Эта статья ни в коем случае не нацелена на очернение советского общества, которое на фоне сегодняшнего разврата выглядит недостижимым идеалом. Цель работы — на известных примерах из советского кино проиллюстрировать симптомы духовного разложения, которое показывалось без стеснения, а значит, не осознавалось, как падение.
С помощью кино понять постигшую СССР судьбу гораздо проще, ибо советские фильмы — это зеркало той действительности. Постараюсь через них обратить внимание на одно свойство советской эпохи, которое я бы назвал нарастающим разложением морали советского народа, начавшимся еще в 1950-х, т.е. сразу с «оттепели». Ожидать чего-либо иного от любой «оттепели» вряд ли стоит, поскольку она по определению означает переход из твердого состояния в текучее. А применительно к морали — от строгости к разложению.
Если взглянуть по-крупному на массовый советский кинематограф, то он поразительно рельефно отражает процесс разложения советской морали, которая с «оттепели» начала постепенно «таять» и к началу XXI века превратилась в какую-то зловонную гниющую массу «современных ценностей». Ведь то, что мы имеем сегодня, — это результат разложения советской эпохи. Ничего другого пока что нет. Общественный цинизм, характерный для последних десятилетий, возник не на пустом месте. Он отчетливо просматривается в 1950-х гг. еще в полушутливой форме, как и появившееся тогда же желание «пожить для себя». Ведь уже в середине 1960-х к людям надо было «помягше», а «на вопросы смотреть ширше». Поэтому то, что кто-то хотел в начале дня «принять ванну, выпить чашечку кофе» (1969), вполне закономерно и отражает произошедший ценностный сдвиг в сознании советских людей. Комфорт вытеснил идею и превратил ее в пустой ритуал. Погоня за материальным стала не только обычным делом, но и новым смыслом жизни. А отношение в себе, любимому, стало во главу угла. Ведь интонация Миронова лишь отчасти имела шутливый тон. Эта фраза — новое кредо новой эпохи, продолжающейся до сих пор.
В фильмах 1970-х курящая женщина и мать-одиночка стали чем-то обыденным. В «Гараже» ведь не просто так было заявлено, что «муж на сегодня не главное, для женщины главное — дети». Это не любовь к детям — это выстрел в семью. И это было вложено в уста героини Ахеджаковой, которая олицетворяет в фильме близкую всем русским справедливость.
А сколько блудных связей в наших фильмах было показано как что-то вполне допустимое?! «Свободные отношения» по-западному не с неба свалились к нам в 1991 году, а вызревали здесь, у нас, пока мораль советских людей постепенно обмирщалась, теряя всякую связь с идеей. Скажем, кто припомнит это в «Афоне»? А в «Служебном романе»? Посмотрите. А ведь это значит, что в 1970-х мужчина в постели женщины перестал мыслиться как грех, что в 1950-х было еще невозможно. И хотя советская идеология не знала понятия греха, его заменяло общественное порицание. А оно с 1950-х стремительно «таяло». Например, любимый всеми фильм «Девчата». Лично на меня он производит тяжелое впечатление. При всей своей жизнерадостности он представляет собой негласный манифест советской молодежи — жизнь прекрасна, и нужно этому радоваться. Что в этом плохого, спросит читатель? А то, что это — ИМПЕРАТИВ, вектор, существенно искаженный «оттепелью». Многие фильмы 1950-х — это уже маленькие темные пятнышки на ещё, в целом, чистом небе советского общественного сознания. Но оно быстро стало затягиваться тучами, дойдя до крайней степени молодежного цинизма в «Курьере» (1986) или «Дорогой Елене Сергеевне» (1988).
Отметим такой факт. С конца 1950-х рождаемость в СССР быстро пошла вниз — с почти 3 детей на женщину до 2 к концу 1960-х. И это всего за 10 лет! А если учесть и то, что число разводов (по отношению к числу браков) выросло с 12% в 1960 году до 30% в 1970 году, то становится ясно: что-то очень зловещее произошло в 1960-х гг. И оно до сих пор стучит своими тяжелыми сапогами в души русских людей, не желая никуда уходить.
