Так называемый «украинский вопрос» давно уже стоит своеобразной «костью в горле» в деле восстановления Великой России. Пожалуй, стоит всецело согласиться с мнением одного из основоположников Изборского клуба, известного российского философа и геополитика Александра Дугина: «Существование Украины в нынешних границах и с нынешним статусом «суверенного государства» тождественно нанесению чудовищного удара по геополитической безопасности России, равнозначно вторжению на ее территорию. Дальнейшее существование унитарной Украины недопустимо».
На одном из последних заседаний Изборского клуба в Донецке на тему «Экономическая и политическая система строящейся Новороссии» были подняты немаловажные вопросы относительно перспективного нормального функционирования государства Новороссии, а именно, в дискурс попало обсуждение экономических составляющих (налоговая система, валюта строящегося государства, концепция национализации предприятий) и политическая составляющая (был поднят вопрос централизации власти, проведения выборов и референдумов). Однако, на наш взгляд, политическая составляющая Новороссии не была раскрыта в полном объеме, а именно, не был раскрыт вопрос идеи и идеологии государства. На заседании Изборского клуба вопрос о формировании идейной основы затрагивался, но как-то вскользь. И действительно, пока что ни руководство Новороссии не озвучило никакой более или менее внятной идеи, которая была бы способной восприниматься простыми гражданами, кроме как полного разрыва с Украиной и защиты границ Новороссии от неофашистской киевской хунты. Если этой идеи было достаточно для поднятия и мобилизации широких масс жителей Донбасса еще в апреле–мае, когда на площадях собирались многотысячные митинги, то сейчас этого недостаточно и пора переходить к конструированию новых идеологических механизмов на территории нашего государства. И действительно, по словам бывшего министра обороны ДНР Игоря Стрелкова, бойцов самообороны катастрофически не хватает, а все потому, что люди начали терять веру в правое дело, и поэтому, мы считаем, что задачу создания идеологической базы как никогда необходимо решать в первую очередь.
Но прежде, чем приступить к формированию новой идеологической базы, необходимо глубинно изучить ее основы, механизмы и историю. Это более чем масштабная и комплексная работа для философов и историков. А формированием и разработкой новых идей для Новороссии должны заниматься политологи и политтехнологи.
Прежде всего, необходимо правильно определиться с термином «идеология», который был существенно дискредитирован практикой марксизма-ленинизма и который перестал вызывать должное уважение в общественных слоев, которые ориентированы на либеральные «ценности», к которым так тяготеют общества различных демократических и цивилизованных стран. На данный момент современная политическая наука предлагает множество терминов, но единого определения нет. Молодой Карл Маркс рассматривал идеологию как форму ложного сознания, которая отражает интересы эксплуататорских классов, которые пытаются использовать более незащищенные слои населения, на которых и направлена эта «порочное сознание». Идеология — это продукт, феномен двух последних столетий, где до этого место идеологии выполняла религия. Развитие науки «вытеснило» религию, так что было необходимо начинать поиски новых форм и методов, которые бы помогали управлять обществом.
По нашему мнению, наиболее удачное определение идеологии предоставляет философ Владимир Касьян. В его книге «Философия» есть следующее определения этого феномена: идеология — это совокупность общественных идей, теорий и взглядов, отражающих социально-экономические условия жизни людей с позиций определенной социальной общности, а также программы по закреплению или изменению существующих общественных отношений. Идеология выступает как теоретически систематизированное сознание отдельной социальной группы или общества в целом. Но в обществе существуют различные социальные субъекты с разными интересами. Поэтому не может быть некой единой, универсальной идеологии. Идеологические концепции противоречат друг другу, наблюдается борьба между ними. Носители тех или иных идеологий стремятся навязать свои взгляды, концепции, теории другим социальным группам. Весьма скептический и утопический вид пока имеют утверждения о возможности формирования такой идеологии, которая бы отражала интересы всего общества, всех социальных групп в целом.
Мировая история полна примеров конфликтов, которые разворачиваются на фоне идеологий. За примерами не стоит ходить далеко, а достаточно посмотреть на Украину в рамках ее границ от декабря 1991 до мая 2014 гг. Многими политологами констатировался процесс индоктринизации — навязывания индивидам или группам индивидов ценностей качественно другой идеологии. В частности, такой процесс наблюдался в Донецком регионе, который по экономическим, политическим и социальным показателям качественно отличался от других регионов Украины. И действительно, двадцать три года украинская национальная идея разрушала доставшееся ей после развала Советского Союза государство. Вместо того, чтобы грамотно распорядиться имеющимся экономическим потенциалом, так называемая «элита» все эти годы откровенно разворовывала и проедала государственное достояние. Сегодня разве что только слепой может не увидеть того факта, что ресурсные возможности советской эпохи полностью исчерпаны, а своих собственных резервов для существования, не говоря уже о развитии, Украина не имеет.
Как только 1 декабря 1991 года на Украине состоялся референдум о независимости, доброй половине населения было заявлено о несоответствии национальному стандарту гражданина. Русский язык ничем не мешал развитию украинской мовы. Ему не давался официальный статус только для того, чтобы провоцировать недовольство русскоязычных, только с той целью, чтобы разжигать на территории Украины идеологический конфликт, который, в отличие от других конфликтов, наиболее сильно укореняется в умах населения и порождает устойчивый коллективный и индивидуальный кризис идентичности.
До 2008 года 93% украинцев чтили День Победы 9 мая. И специально для того, чтобы их оскорбить, каждый год на праздник устраивались разнообразные мероприятия, специально оскорбляющие ветеранов Великой Отечественной войны (достаточно посмотреть на события во Львове четырехлетней давности.) Сейчас дошли до того, что 9 Мая — и не праздник вовсе, а день скорби, который в перспективе надо перенести на 8 мая — как в Европе. А пока пусть 9 Мая побудет выходным днём, но лишь потому, что до сих пор здесь доживают носители «совковой» идеологии вместе со своими бесконечными Парадами Побед.
Сбрасывались с постаментов памятники Ленину (так называемый «ленинопад»), и не только Ленину. Сегодня фактически из украинского парламента выставили КПУ. Это фракция, которая с 1991 года отличалась поразительной политической и идеологической гибкостью.
Шаг за шагом разрушалось всё то, что могло бы примирить жителей Юго-Востока с украинским государством. То, что произошло в Одессе 2 мая, — это тоже очередная провокация, рассчитанная на ответную реакцию. Чудовищная, хорошо спланированная, отличающаяся от прежних размахом и последствиями, но всё же лишь провокация, целью которой является гражданская война по всей стране, а не только в бывших Донецкой и Луганской областях, которые киевская власть уже не контролирует.
И даже если отпадут мятежные регионы, всё равно на Украине не будет монолитной националистической державы. И вместо того, что бы хоть как-то попытаться консолидировать население Украины, нынешнее украинское правительство все больше и больше разжигает идеологический конфликт. Самое обидное, что всего этого могло и не быть. Существуй в украинском обществе целостная идеология, тех деструктивных политических процессов, которые сейчас в нем происходят, можно было бы избежать. Вот поэтому государству Новороссия первым делом необходимо приступить к разработке качественно новой «чистой» идеологии, которая могла бы способствовать ее консолидации.
Чтобы не повторять ошибок Украины, нашему руководству необходимо прежде всего проанализировать просчеты прошлого. Далеко ходить за примером не стоит, достаточно посмотреть на государство Украина. Сейчас Украина живет в условиях идеологического и политического раскола. А это ведет к застою, стагнации, которые стали чуть ли не нормой современной украинской действительности. Без обретения внутреннего единения, преодолеть современный кризис будет практически невозможно. Возникает вопрос: а может ли идеология объединять?
