Эдуард Лимонов: Fuck off, America

1 541

«…Родина… Суровые отцы-чекисты состарились, сгорели от водки и подагры, ссохлись их сапоги, ремни и портупеи, и целый народ, никем не пасомый, мечется, одичавший, по снежным улицам и полям. КТО МЫ?! ЧТО МЫ?! ГДЕ НАШ ОТЕЦ?! — кричит каждый глаз. Мы не понимаем себя, не понимаем мира… Им СТРАШНО всем. Родина мечется полоумная и от страха подличает, отдается псевдоотцам…» — пудовые гири железных слов Эдуарда Лимонова, написанных еще в 1990 году, когда люди с вдохновенным восторгом разрушали свою страну, продолжают находить себе запоздалое признание в умах наших современников, чьи отцы не ведали, что творили с будущим нашей Родины.

Автор, написавший «самую главную антиамериканскую» книгу «Это я, Эдичка» еще в 1976 году, кстати, изданную в Германии под названием «Fuck off, Ameriсa», создал и продолжает создавать на примере своей жизни удивительную судьбу, которая является живым подтверждением тезиса, что человек — творец своей судьбы.

Эдуард Савенко (Лимонов) родился 22 февраля 1943 года в Дзержинске Горьковской области в семье военнослужащего. Но детство, отрочество и юность его прошли уже в городе Харьков. Был рабочим, вором, продавцом книг, портным… Начинал как андеграундный поэт. В 1967 году перебрался в Москву, а в 1974 году был, по сути дела, выдворен КГБ из страны, в результате чего оказался в США. До момента эмиграции судьба будущего писателя была почти типична для представителя советской «богемы», если не брать во внимание его пролетарское прошлое. Но уже в Нью-Йорке, столкнувшись с личной трагедией, а позже с лицемерием и упадничеством эмигрантской диаспоры он впервые «показал зубы» Западу, опубликовав в «Новом русском слове» статью «Разочарование» о крушении эмигрантских иллюзий относительно жизни в США, которая потом была перепечатана в московской газете «Неделя». Это привело к его увольнению из газеты и ознаменовало начало его становления как серьезного писателя, публициста, эпатажного политика и патриота России.

О «литературном методе» Эдуарда Лимонова: максимальный, почти документальный реализм, помноженный на мощный поэтизм. Нельзя забывать, что Лимонов изначально хотел прославиться как поэт и даже безуспешно покушался на лавры Бродского. Именно этот коктейль из «железа и воздуха» сделал книги писателя по-настоящему уникальными. Почти порнографическая грубость, детская ранимость и тонкость, «хэмингуэевская» дисциплина и строгость в работе со словом — все это есть в его книгах. Но это еще не все. Некоторые сравнивают Лимонова в связи с непристойностью отдельных сцен в его произведениях с такими литературными хулиганами, как Генри Миллер и Чарльз Буковски. Но на грубости описаний и некой обделенности лирических героев «простым человеческим счастьем» сходство заканчивается. Герой Миллера и Буковски — человек, оказавшийся на дне жизни, перебивающийся объедками, влачащий своё существование и где-то на донышке души мечтающий о любви. Герой Лимонова 70-х — исследователь и революционер, переживший глобальную личную катастрофу, но не сдавшийся этому миру. Он выходит из номера мотеля, чтобы понять себя и окружающий мир, словами Уитмена — «прижаться своим мясом к мясу Земли», а также составить список врагов, которых он «репрессирует», когда совершит революцию и «уничтожит капитализм». Возвращаясь обратно в гостиницу, населенную неграми-наркодельцами и последними неудачниками, он набивает на стареньком «Ундервуде» кровавые и сладкие куски своей жизни. И даже главный упрек его «злопыхателей»: сцена полового акта героя с «криминальным» негром — очень мощная метафора глобального одиночества человека в мире атомизированного капитализма. И совершенно не важно, происходило ли это на самом деле? Оставим эту проблему «любителям клубнички». Потому как ответ на этот вопрос ничего не меняет. Также некорректно произведения Лимонова сравнивать с книгами Хемингуэя и Ремарка. Хемингуэй сам признавался, что описывает не «то, что с ним было», а то, что «могло произойти». Его метод — реализм в способах описания, но не реальности самих событий. К тому же Хэм, являясь непревзойденным мастером короткого рассказа, не преуспел в написании романов и повестей. Они растянуты и не очень читабельны. Исключение составляет, пожалуй, его первый роман — «Фиеста». Ремарк же для реалиста, при всех остальных достоинствах его книг, слишком сентиментален и соплив. Эдуарда можно, хорошенько притянув «за уши», сравнить с М. Горьким. Того также отличает мощный слог, ницшеанская жесткость и поэтизм — особенно в описаниях Кавказа. Но их разделяют эпохи. А в те времена писатели ТАК не писали.

