Это интервью я взял девять лет назад, когда работал собственным корреспондентом газеты «Донецкий кряж» в России. Мне хотелось напомнить подписчикам моего издания о тех людях, которые не пожелали мириться с уничтожением нашего общего великого Отечества. Хотя в те годы необандеровщина только поднимала голову, тем не менее, публикация беседы с Олегом Баклановым вызывала потоки истерической ругани на националистических сайтах: настолько неугодной оказалась память о ГКЧП для людей, которые спустя несколько лет придут с оружием в руках усмирять непокорный Донбасс.

Эти строки не потеряли актуальности и в наши дни, когда мы ведём борьбу за право быть собой. Хотя бы потому, что война на нашей земле стала прямым следствием той чудовищной измены, которую совершил Горбачёв. Поэтому мы должны помнить о тех, кто восстал против ликвидации СССР. Итак, откроем пожелтевшую от времени газетную полосу, датированную далёким 2007 годом…

К августовским событиям 1991 года в нашем обществе отношение неоднозначное. По мнению официальной историографии, это был заговор, направленный на уничтожение демократических преобразований. По мнению их оппонентов, это была попытка противостоять разрушению СССР. Своим взглядом на происходившее в те дни с нашими читателями делится активный участник событий — заместитель председателя Совета обороны СССР, член Государственного Комитета СССР по Чрезвычайному положению (ГКЧП) Олег БАКЛАНОВ.

— Я выходец с Украины, у меня мать — украинка, отец — русский, -говорит Олег Дмитриевич. -До 1976 года прожил в Харькове, фактически вырос на заводе имени Шевченко, который делал системы управления для нашего ракетно-ядерного щита. Поэтому с глубоким сожалением отношусь к тому, что произошёл распад великой державы.

— Ваша судьба была связана и с Донбассом…

— Да, в бытность министром общего машиностроения мне выпала честь представлять город Енакиево в Верховном Совете СССР. Моим предшественником на этом посту был первый космонавт Донбасса Георгий Береговой. Каких-либо выдающихся моментов не припомню, зато было много будничной рутинной работы. Часто приходилось решать проблемы шахтёров, однажды даже спускался в шахту, где воочию увидел, что такое шахтёрский труд. При моей поддержке провели оснащение швейной фабрики новым оборудованием.

— Как вы думаете, почему распался СССР?

— Советская власть погибла из-за своей мягкотелости: нужно было принимать более жёсткие меры и не допускать того, что случилось. Мы видели, что политика предателей Горбачёва, Яковлева, Шеварднадзе и иже с ними ведёт к катастрофе. Поначалу за демагогией трудно было распознать их истинные планы, а когда всё стало понятно, то пропаганда уже сделала своё чёрное дело…

— ГКЧП, членом которого вы были, имел шанс победить?

— Шанс всегда есть, жалею, что наши действия не были более энергичными… Времени на подготовку у нас почти не оказалось: всё свершилось за три-четыре дня. Кроме того, опасались утечки информации. И ещё: мы тогда приняли негласное решение, что не допустим кровопролития, и своё слово сдержали. Но впоследствии, в 1993 году, наши противники в лице Ельцина ради удержания власти пролили кровь, и помните, наверное, как Запад рукоплескал их действиям.

— Ваше выступление произошло перед подписанием нового союзного договора…

— Момент такой назревал: Горбачёв, несмотря на результаты референдума 17 марта 1991 года, на котором абсолютное большинство граждан страны высказалось за сохранение Союза, хотел собрать глав республик и новоиспеченных членов Политбюро, чтобы денонсировать Договор об образовании СССР под видом подписания нового союзного договора. Кроме того, Горбачёв перед самым подписанием ушёл в отпуск вопреки просьбам Верховного Совета и Кабинета министров СССР: на тот момент было неясно, каким образом строить экономические связи в будущем союзном государстве. Этим он лишил нас возможности обсуждения этих вопросов. Мы понимали необходимость привлечения внимания общественности к тому, что планируемые Горбачёвым шаги — недопустимы. Кроме обращения к народу, мы запланировали собрать 28 августа 1991 года сессию Верховного Совета СССР. Но Ельцин, воспользовавшись этим замешательством, как президент РСФСР, взял на себя бразды правления и собрал свой Верховный Совет, а явившийся из Фороса Горбачёв попросту сдал ему все позиции.

— Планировалась ли изоляция Горбачёва?

