К истории появления двуглавого Орла на Руси

0
260

Как известно, двуглавый Орел со скипетром и державой в когтях, является древнейшим символом русского народа. До, так называемой, «октябрьской революции», — обязательная часть всех полковых знамен, государственных печатей, геральдических эмблем, связанных с русской историей и русским народом, ставшее образным выражением могущества и величия державы, какой являлась Россия до 25 октября /7 ноября 1917 года.

В современном русском понимании двуглавый Орел — символ вечности России, триединой (великороссы, малороссы, белороссы) русской нации, символ исторической преемственности от Византии и сохранения в чистоте в русском народе Веры Православной, символ глубокого уважения нашим народом своих исторических корней и своей национальной истории в целом.

Две головы орла символизируют историческую необходимость для России ее доминирующего геополитического присутствия как на Западе, так и на Востоке. Грудь орла, защищенная щитом, с изображением Св.Георгия Победоносца, — древнейшего герба Москвы, — указывает на державную преемственность России от Руси Московской, на защиту Руси Москвой, на Москву как на собирательницу земель русских. Скипетр и держава в когтях орла — образное выражение незыблемости наших национальных устоев, наших государственных границ.

Появление двуглавого орла на Руси связано с династическим браком великого князя Иоанна III Васильевича (1462–1505) и Софьи (Зои) Палеолог, племянницы последнего Византийского императора Константина XII Палеолога. Двуглавый орел свидетельствовал о высоком происхождении Софьи Палеолог и был воспринят как символ преемственности Русью духовного наследия Византийской империи. Отныне на многие столетия двуглавый орел стал символом русской государственности.

История данного вопроса такова. 11 февраля 1469 года в Москву из Рима прибыл некий грек Юрий с важной миссией от кардинала Виссариона, предложившего великому князю Иоанну Васильевичу (потерявшему незадолго до этого двадцатипятилетнюю супругу) проект брака с византийской царевной Зоей Палеолог. Данная инициатива «русского брака» отвечала извечному стремлению римского престола к расширению сферы своего идеологического влияния, попыткам подчинить себе русскую церковь и вовлечь Русское государство в свои геополитические комбинации.
Дело о «византийском браке» активизировалось в начале 70-х годов XV столетия, 10 сентября 1471 г., через несколько дней после возвращения великого князя из Новгородского похода, в Москву прибыл Антон Фрязин (Джисларди), который «царевну на иконе написану принесе». Едва ли не впервые Русь в лице своего великого князя получила возможность познакомиться с образцом портретной живописи итальянского Высокого Возрождения. Посол привез также «листы» от папы Павла «таковы, что послом великого князя волно ходити до Рима… до скончания миру».

6 января 1472 г. новое русское посольство во главе с Дж.Б.Вольпе отправилось в далекий путь «с грамотами… к папе да и ко кардиналу Виссариону». Обратно послы ехали уже с невестой великого князя. В четверг 12 ноября царевна въехала в Москву, встреченная митрополитом и высшим духовенством столицы. В тот же день во временном деревянном храме Успения был совершен торжественный обряд венчания и Зоя Палеолог превратилась в великую княгиню Софью Фоминишну.

Таким образом, великий князь Московский Иоанн III женился на Византийской царевне Софье Палеолог и этим актом приобрел последний и неоспоримый авторитет среди не только существующих еще удельных князей Руси, но и в заграничных сношениях с иностранными державами. Для вящего упрочения этого авторитета Иоанн III воспринимает родовой герб Византийских государей — Двуглавый Орел.

Двуглавый Орел Византии имел у себя на родине смысл двуглавой Римско-Византийской империи, охватывающей Восток и Запад. Его лапы — Западная (Римская) держала меч и Восточная (Византийская) крест. Никаких других эмблем византийский Орел не имел. Император Максимилиан II, отправляя свою племянницу Софью на Московский великокняжеский престол, не дал ей однако своего Императорского Орла, и на стяге, который везли во главе свадебного поезда цесаревны, был изображен Орел несколько иной формы, знаменующий только родовой герб царствующей династии, но отнюдь не эмблему Империи.

