Профильный комитет Верховной Рады Украины одобрил проект постановления о разрыве дипломатических отношений с Россией. Предполагается, что в ближайшие пару недель он будет рассмотрен на пленарном заседании парламента, и, по оценкам экспертов, скорее всего, наберёт нужное для принятия число голосов.
Какие могут быть последствия?
Начнём, наверное, с самой расхожей страшилки о том, что граждане России и Украины не смогут ездить друг к другу. Тем более, что вопрос взаимных поездок очень животрепещущий: как бы там ни старались политики поссориться, а простых людей всё равно связывают и родственные узы, и экономические интересы.
Самое главное: прекращение дипломатических отношений между двумя странами никоим образом не является синонимом запрета на въезд граждан этих государств хотя бы на территорию одного из них. Да, процедура пересечения границы в этом случае всегда усложняется, тем не менее, взаимные поездки остаются возможными.
Классический пример — российско-грузинские отношения после августа 2008 года: отзыв посольств не закрыл эти страны для большинства их граждан. Более того, Россия и Грузия сохранили консульские отношения, правда, через страну-посредника: по обоюдному согласию таковой стала Швейцария. Отметим, что делегирование консульских полномочий третьему государству — широко распространённая практика в мире даже при отсутствии конфликтов: ей, например, активно пользуются при малом объёме взаимных поездок, к ней также прибегают небогатые страны.
Запрет пересечения границы для граждан отдельных стран всегда принимается специальным правовым актом. Самые яркие примеры — взаимоотношения Израиля с целым рядом исламских государств, а также КНДР и Южной Кореи: там каждая из конфликтующих сторон запрещает въезд на другую сторону баррикад не только своим, но и иностранцам. Ослушавшихся ждёт либо уголовное преследование (если свои), либо отказ в выдаче визы (если иностранцы).
Разрыв дипотношений далеко не всегда является тождественным прекращению консульских отношений. Причина заключается в особенности консульской службы: она работает с юридическими и физическими лицами, в то время как посольская служба призвана контактировать с высшим руководством государства. Наличие консула чаще всего диктуется количеством сограждан в той или иной стране: вспомним, насколько неприязненными были отношения СССР и Израиля после 1967 года, однако мы были вынуждены держать советскую консульскую группу в Тель-Авиве, ибо наши репатрианты израильский паспорт получали не сразу по приезду, а проблемы у местных властей с ними возникали регулярно.
Что касается России и Украины, то консульские отношения сохранить им придётся даже в случае принятия Радой постановления об отзыве посольств. Так же, как и возможность взаимных поездок граждан: при этом не исключено, что будет введён визовый режим хотя бы одной из сторон, скорее всего – украинской.
Что касается экономических отношений между странами, то они уже и так сведены к минимуму. Газовый транзит из Сибири в Европу ещё несколько лет будет сохраняться по вполне понятным причинам, хотя решать его проблемы станет сложнее.
Минский процесс, который больше напоминает подключённого к системам искусственного жизнеподдержания безнадёжного пациента в реанимации, в этом случае однозначно покинет больничную палату вперёд ногами. Помимо Донбасса, обострения ситуации стоит ожидать на подступах к Крыму, а также на приднестровском участке границы: тонущая киевская хунта напоследок обязательно постарается раскачать обстановку если не везде, где ей приходится соприкасаться с Россией, то в наиболее уязвимых местах.
О перспективах принятия такого документа
Однозначно заинтересованы в расторжении российско-украинских дипотношений радикальные необандеровцы. Отметим, что они составляют большинство в комитете Верховной Рады по иностранным делам, и они были инициаторами данного постановления.
Даже если парламент проголосует за принятие документа, то юридическую силу он получает только после утверждения президентом. Если Порошенко не захочет завизировать его, то у депутатов есть шанс преодолеть нежелание главы государства повторным, и более мощным, голосованием.
Именно в этом моменте и содержится слабое звено всего процесса принятия такого постановления: на Порошенко, а через него — и на подконтрольную ему парламентскую фракцию, вполне могут оказать давление извне. Ибо та же Европа от разрыва российско-украинских отношений явно не в восторге, да и Вашингтон всё более недоволен своевольничающими киевскими вассалами.
И, наконец, о том, как прекращение дипломатических отношений скажется на положении Донбасса
Как ни странно, но ДНР и ЛНР в какой-то мере выиграют от столь недальновидного шага Киева. Во-первых, это позволит начать более активный процесс реинтеграции Донбасса в российское пространство, включая процедуру признания Республик. Во-вторых, граждане самоопределившихся государств окажутся в лучшем положении, чем украинцы: визовый режим на них распространяться уж точно не будет. В-третьих, окончательные похороны Минских соглашений помогут освободить оккупированные территории как минимум в границах бывших областей, а как максимум — начать процесс изгнания бандеровцев и из остальной части Новороссии.
По сути дела, этим шагом Киев только усложнит и без того своё шаткое положение.
Александр Дмитриевский
______________________________________________________________________Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте, Twitter, Google+, Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.
______________________________________________________________________Если вы хотите поддержать коллектив Молодежного Информационного Агентства «НОВОРОССИЯ», просьба отправлять переводы на Яндекс-Кошелек: 410014056051536