Историк Петр Мельник предлагает термин «Идеологическая технология». Под этим термином он подразумевает совокупность методов выработки и доведения до общества приемлемых для него идеологических ценностей. Эта технология может быть использована нашим правительством. Но, в первую очередь, нужно констатировать существенные негативные факторы, которые только усугубляют раздробленность, мешают консолидации и распространяют дезориентацию нашего общества, т.е. прежде всего необходимо выявить те угрозы, которые могли бы препятствовать построению общества на базе некоего консенсуса. Украине преодолеть идеологический конфликт было гораздо сложнее, ведь мешали возрастные различия, конфессиональные различия, неоднородность элит, языковые отличия, но главными, на наш взгляд, являлись региональные различия.
Если посмотреть на те области Украины, присоединение которых планируется к Новороссии, то они развивались экономически и политически в относительно одном времени и ритме, в отличие от областей Западной Украины, что дает нам преимущество. Для разработки принципов идеологической консолидации с целью преодоления тревожных центробежных тенденций, первым делом необходимо устранить или, по крайней мере, сгладить основные противоречия по линии «общество-государство» в Новороссии. Но, прежде всего, следует определить роль государства в этом процессе. Поэтому мы считаем, что первым делом необходимо наполнить конкретикой образ Новороссии, разработать практические механизмы реализации ее политических и экономических составляющих, но в первую очередь, на наш взгляд, необходимо разработать качественно новую идеологию для Новороссии, ведь если не заниматься идеологией изнутри, то она будет навязана извне, чего во время военного положения допустить никоим образом нельзя.
Для разработки ряда практических рекомендаций в конструировании нового идеологического механизма необходимо учитывать все константы, которые прямо или косвенно могут повлиять на этот процесс.
Во-первых, нужно будет акцентировать внимание на особенностях формирования ментальности и идентичности жителей Донбасса. Чтобы разобраться в истоках уникальной идентичности граждан Донецкого региона, необходимо проанализировать те факторы, которые влияют на ее формирование, в частности необходим анализ исторических реалий. В этом плане весьма интересны проекты донецкого историка Алексея Мартынова относительно концепции региональной самобытности Донбасса и проблемы сохранения русской идентичности региона в исторической ретроспективе (1941–2011).
Независимо от того, как оценивать исторический опыт сосуществования различных социальных групп и культур на Донбассе, мы должны признать, что последние политические события на Украине закрепили определенные общественно-политические и ментальные доминанты жителей этого края. Как реакция — произошла консолидация нашего общества. И это должно стать нашим первым «козырем» при формировании идеологии.
Во-вторых, нам необходимо будет учитывать внешние факторы, которые будут влиять на формирование идеологии. Хотим мы того или нет, но Донбасс сейчас находится между двух «огней» — Россией и Украиной, и необходимо будет учитывать деятельность правительств этих стран на нашей территории. Сюда же можно включить и уже существующие украинские диверсионные группы, направленные на компрометацию и дискредитацию политики руководства ДНР, ЛНР и Новороссии в целом.
В-третьих, не стоит также забывать о наших внутренних угрозах и недостатках. К внутренним проблемам стоит отнести, прежде всего, тяготы и ограничения военного положения, недостаточную информированность населения. Так же нельзя оставить без внимания раздробленность руководства Новороссии и отсутствие четкого плана дальнейших действий. Важно также иметь в виду этнический фактор нашего региона, где проживают представители более ста различных этнических групп, чьи религиозные и национальные интересы должны быть учтены во избежание в дальнейшем каких-либо конфликтов на религиозной или этнической почве.
Как видим, формирование идеологии для Новороссии — это целый комплекс проблем, которые необходимо глубинно изучить и принять во внимание, без чего ее подлинное возрождение невозможно. Только так можно и нужно ставить так называемый «украинский вопрос» в современной русской мысли. А ведь именно украинский вопрос по-прежнему остается главным вопросом русской геополитики.
Сергей БАРЫШНИКОВ
Алина ЗАЯЦ
Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте,Twitter, Google+,Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.