Этот Орел имел над главами не Императорский, но только цесарский венец и в лапах своих не держал ничего. Вытканный черным шелком на золотом поле, он представлял из себя только черный силуэт, лишенный пластики и внутреннего рисунка, и являлся, таким образом, только плоской, орнаментальной эмблемой.

Тем не менее, для Московского великого князя эмблема эта уже сама по себе представляла собой великую честь, и заманчивая перспектива стать в равное положение со всеми иными европейскими государями побуждала его принять этот герб не только как династический герб своей супруги, но и как геральдический символ своего Государства.

Иоанн III, совершая для современников акт величайшего значения — породнения Византийской Императорской Династии с Династией Рюрика, был вполне удовлетворен этой формой и отнюдь не мог еще мечтать о таком величии своего Московского княжества, которое пришло потом. Оно позволило Московским царям считать себя преемниками Византии, когда пышная Константинова Империя рухнула под ударами Отоманов и Москва почувствовала себя «Третьим Римом».

Орел Иоанна III в лапах своих не держал ничего. В первозданном виде, еще только готовясь к будущим заданиям, прилетел на русскую землю этот Орел, которому с этого момента предстояло символизировать собой огромнейшую страну, тоже охватывающую Восток и Запад и населенную народом, который «с мечом в руках и с крестом в сердце» творил свою историческую судьбу.

Превратившись из великого князя в царя московского, и взяв для своего нового общерусского Государства новый герб — Двуглавого Орла, Иоанн III вновь возлагает на его обе главы цесарские венцы.

Одновременно грудь Орла покрывается щитом московским, с изображенной на нем иконой Св.Георгия Победоносца. Казалось бы, дело сделано, но Иоанн III очень еще робок и достаточно щепетилен. Он еще боится упреков своею именитого византийского родства в том, что безоговорочно присваивает себе блистательную эмблему могучей империи, в то время как сам еще остается вассалом и данником татарских ханов. И повинуясь злому печальному соображению, расставленные крылья византийского Орла сжимаются и опускаются вертикально вниз. В то же время, в них появляется перистость.

В результате, Орел, как бы, из графическою символа, каким он был в Византии, начинает наливаться плотью, оживает, готовится к полету, из византийского черного силуэта превращается в живой организм. В таком виде старый римско-византийский Орел впервые становится уже Русским Орлом, которому в этом своем третьем рождении суждено было нести на своих крыльях судьбы России с 1472–по 1917 год — 445 лет!

Однако, восемь лет спустя, в 1480 году, происходит событие величайшего исторического значения — свержение монголо-татарского ига. Престиж царя Московского поднимается на небывалую высоту. Царь становится самодержцем: в тoгдашнем понятии этого эпитета — независимым и самостоятельным с точки зрения внутренней и внешней политики. И с этого момента появляется первое закономерное, вполне исторически реальное и геральдически оправданное, глубоко знаменательное видоизменение изображения Орла — он вдруг взлетает!

Его крылья разворачиваются в шири полета. Клювы его голов становятся грозными, орлиными и угрожающе раскрываются. Он перестает быть уже только геральдическим символом статического бытия государства, но воспринимает в себя символику государственного динамизма, т.е. постановки и разрешения самых высоких исторических государственных задач.

Каковы же были в ближайшем времени эти задачи? Ордынское иго свергнуто. Московскому князю не нужно больше ездить на поклон к хану. Но еще сильны царства Казанское и Астраханское, а также различные и многочисленные орды на юге и юго-востоке московских пределов еще требуют долгой и настойчивой борьбы, закончить которую удается только внуку его — Иоанну Грозному. И готовясь к этим историческим задачам, Русский Орел вновь берет в свои лапы крест, как символ православия, и меч, как символ борьбы. Это не подражание римско-византийскому Орлу. Это свои собственные, продиктованные исторической необходимостью, динамические атрибуты. Это видно по мечу, который свою широкую и короткую римскую форму сменил на более узкую и удлиненную русскую, и по кресту, который из четырехконечного Владимирова — византийского, перешел к восьмиконечному — русскому. Под этим знаком проходит царствование Иоанна III — первого Государя Великой России.

Сергей БАРЫШНИКОВ


Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте,Twitter, Google+,Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.


Комментарии: