В определенные моменты истории появление и становление новых государственных образований во многом определяется действиями ведущих стран мира — тех или иных признанных мировых гегемонов. В тех исторических процессах, которые сейчас разворачиваются на Украине, несомненно, велика роль такого мирового лидера, как США. Толчком к возрождению Новороссии стали события, связанные с активностью Соединенных Штатов Америки на политическом пространстве Украины, если быть точным, постсоветского образования в пределах УССР. После распада СССР Соединенные Штаты превратились в безусловного мирового гегемона, без которого не обходится ни одно крупное мировое событие. Именно США стали катализаторам запуска нацистского переворота в Киеве, что признается как многими экспертами, так и самими американцами. Случай с высказыванием Виктории Нуланд, заявившей, что США вложили в проект «демократизации» Украины 5 млрд. долларов, в этом плане красноречив своим откровением. Шитая белыми нитками большевиками «украинская государственность» стала расползаться, как только ей пришлось столкнуться с суровой реальностью мировой политики и лишиться тепличных условий, в которых она пребывала двадцать три года.
Одним из итогов нацистского переворота в Киеве явилось появление новой политической реальности, каковой стала Новороссия, пока в составе двух республик: Донецкой и Луганской. В напряженный и драматический момент своей истории народ, проживавший на бывшем юго-востоке Украины, вернулся к своей исторической идентичности. Несмотря на жесточайшую украинизацию большевиков во главе с коммунистом Скрыпником, который гордился, что его усилиями само понятие «Новороссия» исчезло из газет УССР, память о Новороссии осталась. Не просто память, сейчас возрождается сама Новороссия. И катализатором данного процесса стали США, не до конца просчитавшие последствия своих действий на Украине. Вот на этом стратегическом просчете американских стратегов, которые не учли волю и решимость народа Новороссии бороться за свои права и само существование, хотелось бы специально остановиться.
Соединенные Штаты как были, так и остаются огромной политической силой, влияющей на процессы, происходящие на бывшей Украине, поэтому их стратегические планы является реальностью, которую необходимо учитывать при выстраивании будущности Новороссии.
Находясь в глубоком экономическом кризисе с 2008 г., сильнейшем со времен Великой депрессии, элита США постоянно находится в поиске выхода из сложившегося положения, отыскивая способы вывести экономику из состояния стагнации. Попытка перезапустить финансовую систему страны через программу «количественного смягчения» ФРС не принесла ожидаемого результата. Но прошедшие шесть лет после реализации программы позволили США выиграть время и нащупать пути выходы из кризиса, ставшего в какой-то момент угрожать их статусу мирового гегемона. Наметившиеся в последний год позитивные тенденции в экономике США, во многом связанные с успехами в освоении технологии добычи сланцевой добычи газа и нефти, требуют поддержки и формирование условий для дальнейшего упрочения позитивных тенденций, создав стартовую площадку для последующего бурного экономического роста.
За последние годы в мире происходят разительные изменения в технологиях, и последствия подобных трансформаций еще не до конца понятны. По сути, следует говорить, что мир стоит в начале новой научно-технической революции (НТР). И первыми в гонке нового витка НТР оказались Соединенные Штаты. Появление новых технологий в добыче газа и нефти из сланца привело к резкому падению стоимости газа в США, составляющая сейчас 140 долларов за тысячу кубометров; с этого года Штаты впервые за сорок лет стала еще и экспортером нефти, впервые с 1970-х. Для примера, цена самого дешевого в Европе газа от «Газпрома» составляет от 340 до 450 долларов, а сжиженный газ, называемый еще спотовым и поставляемый газовозами с Ближнего Востока, стоит в среднем около 500–600 долларов, выходя иногда из этого диапазона. Столь низкая стоимость энергоносителей для США потенциально дает ее промышленности конкурентные преимущества перед европейскими странами, Японией, Кореей.