Вот примеры из фильмов. Взять те же «Девчата» (1961). Уже там молодежь «просит комнату» для «общения», причем из контекста совершенно ясно, что речь идет не о семейных парах. Значит, в головах молодых людей произошел зловещий перелом. А вспомните, как Тося скакала, как сумасшедшая, из-за того, что на нее обратили внимание. Разве так должна вести себя девушка? Какой вздор — обсуждать такую невинность, может кто-то сказать. Но это сверхважно. Ведь именно то поколение 60-х, выросшее в беззаботное и благополучное время, сдало страну в 1991 г. Именно сейчас это поколение, ставшее бабушками и дедушками, вполне допускает блудное сожительство своих детей и даже толкает их к блуду на том основании, что «сейчас все так живут».
Вообще советское кино воспитало массового зрителя на издёвках, колкостях, иронии и хихиканье над Отечеством, заменив его материальным благополучием, и в результате для многих оно просто исчезло за ненадобностью. Его заменили «социальными гарантиями», которые хоть от дьявола, но — быть должны. Почва для предательства была подготовлена. Вот чего не хватает в советских фильмах — патриотизма. Как это ни парадоксально, но насмешки над Родиной стали фирменным знаком отличия массового советского кино. Поэтому предложение «жить по демократическим советским принципам» в «Гараже» (1979) было открыто встречено громким смехом, и пресловутая цензура ничего с этим не поделала.
Падение началось в 1950-х. Фильмы «Карнавальная ночь», «Весна на Заречной улице», «Неподдающиеся» обнажили тот опасный, но очень приятный вектор, который называется ПУТЬ ВНИЗ. Это скольжение вниз стало своего рода моральным императивом.
Нет, я вовсе не подвергаю сомнению то, что в советской эпохе было множество прекрасного и в целом она была куда чище нынешней. Но предпосылки, на которых было построено советское общество, были во многом ложными, и именно они подготовили почву для того болота, куда мы скатились. Легализация расслабленности — вот тот диагноз, который можно поставить советской эпохе начиная с 1950-х! Поэтому старые фильмы и привлекают. Они привлекают своей расслабленностью при том, что ЕЩЁ всё очень чисто. И создается ложное впечатление, что это сочетание возможно всегда. Но нет, оно возможно только очень краткое время, когда сползание вниз только начинается с очень высокой горки — внутренний «запас моральной прочности» еще велик, а приятные ощущения получают уже сегодня. Как в рекламе показывают первое откусывание шоколада белоснежными зубами, но никогда не показывают его пережевывание. И это завлекает. Так же нас привлекает в фильмах 50-х их чистота, но мы редко задумываемся над тем, почему они постепенно перетекли в цинизм 70-х.
Читайте также: Долгожданный «Багратион»
Нас привлекает первое мгновение. Оно самое завораживающее. Раскупоривание бутылки, откусывание шоколада, распаковывание продукта и… первая брачная ночь. Все это возможно ТОЛЬКО ОДИН РАЗ. В этом его магнетизм. Любая попытка повторить его снова есть готовность к падению. Кто хочет пережить еще одну «первую ночь», должен помнить — она уже не будет брачной. Это блуд. В советское время мы ошиблись, посчитав, что это можно поставить на конвейер, испытывая постоянное удовольствие от «развеществления» без духовных последствий. А они наступили. Постоянное «развеществление» — это и есть бесконечное потребительство в падении. В советском кино оно стало просматриваться как норма.
Исчезает дух. Мысли и стремления приземляются. Потребности упрощаются и становятся чисто потребительскими. Это и унесло советскую эпоху со сцены истории. Ошибившись в том, что можно постоянно жить в состоянии «оттепели», мы не заметили «таяния» духа. Разумеется, восстановление Отечества неизбежно, и оно начнется — и уже начинается — с восстановления духа!
Евгений ЧЕРНЫШЁВ
«Русская народная линия»
______________________________________________________________________________________________
Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте,Twitter, Google+,Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.
______________________________________________________________________________________________