В феврале (9 числа) 1887 г. в деревне Будайка Чебоксарского уезда Казанской губернии родился шестой Чапаев. Это позже он станет первым легендарным начдивом. А в семье Василий Иванович был шестым ребенком.
Чапаев (а сам он подписывался как Чепаев) не настоящая фамилия. При крещении его записали Гавриловым. Прозвище «Чапай», или, вернее, «Чепай», он унаследовал от отца, а тот — от деда Степана. Когда дед работал старшим в артели грузчиков, он постоянно подгонял работников криком: «Чепай, чепай!» Слово значило «цепай», то есть «бери». Кличка «Чапай» так и осталась за Степаном. За потомками же закрепилось прозвище «Чапаевы», затем ставшее официальной фамилией.
Как гласит легенда, родился он недоношенным и отогревался в меховой отцовской рукавице на печи. Когда сын немного подрос, отец определил его в семинарию в надежде, что он станет священником. Но когда однажды провинившегося Васю в лютый мороз посадили в деревянный карцер в одной рубашке, он сбежал. Попробовал было в купцы, да не смог — слишком уж претила ему основная торговая заповедь: «Не обманешь — не продашь, не обвесишь — не наживешься». «Детство мое было мрачным, тяжелым. Много пришлось унижаться и голодать. С малых лет мыкался по чужим людям», — вспоминал потом комдив.
Образование Чапаева, вопреки всеобщему мнению, не ограничилось двумя годами приходской школы. В 1918 году он был зачислен в военную академию РККА, куда «согнали» многих бойцов для повышения их общей грамотности и обучению стратегии. По воспоминаниям его однокашника, мирная студенческая жизнь тяготила Чапаева: «Черта с два! Уеду! Придумать такую несуразицу — боевых людей за парту!». Уже через два месяца он подал рапорт с просьбой отпустить его из этой «тюрьмы» на фронт.
Сохранилось несколько историй о пребывании Василия Ивановича в академии. Первая гласит, что на экзамене по географии, в ответ на вопрос старого генерала о значении реки Неман, Чапаев спросил профессора — знает ли он о значении реки Солянка, где он воевал с казаками. Согласно второй, в обсуждении сражения при Каннах, он назвал римлян «слепыми котятами», сказав преподавателю — военному теоретику Сеченову: «Мы уже показали таким, как вы, генералам, как надо воевать!»
Осенью 1908 года Василий был призван на службу в армию и направлен в Киев. Но уже весной следующего года по неизвестным причинам Чапаева уволили из армии в запас и перевели в ратники ополчения первого разряда. По официальной версии, по болезни. Версия о его политической неблагонадежности, из-за которой он был переведен в ратники, ничем не подтверждается. До Мировой войны в кадровой армии не служил. Работал плотником. С началом войны, 20 сентября 1914 года, Чапаев был призван на военную службу и направлен в 159-й запасной пехотный полк в город Аткарск.
На фронт Чапаев попал в январе 1915 года. Воевал в 326-м Белгорайском пехотном полку 82-й пехотной дивизии в 9 армии Юго-Западного фронта на Волыни и в Галиции. Был ранен. В июле 1915 года закончил учебную команду, получил звание младшего унтер-офицера, а в октябре — старшего. Войну закончил в чине фельдфебеля. За проявленную храбрость был награждён Георгиевской медалью и солдатскими Георгиевскими крестами трёх степеней.
Февральскую революцию встретил в госпитале в Саратове; 28 сентября 1917 года вступил в РСДРП(б). Был избран командиром 138 пехотного запасного полка, стоявшего в Николаевске. 18 декабря уездным съездом Советов избран военным комиссаром Николаевского уезда. В этой должности руководил разгоном Николаевского уездного земства. Организует уездную Красную гвардию из 14 отрядов. Участвует в походе против генерала Каледина (под Царицыном), затем (весной 1918 года) в походе Особой армии на Уральск.
Стоит заметить, что Чапаев чуть ли не первым из красных командиров пересел на машину. Именно техника была настоящей слабостью Чапаева. Сначала начдиву понравился американский «Стевер», потом это авто показалось ему тряским. На смену прислали ярко-красный шикарный «Паккард». Однако эта машина для боевых действий в степи не подходила. Поэтому при Чапаеве всегда дежурили два «Форда», запросто выжимающие до 70 верст в час по бездорожью.
Когда подчиненные не выходили на дежурство, начдив бушевал:
«Товарищ Хвесин! Я буду жаловаться на вас в ЦИК! Вы приказ мне даете и требуете его выполнить, но пешком по всему фронту я ходить не могу, верхом мне ездить невозможно. Требую незамедлительно выслать для дивизии и для дела революции один мотоциклет с коляской, два легковых автомобиля, четыре грузовика для подвозки снабжения!»
Водителей Чапаев подбирал лично. Одного из них, Николая Иванова, у Чапаева чуть ли не силой вывезли в Москву и поставили личным шофером сестры Ленина — Анны Ульяновой-Елизаровой.