Сейчас специалисты заговорили о новой индустриализации Америки, основой которой станут дешевые энергоносители и появление принципиально новых технологий, прежде всего робототехники, генной инженерии. Рост промышленного производства не только позволит США выйти на бездефицитный бюджет и отказаться от долговых заимствований, но создаст условия для роста благосостояния американцев и их потребительского спроса, что перезапустит всю финансовую систему страны, с чем не справилась программа количественного смягчения ФРС. Данный сценарий имеет один недостаток — в современном мире промышленный рост не может базироваться только исключительно на своем собственном рынке, для устойчивого роста необходим выход на мировые рынки. Захват рынков Европы в этом отношении представляет собой для американцев самым лакомым куском. Население Евросоюза составляет порядка 500 млн. человек, причем зажиточного, входящего в так называемый «золотой миллиард» планеты. Захват такого рынка по определению является приоритетным для США. Для захвата рынка ЕС в настоящее время осуществляется проект по созданию соглашения о свободной торговле между США и Евросоюзом, который должен быть подписан, по предварительным прогнозам, в 2015 г.
Данное соглашение предусматривает отмену всех пошлин для трансатлантической торговли промышленными и сельскохозяйственными товарами. В целом в настоящее время рансатлантические тарифные барьеры являются сравнительно низкими, но с учетом размеров торговли между ЕС и США пошлины по-прежнему приносят расходы и сказываются на темпах роста взаимного сотрудничества. Вследствие отмены пошлин США сможет заполнить рынок ЕС более дешевыми товарами. Помимо захвата рынка, объединение вместе экономического потенциала США и ЕС позволит обеим экономикам вместе добиться доли в 43–47% от мирового ВВП и 30% от международных торговых потоков. Вместе они создадут самую большую в мире зону свободной торговли. Подобное объединение способно будет противостоять нарождающейся мощи Китая и сохранить гегемонию США в мире на продолжительный срок.
Для привязки к себе Европы требуются усилия — все-таки европейские народы без энтузиазма смотрят на перспективы оказаться под пятой США и проиграть им в конкуренции товаров со всеми отсюда вытекающими последствиями. Так, еще летом Европейская комиссия отвергла возможность снижения стандартов качества продовольствия в рамках запланированного договора о свободной торговле с США; действующий в ЕС запрет на применение гормонов роста в мясной промышленности и жесткие требования к генетически модифицированным продуктам остаются в силе.
В процессе реализации своего проекта Соединенные Штаты работают с чиновниками и политиками ЕС, продвигают идеи о выгоде соглашения в европейскую бизнес-среду и в медийное пространство Европы. В данном американском проекте России не просто нет места, она расценивает негативным фактором в достижении поставленных целей. Потому перед США стояла и стоит первоочередная задача по отрыву Европы от России. США нужен не просто разрыв экономических отношений между РФ и ЕС, а формирование атмосферы недоверия к России и даже враждебности, чтобы полностью подчинить себе Европу и не допустить формирование дружеских отношений между Россией и Европой и их сближения до степени интеграционных процессов.
Для создания напряжения в Европе был спровоцирован переворот на Украине с опорой на местные националистические и нацистские движения. Дальнейшие действия Америки заключались в контроле над западными СМИ в освещении событий на Украине с позиций создания из последней образа жертвы, а из России — коварного, сильного врага, стремящегося завладеть Украиной. В атмосфере страха перед российской военной мощью Европа снова должна была, как это было в период Холодной войны, развернуться в сторону США, жертвуя своими интересами, в том числе экономическими, и политической самостоятельностью. В таких условиях заключить соглашения о свободной торговле США удастся намного быстрее, и в свою пользу. В данной стратегии Штатов больше экономического расчета в получении преференций для себя, в нем виден некий бизнес-план, чем подлинная русофобия и неприятие России.
