«Украина, без сомнения, не сможет присоединиться к ЕС в ближайшие 20–25 лет, это же касается членства в НАТО».

Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер
Такой отрезвляющей реальности, наверное, ожидал мало кто даже из тех, кто реально оценивает экономические перспективы современной Украины. Ведь, не так давно мы все, будто находясь в театре абсурда, наблюдали игру европейских политиков,  которые, приукрашая факты, осыпали комплиментами Киев за его «миротворческую» и «антикоррупционную» деятельность. Поддавшись столь желаемым речам о лучшей жизни, Украина, словно молодая девица, утонувшая в европейских грезах, «воздушных замках» обещаний, медленно пошла ко дну. Забыв свою историю, допустив к власти врагов народа, упав в омут лжи, видя свое спасение лишь в обещаниях, которые, не заканчиваясь, текли рекой из Брюсселя, но ничего не стоили, страна раскололась. Лживое стремление поддержать были готовы не все. Теперь мы знаем, к чему это привело на сегодняшний день. Вопрос же заключается в следующем: «Кто теперь та самая старушка у разбитого корыта?»

После всего сказанного главой Еврокомиссии (о неспособности Украины провести реформы, убрать коррупцию и побороть внутриполитический кризис, который напрямую связан с войной в Донбассе и экономическим спадом в стране) и руководством МВФ (где тема коррупции тоже затронута) хочется сравнить реальное положение на сегодня: каково оно у наших оппонентов и у нас.

Прогнозы для Киева изначально казались более благоприятными, нежели для зарождающихся республик. Именно с введения АТО, и буквально незамедлительной блокады Донбасса, все экономисты — аналитики в вышиванках стремились перекричать друг друга, прогнозируя, как быстро можно заставить Донбасс «вернуться» в состав «неньки». Будем откровенны, созданный дефицит товаров и денежкой массы всех нас напугал изрядно. Многие впали в откровенную панику и даже стояли в очередях за солью и маслом; не один час обдумывали, как снять деньги с банковских карточек. Начавшаяся экономическая война принесла не меньше жертв и потерь чем дальнобойная артиллерия, а порой была даже страшнее, останавливая промышленное производство в наших городах, разрывая, пускай даже на время, экономические связи, которые нас объединяли (и продолжают объединять) со многими районами Украины.

Поэтому мы ответили асимметрично: создали собственную банковскую систему, открыли новые лавы на шахтах, запустили временно приостановленные котлы на заводах и станциях, удержали в работоспособном состоянии доменные печи на ДМЗ. Однако в связи с действиями Киева, направленными на разрушение экономики Донбасса, которая была всегда ориентирована на экспорт, руководству республики пришлось искать новые рынки сбыта для поднятия собственной экономики, и этим рынком стал ближайший сосед – Россия. Конечно, сразу это сделать невозможно, поэтому «ДТЭК», «Макеевуголь», «Донбассэнерго» были вынуждены лавировать между двумя центрами, не имея четкого юридического подчинения Донецку или Киеву. Ситуация в металлургической сфере вообще оказалась критической из-за потери Краматорска и Мариуполя как общего звена в организме донецкой металлургии. Но пациент скорее жив, чем мертв, сказал бы врач в таком случае. В чем это заключается? В простом на первый взгляд, но таком дорогом для людей, живущих в Донбассе, ежедневном комфорте в собственном доме. У нас в домах есть свет и горячая вода, вдобавок дешёвый и доступный газ. Очень хочется подчеркнуть важный момент: цены на ЖКХ в ДНР, которые действительно являются фундаментальным моментом в построении социально-экономической системы, сейчас очень выгодно отличаются от украинских. Естественно кто-то может возразить и сказать, что это неважно, однако, хочется спросить у такого оппонента:
«А слышали ли Вы о проблемах в энергетической системе Украины?».

Случаи возникновения внештатных ситуаций в энергосистеме Украины, киевские СМИ не очень любят освещать, однако энергетика страны настолько слаба, что несмотря на строгий контроль выдаваемого в эфир материала, случай, который произошел на Запорожской АЭС был выдан в эфир даже на главном «геббельсовском» канале. Так, новостной канал ТСН 3 декабря 2014 года уведомил граждан о внезапных «неполадках» на данной АЭС. И это не единственный подобный случай краха энергосистемы. Наример, «освободив» Славянск, украинцы получили неприятный подарок в виде отсутствия донецкого угля для работы котлов Славянской ТЭС и полной своей беспомощности в урегулировании этого вопроса.  А дальше…а дальше как вирус, озарение в необходимости поставок именно нашего, донецкого, угля пришла во все ТЭС в результате чего фактическая нагрузка пришлась на АЭС, которые в принципе не могут быть готовы к пиковым режимам работы. Не далее, как 6 марта 2016 года выведен из эксплуатации третий энергоблок всё той же Запорожской АЭС, он поставлен на ремонтные работы. В результате сложившейся ситуации с атомной энергетикой, увеличением расходов по закупке угля из-за рубежа (следствие разрыва экономических отношений с Донбассом), необходимости оплаты этого угля в валюте, Украина получила «очень европейские тарифы» энергопотребления и веерное отключение жилых районов во многих городах страны уже в 2016 году, а ведь это только начало. Так, правительство во главе с Арсением Яценюком уже отчиталось о необходимости очередного повышения тарифов с 1 сентября 2016 года, тем самым, наверное, «порадовав» всех родителей первоклассников, да и не только. Помимо этого, как уже предупредила комиссия НКРЭ (национальная комиссия регулирования энергетики), в апреле текущего года ожидается повышение минимального тарифа на газ для населения и Теплокоммунэнерго на 53%, или до 5,5 тыс. грн. за тысячу кубометров. Вот вам и «и жити по новому».