По его инициативе 25 мая принято решение о реорганизации отрядов Красной гвардии в два полка Красной Армии: им. Степана Разина и им. Пугачева, объединённых в Пугачевскую бригаду под командованием Чапаева. В дальнейшем участвовал в боях с чехословаками и Народной Армией, у которых отбил Николаевск, переименованный в честь бригады в Пугачевск. 19 сентября 1918 года назначен командиром 2-й Николаевской дивизии.
Чапаев понимал, что бороться с врагом одними шпагами бессмысленно. Вел войну современными способами: силами бронесоединений. И это притом, что Василий Иванович «не кончал академиев».
В 25-й стрелковой он завел сводный 17-й отряд бронеавтомобилей, среди которых был реальный монстр: десятитонный «сухопутный броненосец» «Гасфорд», несколько маневренных «Остинов» и легкие машины питерских заводов.
Использовал Чапаев и боевые отравляющие вещества. В приказе о наступлении и взятии Уфы он писал: «Немедленно приготовить на каждую батарею по 3000 снарядов, из них одна треть химическая. За невыполнение личного приказа отвечаете головой. Июнь 1919 г., Чапаев».
Обстоятельства гибели легендарного начдива до сих пор порождают горячие споры историков. Официальная версия гласит, что Чапаев погиб 5 сентября 1919 года во время внезапной атаки белогвардейцев в Лбищенске. Раненый начдив не смог переплыть реку Урал и утонул в его водах. Популяризации этой версии способствовал роман «Чапаев», написанный военным комиссаром Дмитрием Фурмановым, а также снятый позже одноименный фильм. Но многие, включая семью Чапаева, не согласны с официальной версией его смерти.
Можно ли доверять версии из романа? С большой натяжкой, так как, свидетелей гибели начдива на момент написания книги официально не было. Более уместно говорить о том, что Василий Иванович пропал без вести, так как мертвым его никто не видел. Это очень удобная версия, потому что так легче упрятать концы в воду… Своеобразной «документальной» подпоркой этой версии стало неожиданно появившееся в 1927 году в рязанской газете «Рабочий клич» письмо, подписанное «Т.В.З.». Автор небольшой заметки представился бывшим красноармейцем 25-й «Чапаевской» дивизии и поведал читателям, что именно ему довелось плыть вместе с командиром, после того как впотьмах «в одном нижнем белье» они приняли бой. По словам бойца, белогвардейцам была дана команда не стрелять, начдива хотели захватить живьем. У бойца судорогой свело руку, начдив помог ему плыть, но потом Т.В.З. окончательно потерял сознание и уже не рассчитывал выжить, однако течение вынесло его на противоположный берег. Когда несчастный открыл глаза — легендарного начдива простыл и след, очевидно, он утонул…
Существует и вторая версия гибели Чапаева. Эта легенда родилась уже после окончания Великой Отечественной войны, когда дочь начдива Клавдия Чапаева неожиданно получила «весточку» из Венгрии. Венгерские товарищи тоже представились красноармейцами из 25-й дивизии и изложили свою версию гибели Василия Ивановича. Именно они сняли в одном из домов дверь с петель, устроили импровизированный плот и переправили командира через Урал. К сожалению, во время преследования белыми Чапаев был ранен и скончался в тот же день. Его наскоро похоронили, чуть ли не в камышах, а потом могила естественным образом затерялась. Противники этой версии справедливо считают, что, скорее всего, это письмо было сфабриковано в недрах КГБ. При небольшом количестве версий споры о гибели Чапаева не будут утихать еще очень долго.
Популярность Чапаева в народе до сих пор можно сравнить, пожалуй, только с любовью масс к команданте Че Геваре. Чапаев, как и Че Гевара — герой всех народов.
Например, в 1937–1939 годах в испанской республиканской армии был сформирован интернациональный батальон имени Чапаева, геройски сражавшийся с фашистскими мятежниками. В этом батальоне была сложена песня:
«Франко и Гитлер, погибель вас ждет,
Здесь мы — Испании верный оплот!
Сын ведь Чапаева — каждый из нас!».
Очень хотелось добавить цитаты великого Камрада, взятые со слов чапаевцев:
Будешь смелым, духом не будешь падать — всегда своего добьешься.
И в лоб надо метить умеючи, не ровен час промахнешься.
С орлами-добровольцами воевать — сущая благодать. А по принудке попадут и ублюдки.
Береги людей! Помни, что за каждого человека будешь в ответе.
Нельзя ругаться! Видите, женщины здесь.
В строю, как и в бою, личный вид командира много значит.
Бить надо не растопыренными пальцами.
Раз плохо плаваешь, так куда же прешь? Учти это на будущее, если придется купаться.
Не обижайте население, ребята!
Владимир РЫЖЕНКО
Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте,Twitter, Google+,Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.
comments powered by HyperComments