Соединенные Штаты выбрали для удара по России ключевую и потому наиболее уязвимую область ее отношений с Европой — сотрудничество в энергетической области. Первые шаги Соединенными Штатами в этом направлении были сделаны в 2010-х гг., когда США благодаря разработке технологии добычи газа из сланцевых пород обогнали Россию по объему добычи газа. Именно после первоначальных итогов «сланцевой революции» у вашингтонских стратегов появилась мысль выбить у России почву в энергетической области, создав условия для резкого снижения поставок российского газа, а затем и нефти в Европу, предложив в качестве альтернативы американский газ. Одним из первых шагов в данном направлении стало раздувание в мировых СМИ шумихи вокруг перспектив «сланцевой революции», после чего американцы предприняли реальные попытки освоения сланцевых месторождений в Китае и непосредственно в самой Европе. Широкое распространение сланцев по земному шару, казалось, позволило бы многим странам решить проблему по обеспечению себя газом и в некоторой степени нефтью. На европейском континенте большие залежи сланцев имеются в Германии, Голландии, Венгрии, Польше, Прибалтике, России, Франции, Украине. Озабоченность экологическими издержками при добыче сланцевого газа привела к тому, что целый ряд европейских стран запретил его разработку. В Европе реальные масштабные работы по освоению запасов проводились в Польше, Венгрии и на Украине. Но как оказалось, надежды на сланцевый газ были неоправданными — относительно недавно официально прозвучало заявление о закрытии проекта освоения сланцевого газа в Польше. Причиной называлась слабая насыщенность газом сланцевых пород. И вот здесь стоит более внимательно рассмотреть вопросы о рентабельности добычи сланцевого газа, чтобы понять, насколько весомы надежды на его перспективность.
Когда пишут о «сланцевой революции» в США и дешевизне сланцевого газа, позволившего снизить его цену на внутреннем рынке до 140, и даже временами ниже, долларов за тысячу кубических метров, редко упоминают тот фактор, благодаря которому достигается дешевизна газа в Штатах. Особенность американских месторождений состоит в том, что помимо газа на них добывают сопутствующие легкие нефтепродукты. Себестоимость таких продуктов составляет 40–60 долларов за баррель. При цене нефти в США 90–100 долларов такая цена выглядит очень привлекательной. Реализация нефтепродуктов полностью покрывает затраты на разработку непосредственно газовых сланцевых скважин, так что газ из сланца не несет на себе издержки по его добычи, отсюда и его низкая цена на рынке. В США есть одно-единственное очень крупное разрабатываемое сланцевое месторождение, на котором нет сопутствующих нефтяных фракций в Хейнесвилле, и вот на нем себестоимость газа немного выше 100 долларов. Скорее всего, именно себестоимость с этого месторождения стала основой для определения базовой цены для сланцевого газа в США. Существуют экспертные мнения, что реальные затраты на получение сланцевого газа составляют 212–283 долларов за тысячу кубических метров.
Месторождения сланцевого газа обладают одним негативным качеством: после года эксплуатации его запасы падают почти наполовину, через пару лет добыча уменьшается до 20% от начальной. Для сравнения можно привести срок службы скважин обычного природного газа — это от 10 до 40 лет. Недолговечность эксплуатации месторождений и потребность в интенсивном вводе новых скважин сильно влияет на стоимость добытого газа. Кроме того, каждое сланцевое месторождение требует индивидуального научного подхода для своего освоения и имеет совершенно уникальные геологические особенности, что так же сказывается на конечной стоимости газа. Вот такие факторы обосновывают высокую степень нерентабельности множества сланцевых газовых полей в мире. Например, попытки Китая, испытывающего острейший газовый голод, начать разработку своего сланцевого газа закончились безрезультативно, поскольку его себестоимость выходила очень высокой, а запасы были невелики. Правда, последние данные по месторождению Фулинь внушают оптимизм в добыче сланцевого газа в Китае. Были прекращены перспективные работы в Польше, когда стало очевидно отсутствие на сланцевых полях нефтеносных слоев, а сами месторождения были не настолько мощными, что смогло бы сделать низкой цену газа.