— Зачем его нужно было изолировать, если он и так был полностью согласен с нашими требованиями? Более того, он, зная, что наше выступление планируется, так и сказал: «Чёрт с вами, действуйте!» Связь на Форосе у него работала отлично, и всё это сказки, что он прятался где-то на чердаке, слушая случайно найденный приёмник. Горбачёв всегда поступал очень просто: он не говорил ни «да» ни «нет», а примыкал к тем, кто начинал одерживать верх. Такая же скользкая позиция у него была и в те дни.

— Было ли у вас желание увидеть Горбачёва уже после августа 1991-го?

— У меня такого желания не было и быть не может: это редкостный негодяй, очень гибкий, изворотливый и беспринципный. Когда я был секретарём ЦК, то быстро убедился, что это — человек с двойным дном. Помню, однажды между нами состоялся такой диалог. Я ему: «Михаил Сергеевич, в переговорах по разоружению Шеварднадзе предаёт наши интересы…» Он мне: «Брось эти разговоры, ты смотришь на американцев через амбразуру! Все вы такие, консерваторы…» Я в ответ: «Да, через амбразуру, и вижу американские глаза в такой же самой амбразуре, через которую они смотрят на нас!» Потом, когда поступили материалы на Александра Яковлева, свидетельствующие, что тот, будучи послом в Канаде, продался западным спецслужбам, Горбачёв Яковлева не изгнал, понимая, что это — его союзник, Он лишь сказал Болдину и Крючкову: «Ну, вы с ним поговорите…» Вот это и была измена Родине!

— Вам приходилось общаться с Шеварднадзе…

— Знаете, не люблю прикасаться к лягушкам и прочим земноводным, так вот от общения о этим человеком остаётся впечатление, как будто взял в руки жабу: Шеварднадзе страшно не любил давать прямой ответ, а если вообще не хотел отвечать на поставленный перед ним вопрос, то начинал бубнить себе под нос на сильно ломаном русском языке. И уж раз сами грузины прогнали этого «хитрого лиса», то о чём говорить дальше…

— А чем запомнилась вам «беловежская троица» — Ельцин, Кравчук и Шушкевич?

— О мёртвых плохо не говорят, но Ельцин мне запомнился как самовлюблённый до ужаса человек, самодур, пьяница и большой любитель спаивать своих коллег. Знаете, мне он чем-то напоминает Григория Распутина… С Кравчуком и Шушкевичем общался очень мало, сказать о них ничего не могу.

— Вернёмся к августовским событиям 1991 года. Выступление ГКЧП окончилось поражением и арестом его участников. Оказывалось ли на вас давление во время следствия и суда?

— Мы содержались в разных камерах . и общаться нам не дозволялось Попыток избиения не было, однако морального давления хватало. Кроме меня, в камере находилось ещё четверо арестантов, поэтому приходилось иметь дело и с «подсадными утками», которые нас старались всячески провоцировать. Со стороны охраны отношение тоже было разным: были такие, кто хотел бы нас разорвать на части, но находились и сочувствующие нам.

— Почему не удалась расправа новой власти над вами?

— Расправа над нами не удалась потому, что какая-то часть людей понимала, что мы — не враги народа. Нам «шили» измену Родине те, кто ей на самом деле изменил. Но к тюрьме приходили наши сторонники, они у здания суда устраивали демонстрации в нашу поддержку, пусть и немногочисленные. К тому же Ельцин — не такой дурак, чтобы публично уничтожить нас: с его стороны это было бы уже чересчур. Потом он, правда, расправился с теми, кто был в Белом доме, но ничего, кроме негатива, его имиджу это не дало.

— Как сложилась судьба остальных участников ГКЧП? Общаетесь ли сейчас?

— Общаемся, но уже просто как друзья. И уже не так часто: все мы люди немолодые, здоровье не то, что было, да и полтора года тюрьмы не прошли бесследно. Умерли Валентин Павлов и Валерий Болдин. Политической карьеры никто не сделал, хотя Анатолий Лукьянов одно время был депутатом Госдумы. Каждый живёт своей жизнью, в меру сил и возможностей Я, как сопредседатель общественно го движения «Киевская Русы, стремлюсь показать соотечественникам что Украина и Россия, как это сказано — «два крыла одной Жар-птицы, родники одной криницы». Радует, что среди участников нашего движения много молодёжи…

Александр Дмитриевский

______________________________________________________________________

Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте, Twitter, Google+, Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.

______________________________________________________________________
Дорогие друзья!

Если вы хотите поддержать коллектив Молодежного Информационного Агентства «НОВОРОССИЯ», просьба отправлять переводы на Яндекс-Кошелек: 410014056051536

Мы благодарим Вас за проявленный интерес и Вашу поддержку!
______________________________________________________________________
comments powered by HyperComments