — лучший способ наслаждаться жизнью». Автор «ЖЗЛ» о Канте А. Гулыга поясняет эту мысль: «Чем больше ты сделал, тем больше ты жил. Единственное средство быть довольным своей судьбой — заполнить её деятельностью».

Получается парадокс — неприметные трудяги Востока, которые-то и украинцами себя не считают, в итоге для Украины СДЕЛАЛИ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ, чем западные «активисты». Но, это конечно, в том случае, если поднятую во времена СССР экономику и промышленность считать важнее членства в ЕС или безвизового режима (которых, кстати, до сих пор нет).

Последнее прибежище негодяя

Агрессивный, деятельный, искренний, показушный — патриотизм бывает разный. Но главное — уметь отличить истинную любовь к Родине и ложь, этой любовью прикрывающуюся.

«Патриотизм — последнее прибежище негодяя», — почти каждый из нас хотя бы раз слышал этот афоризм, принадлежащий Сэмюэлю Джонсону, английскому писателю XVIII в. Это высказывание и сейчас обращают в адрес неправильных патриотов. Иногда афоризм трактуют и вовсе однозначно — дескать, только негодяй может быть патриотом (подразумевая, патриотом России).
Вадим Кожинов как-то обратил внимание на подобное искажение смысла: «Он [С. Джонсон — А.Ю.] был убеждённым консерватором (членом правого крыла партии тори) и беззаветным патриотом Великобритании. И смысл его афоризма, как говорится, однозначен. Негодяй, то есть субъект, готовый на всё ради своих эгоистических вожделений, плюющий на интересы Отечества, оказавшись в безвыходном положении, неожиданно пытается изобразить из себя патриота, кощунственно заявляет о своей мнимой преданности Отечеству. Точно так же на пороге смерти самые безбожные, самые бессовестные людишки нередко вспоминают о Боге. Но разве это бросает тень на Него?!»

Итак, любить свою Родину — нормально и для нормальных стран необходимо. К такому убеждению иногда приходили даже беззаветные либералы типа В. Короленко. Много лет неустанно обличавший русский патриотизм, 23 июля 1917 г. он всё-таки признал свою ошибку: «Теперь много ошибок уже сознано, и из них главная: непризнание важности «отечества». Загипнотизированные пошлостью расхожего «патриотизма», мы отвергли и всякий патриотизм во имя будущего единого человечества. За это приходится всей России платиться».

Артём Юрьев


Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте,Twitter, Google+,Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.


Комментарии: