12 июля святая православная церковь чтит память всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла – простого рыбака и утонченного интеллектуала, сумевших преобразовать мир. Два неутомимых проповедника веры Христовой смогли заложить твердый фундамент христианской церкви, остающийся незыблемым по сей день.
Церковь Христова возникла в античном мире из недр иудейской церкви. Воплотившийся Бог явил себя миру, завершив на этом Ветхозаветную историю христианской церкви и заключив с человечеством уже Новый Завет – Завет любви.
И вот в день Пятидесятницы, исполнившись Святаго Духа, еще вчера дрожавшие от страха апостолы вышли на первую проповедь. К народу обратился самый старший и ревностный из учеников Христа апостол Петр. Простое слово неграмотного рыбака тронула многие сердца и, как гласит книга Деяний, «уверовали три тысячи» человек.
Грубый и неграмотный рыбак Симон в простоте сердечной воспринял слово Спасителя и по первому зову оставил рыбную ловлю, дабы стать «ловцом людей». Пламенный духом и решительный, он при всяком случае старался выказать особую ревность учителю. Симон первый исповедал Иисуса – Христом, и, видя его твердую веру, Господь удостоил его нового имени – Петр (Камень).
Прозелетическая деятельность апостолов приносила свои плоды. Но это все была иудейская среда, выйти за которую Петр, как и другие апостолы, не могли ввиду своего происхождения и безграмотности.
Цивилизованный мир во времена апостолов пропитался эллинской культурой и образованностью. Даже Иерусалим времен Спасителя был наполовину античным городом, то есть, конечно, он был городом ветхозаветной веры и в таком качестве сохранялся. И был тогда еще единственный иерусалимский храм, прообраз христианских церквей всех последующих времен. Практически сразу церковь Христова оказалась инородной и гонимой, потому что она взыскала к вечности. Она была обращена к будущему небесному отечеству. О ней было сказано, что христианин не имеет отечества земного, но лишь отечество небесное. Апостолы для образованных язычников были людьми второго сорта, более того – народом презираемым, так что попытка проповеди любого из них в этой среде была заранее обречена.
И вот, почти две тысячи лет назад, по дороге из Иерусалима в Дамаск, произошло событие, изменившее мировую историю. Молодой и ревностный фарисей по имени Савл, заручившись поддержкой иудейских старейшин, спешил покончить с новой «сектой». Внезапно, с неба раздался голос и Савл ослеп, а все его спутники разбежались. Слепота телесная помогла молодому фарисею осознать слепоту духовную (яркий образ, который неоднократно повторится в мировой истории, вспомнить хотя бы крещение князя Владимира) и по крещении, чудесным образом произошло преображение бывшего гонителя веры в ревностного христианина.
В противоположность апостолам, Савл – прекрасно образованный интеллектуал. Иудей, обладавший римским гражданством, знаток греческого языка и античной культуры, тонкий богослов и талантливый писатель, по складу характера во многом напоминал Петра. Будучи ревнителем Закона, он стал одним из ярых гонителей новой веры, считая ее злостной ересью, грозящей разрушить веками устоявшие устои еврейского народа.
Призвание Павла на служение означало, что христианская церковь выходит за приделы мононациональной религии, являя свою универсальность «где нет ни эллина, ни иудея..ни язычника, ни раба.. а все одно во Христе Иисусе». Тонкий богослов и талантливый писатель, он смог сформулировать учение христианской церкви на уровне лучших образцов античной риторики, что привлекало в ряды ранней церкви много просвещенных интеллектуалов своего времени.
Когда Савл начнет Евангельскую проповедь среди язычников, он возьмет себе новое имя – Павел (с лат.Паулюс), что означает маленький. Так назвал себя, потому что считал себя бесполезным существом, раз гнал церковь Божию.
Имя отражает сущность человека, выраженную словесно, поэтому люди в древности относились к выбору имени с особой осторожностью и благоговением. Древние знали, что стоит человеку перебраться в местность, где его никто не знает и сменить имя – человек становится другим, кардинально меняется его жизнь и личность. Это отражено и в Евангелие , Откровение 2:17 «побеждающему…и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя…». Провидя их будущее служение и зная их внутреннюю сущность, Спаситель дал своим ученикам имена: Петр – камень и Павел – маленький, олицетворяющие твердость в вере и смирение – истинные христианские добродетели, сведенные воедино.
Книга Деяний святых апостолов, а так же церковное предание , подтверждаемое новейшими исследованиями, сообщает об успешной проповеди апостолов Петра и Павла в Малой Азии, а позже- в Египте и Риме. Ближайшим сподвижником и продолжателем миссии Петра в Египте был святой апостол и евангелист Марк.
С самого основания Церковь Христова заявила притязания на свое вселенскую универсальность, охватывая проповедью практически весь мир, что неминуемо привело к противоречиям с другой универсальностью, претендующий на мировое господство – Римской Империей. Начались гонения и жестокие казни христиан, но именно они очистили церковь и сплотили верных, для которых жизнь будущая являлась истинной целью.
Все дороги ведут в Рим, и промыслительно двум величайшим столпам христовой веры было суждено принять мученическую смерть в столице мировой Империи, освятив своей кровью преображение языческой Империи в оплот христианской церкви. Как некогда Савл, промыслом Божиим Римская Империя из богоборчества обратилась в христианство, объединив народы в единстве веры.
Почитание Петра и Павла, рыбака и интеллектуала — наглядный пример универсальности христианской церкви. Апостол Петр близок нам именно своей человечностью. Согрешив, практически отрекшись от Христа, он нашел в себе силы покаяться, что делает его близким каждому из нас, ведь греша мы тоже отрекаемся от Господа, но все ли находят силы раскаяться и решимость, как Петр, идти за Спасителем на крест?
Читайте также: Православная церковь отмечает день святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Интеллектуал же Павел остался апостолом ученых, но Церковь никогда не противопоставляла подвиг этих двух святых, в равной мере признавая важность служения рыбака и богослова.
Криворотов Олег
______________________________________________________________________________________
Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте,Twitter, Google+,Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.
______________________________________________________________________________________________