Эдуард Лимонов оказался очень плодовитым автором. Из-под его пера вышли сотни произведений: романы, рассказы, эссе, публикации в журналах и прессе. Ни одного русского писателя второй половины ХХ–начала XXI веков так плотно не переводили на другие языки и не издавали в стольких странах мира. Человек, которого презрела писательская и «интеллигентская» элита капиталистической России, вышел на другой уровень и стал недосягаем для критики «культурных лилипутов». Хотелось бы остановиться на теме автобиографических романов. Когда-то был Толстой с его трилогией, был Горький, тоже с трилогией. Не хотелось бы умалять заслуг этих авторов, но их произведения в смысле воспитания подрастающего поколения безнадежно устарели по причинам, не зависящим от мэтров. Изменился мир. Мы живем в условиях постмодерна, очень напоминающих тепличные. Жестокость этого мира уже совсем в другом. И ни графские воспоминания Толстого, ни босяцкие дороги Горького не близки современным молодым людям. Они не способны стать для них стартовыми площадками в жизнь. В этом плане трилогия Лимонова «У нас была Великая Эпоха-Подросток Савенко — Молодой Негодяй» очень актуальна. В ней описывается становление молодого человека, которому приходится бороться с окружающим миром в условиях современной жизни. Многие советские дети в свое время, не зная как выбрать свой жизненный вектор, в старших классах до крови зачитывались Ф.М. Достоевским, еще не понимая, что Федора Михайловича безопасно и даже полезно читать в зрелом возрасте, когда личность человека уже сформирована и он вынесет из книг лишь то, что ему необходимо. К сожалению, этого нельзя сказать о нежном возрасте. В результате в СССР выросло поколение истериков и самокопателей — Раскольниковых, убивших каждый свою старуху, но так и не осмелившихся уже совершённое преступление обернуть во благо мира… В этом плане здоровая и конструктивная проза Лимонова могла бы помочь молодым искателям найти свой путь в жизни. К сожалению, образовательные структуры России давно и основательно оккупированы ханжами и вредителями, забивающими головы детям визжащими Солженицыными и прочими косноязычными Рубинштейнами…

Эдуард Лимонов, наверное, первым в России понял, что искусство и политика — это «инь и янь» работы художника. Нельзя творить в безвоздушном пространстве и, сидя в своей скорлупе, разглагольствовать о «высоком». Искусство пронизано силовыми линиями окружающей жизни. Не важно — музыка это, книги или кино. Национал-большевистская партия Лимонова еще 15 лет назад предвосхитила сегодняшние запросы на интеграцию правых патриотических веяний с левыми идеями социальной справедливости. Человек, принявший участие в пяти войнах против американской экспансии на востоке, отлично понимал, к чему ведет разжигание русофобии в постсоветских республиках и осуждал молчание российской власти. Он и его партия еще в начале двухтысячных пытались вести переговоры с Кремлем, предлагая помощь по защите русского населения в бывших советских республиках. Это происходило как раз во время позорных судилищ над бывшими советскими партизанами в нацистской Прибалтике. К сожалению, эти и другие попытки привести в чувство власть не увенчались успехом и, в итоге, привели к запрету НБП в России, а также к арестам многих активистов партии. Сам Лимонов был приговорен к 4 годам заключения.

 

Тем не менее, сегодняшний Лимонов, являясь оппозиционером до мозга костей, публично одобряет политику Путина, касающуюся восстановления утраченного суверенитета России, а также поддержки Новороссии в борьбе против киевской хунты. Ведет блогерскую и журналистскую деятельность как ярый боец за Русский Мир. Он прекрасно понимает, что не может быть места личной обиде на российскую власть, когда жизненно необходимо всем миром объединиться против поднявшей голову фашистской гидры. И это в возрасте за 70. Кстати, этой осенью он уже успел выпустить и презентовать свою новую книгу «Дед». Видимо, рецепт СОЗДАНИЯ СУДЬБЫ, найденный Эдуардом на задворках депрессивного Нью-Йорка 70-х, оказался верен.

Читайте также: Книги, по которым будет писаться история

Предоставим слово Мастеру. Это тоже из 1990 года:

«Существовал некогда на Земле сильный и могущественный народ, завоевавший, сам того не желая, полмира… Враги из остального, не завоеванного Великим народом мира настолько боялись Великий народ, что давно перестали нападать на него… Лишенный реального мускулистого врага, ни с кем не воюя, сильный народ заскучал. А, заскучав, он стал сомневаться в себе и прислушиваться к словесным атакам врага. Слушая и скучая, Великий народ стал сомневаться в своем величии. И хотя все самые крупные его завоевания … были совершены им в результате оборонительных войн, Великий народ увидел свою историю как несправедливое насилие и цепь преступлений… Большие беды, очевидно, придется ему пережить. Его проблема в том, что он не только поверил в ложь хитрых врагов, но и не разобрался в отношениях между силой и справедливостью. Он стал стремиться к абстрактной стерильной справедливости, не понимая, что сила и есть высшая справедливость… Как только наш народ это поймет, он проснется, стряхнет врагов с мощного тела и опять станет Великим и всеми уважаемым народом…»

Олег ШАПОВАЛОВ

______________________________________________________________________________________________

Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте,Twitter, Google+,Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.

______________________________________________________________________________________________

comments powered by HyperComments