В это же время в ДНР отчитались об отсутствии необходимости поднятия тарифов, уверив население в долгосрочности такой политики. Для сравнения можно просто посмотреть квитанции за 2013-й и 2016-й годы. Результат увидите сами. И в довоенные годы, как в Донецке, так и в Киеве, людей всегда поражала стоимость тарифов на ЖКХ, но сегодня это совершенно иные цифры, повергающие в некоторый шок и одновременно, дающие представление о реальности картины происходящего по обе стороны «окопа».

Начало марта вообще на удивление оказалось насыщенным откровенными заявлениями политиков (в особенности западных «коллег»), в том числе уже с нескрываемой неприязнью, которую оголили европейские парламентёры.

Министерство экономического развития Украины и торговли 4 марта 2016 года констатировало, что рост экономики отменяется. Вдобавок в январе ВВП Украины уменьшилось на 2,1%, вслед за ним снизился на 2,8% сводный индекс производства товаров и услуг. Хотя и это уже «якась перемога» на фоне прошлогоднего падения украинского ВВП на 10%.

Арсений Яценюк же, полюбивший апеллировать цифрами, сразу не забыл обвинить «внешние факторы». Как, собственно, не забыли бросить очередной камень в сторону России, как основного источника всех бед в собственной стране и в министерстве финансов Украины, объясняя роль влияния «внешних факторов» в девальвации гривны. Тут же Кристин Лагард (директор-рапорядитель МВФ), заявившая о готовности прекратить сотрудничество с Киевом по программе рассчитанной до 2018-го года из-за коррупционной пропасти, вдруг стала «агентом Кремля». Ведь до этого только сотрудничество с МВФ давало возможность украинской системе рефинансировать около 100 миллиардов долларов как внешнего долга частного сектора Украины. И, как у наркомана начинается паника при необходимости в новой дозе, так и в НБУ тревожно пытаются что-то предпринять и хоть чем-то отсрочить падение валюты, которое с 1 января составило уже 13% к доллару США.  При этом цены на продукты в 2016 году должны вырасти на 15-20% при прогнозе, что доллар сохранит позиции на отметке 25-26 грн. Выводы делайте сами.

Вот вам и сильная национальная валюта, и «необходимость постоянного кредитования страны», о которой твердят финансовые аналитики Украины, рассчитывая на поддержку из-за рубежа. В результате вышло наоборот: непомерный валютный долг и падение гривны. Конечно, писать об успехах нашей банковской системы пока рано, и оценить ее результативность в полной мере все еще невозможно: слишком мало времени прошло с момента ее создания. Но в действительности мы наблюдаем зарождение очень сильного ЦРБ, ориентированного на более устойчивый, чем гривна, российский рубль, что делает экономику нашего регион в целом сильнее в сравнении с экономикой Украины. Введение пластиковых карт и расширение сети отделений ЦРБ в Донбассе (на сегодняшний день отделения открыты уже в 24 населенных пунктах республики) активно поспособствуют дальнейшему укреплению позиций центрального банка.

В стране под названием «Украина» ситуация сложилась очень простая. В список банков, находящихся в стадии ликвидации из-за неспособности гарантировать собственное выживание в условиях кризиса внесено более 70 финансово-кредитных учреждений. Это известные всем «Финансы и Кредит», «Надра Банк», «Киевская Русь», «Дельта Банк», «ВБР» и т д. Начавшиеся процессы национализации «ПриватБанка», как гиганта и фактически выход группы Raiffeisen Bank лишь усугубляют положение в целом. Остаётся большой загадкой почему при этом банки «агрессора», такие как «Сбербанк России» и «ВТБ-24»  не ставят жирную точку для банковской системы Украины на фоне постоянных погромов своих отделений в Львове, Одессе и Киеве. Вопрос, который мы сейчас больше задаем себе, нежели евромайдановцы, которые сегодня действительно оставляют своих потомков в долговой яме на долгие годы.

Одним из важных моментов, которые сейчас происходят, является открытие экономической зоны нашего региона для российской продукции, одновременно вливаясь в рынок России не только в качестве покупателя, но и как поставщик товаров для России. Вторая важная деталь –  фактически полная остановка товарооборота с Украиной. Как мы видим в результате длительной эпопеи с русскими дальнобойщиками, которым представители «Правого сектора» перекрывают проезд по украинским дорогам ситуация приводит к падению товарооборота между Москвой и Киевом. Сравнивая экономические показатели января 2016 года с аналогичными показателями  того же периода 2015 года, мы видим падение на 57,8%, или более чем в 2,3 раза — $367 млн. Не меньший вред экономике страны принесла энергетическая блокада Крыма, спровоцированная всё теми же представителями «Правого сектора» и меджлиса. Но последний, самый сокрушающий удар собственной стране им еще предстоит нанести, если будут осуществлены планы по остановке транзита газа. Это окончательно дискредитирует Украину, как страну-транзитёра природного газа ветки Уренгой-Помары-Ужгород в глазах европейских партнеров. Вопрос о том, кем считает руководство Украины своих избирателей, вполне ясен: так надувать свой собственный народ могут только отпетые мошенники.

В итоге хочется напомнить, что Донбасс — очень богатый природными ресурсами регион и добыча их всегда была основой его процветания. Народ Донбасса с трудностями сталкивался уже на раз,  мы пережили две немецкие оккупации, затапливали шахты, взрывали металлургические предприятия; оккупанты даже вывозили наш чернозём. Но народ всё отстраивал заново и подобно птице Феникс города восставали из пепла. Раз уж не хочет Украина совершить самоубийство, мы будем жить и работать с Россией. Тем более, что и люди здесь в большинстве своём – русские.

Михаил КАРБОВСКИЙ


Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте,Twitter, Google+,Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.


comments powered by HyperComments