1 октября — день рождения Льва Николаевича Гумилева. Выдающегося русского ученого, историка, географа, археолога, этнолога. Автора концепции этногенеза. Человека, творческое кредо которого на протяжении жизни — смело выходить за рамки привычных отраслевых специализаций и чья деятельность не вписывается в рамки ни одной научной дисциплины.
Начал свою научную деятельность Лев Николаевич с изучения истории тюркских народов. Он двигался как вверх по оси времени — к позднему средневековью, так и вширь. Предметом его научных исследований на протяжении 1930-х–начала 1990-х годов была не какая-то одна этническая группа, а народы Евразии.
В частности, Лев Николаевич отмечал, что история Евразийского материка, народов, племен, этносов — это не просто некое захолустье Европы, где живут темные варвары, а драматическая, наполненная множеством фактов история сменявших друг друга цивилизаций, которые представляли собой высоту духовности, где имели место религиозные полемики, столкновения различных доктрин, обращение целых народов к христианству. Гумилёв рассматривал распространение буддизма, митраизма, манихейства, тенгрианства, ислама и то, как они сочетались с христианскими тенденциями.
Он описал сокровищницу Евразийской истории, не менее драматической, насыщенной и прекрасной, чем история Западной Европы, доказав, что история России и Евразии — это не менее самостоятельная и полноценная тема, нежели история Западной Европы, имеющая множество сходств и отличий: «Мы должны рассматривать историю Евразии как самостоятельное явление».
Гумилёв предложил комплекс оригинальных методов изучения этногенеза, заключающихся в параллельном изучении исторических сведений о климате, геологии, географии, археологических и культурных источников. Согласно его теории, этносы под воздействием некоего импульса выходят из состояния равновесия, поднимаются до создания государственных образований и даже империй, а впоследствии неминуемо рушатся и распадаются. Основной движущей силой этих преобразований являются энергичные, смелые люди, у которых степень личной жертвенности превышает инстинкт самосохранения. Такие личности Гумилев назвал пассионариями. Именно их инициатива поднимает гигантские человеческие массы, толкая их на завоевания, расширяя ореол своего существования, покоряя более слабые народы.
Лев Николаевич создал свою историко-философскую модель, в которой Россия приобретает характер некоего самобытного цивилизационного ритма, в котором взаимодействуют разнообразные источники многомерной, сложной и насыщенной культуры. По сути, он кинул вызов исторической традиции, которая привилась в России со времен Петра Первого, когда наша история рассматривалась сквозь призму Западноевропейской цивилизации. Он выстроил цивилизационную концепцию истории эволюции евразийских этносов, и в первую очередь русского народа, как некую самостоятельную систему, являющуюся продолжением Евразийских идей своих предшественников.
Нужно отметить, что Гумилёв творил в очень сложное время, когда вся чистая философия, вся политическая и идеологическая модель Евразийства не могла быть выражена прямым языком, что накладывала определенный отпечаток на характер его суждений, за которым тем не менее завуалировано прослеживались оттенки консервативной русской государственной идеологии. Западную Европу на протяжении истории Лев Николаевич рассматривал как самого главного врага России. Характеризуя уникальность исторического развития нашей державы, впитавшей в себя наследие древней Руси и империи Чингизхана, Гумилёв отмечал положительное влияние восточных народов на русскую культуру, подчеркивая, что Россия — это целая цивилизация, а не просто европейская страна.
Читайте также: Прискакали: Днепропетровск могут переименовать в Укрополь
Православный мир Византийской империи передал свое наследие России, и формула «Москва — Третий Рим» — это утверждение священного самосознания, священной русской идеологии, к которой современные евразийцы и предлагают нам вернуться, видя в ней фундамент будущего возрождения национальной государственности.
Лев Николаевич для современных русских патриотов как некий источник, пронесший сквозь очень тяжелый период советской духовной пустыни живительную влагу национальной идеологии, оросив ею позднесоветское общество. Его современные последователи, переняв идеи Евразийства, усовершенствовали их до более отточенных философских, политологических и геополитических моделей.
Читайте также: В сети выложено видео убийства американскими снайперами 47 украинснких националистов 20 февраля 2014 года
______________________________________________________________________________________________
Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте,Twitter, Google+,Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.
______________________________________________________________________________________________