В итоге сланцевая история в Европе закончилась безрезультатно. Однако волна спекуляций по поводу зависимости Европы от российского газа и выдумок о замене его американским газом не только осталась, а приобрела со времен еще бόльшую силу. С оглядкой на происходящие события в Европе, не вызывает сомнений, что США и ЕС действительно были заинтересованы в разработке сланцевого газа в Европе и особенно на Украине, который должен был частично заменить российский. Сложности с проектом Nabucco, неудача в создании азербайджано-туркменской газовой связки требовали от европейцев и их американских партнеров поиска новых источников газа, и в какой-то момент расчеты на европейский сланцевый газ поддерживали ожидания способности найти альтернативу российскому газу.
Параллельно с европейской «сланцевой сагой» стремительно развивались события на Ближнем Востоке. В 2007 г. было обнаружено крупнейшее в мире месторождение природного газа «Северный купол — Южный Парс», поделенное между Катаром и Ираном. Открытие огромного месторождения поставило вопрос о его освоении и транспортировки газа на европейский рынок. Вырисовывалось два возможных маршрута трубопроводов:
1) из Ирана через Ирак и Сирию к Турции и далее в континентальную Европу,
2) из Катара через Аравию с выходом на Восточное Средиземноморье.
В тот момент освоение иранского газа было неприемлемым для западных стран по геополитическим причинам. США, Британия, Израиль, Катар серьезно озаботились перспективой превращения Ирана в одного из важнейших экспортера природного газа и крупного игрока на международной арене. У Катара, при поддержке США, возник план создания своего транспортного газового коридора, но на его маршруте лежала Сирия. Для того чтобы стал возможен транспортный коридор через Сирию, необходимо было устранить президента Башара Асада и привести к власти своих ставленников. Именно Катар направил 10 миллиардов долларов министру иностранных дел Турции Ахмеду Давутоглу для финансирования проекта «братьев-мусульман». Итоги проекта проявили себя летом 2012 г. Тогда около 20 тысяч наемников, которых набрали и обучили в Ливии и затем разместили в иорданском пограничном городке Аль-Мафрак, начали две масштабных кампании с целью захвата сирийского города Алеппо. Обе военные кампании потерпели неудачу, а «ливийская бригада» была в буквальном смысле истреблена сирийской армией. Именно после этого окончательного поражения стало очевидно, что войну против Сирии невозможно выиграть. Осознание неспособности сломать Сирию привело к необходимости поиска Катаром и США новых вариантов источника и поставок газа в Европу, где потепление отношений с Ираном и недавнее соглашение с Алжиром стали одним из итогов подобных усилий.
Примерно в это же время произошло первое обострение отношений между Россией и ЕС вследствие выдвинутого преимущественно Британией инициативного проекта о Третьем энергопакете, нацеленного против России. ЕС и Британия (США) не соглашались с тем, чтобы такой крупный поставщик энергоресурсов как «Газпром» обладал контрольным пакетом как в производстве газа, так и в системе транспортировки. В начале 2013 г. отношения между Россией и основными странами-членами НАТО сильно ухудшились из-за Сирии и несовпадения позиций по энергетическим вопросам. Так был запущен конфликт между Россией и ЕС. Что обращает на себя внимание, конфликт возник еще до известных событий на Украине. Запад стал активно вовлекать Украину в орбиту своих стратегических планов с 2012 г., как раз в период активного продвижения идей о третьем энергопакете. Именно тогда начала разворачиваться программа по освоению сланцевого газа на Украине и ее ассоциации с ЕС. Для США ассоциация Украины с ЕС становилась политической гарантией осуществления проекта по замещению российского газа украинским. Попытка Януковича затеять торг по поводу ассоциации была пресечена государственным переворотом. Казалось бы, после госпереворота план по втягиванию Украины в ЕС и превращения ее в колонию Запада осуществился, но никто не ожидал, что в Донбассе, Крыму, на Харьковщине и Одессе поднимется волна антифашисткого движения, которая расстроит все западные планы.
В истории бывают моменты, когда неожиданно для господствующей власти свою волю заявляет простой народ. США и ее союзник Великобритания думали, что они осуществили свой план по обострению европейско-российских отношений, что решен вопрос о сохранении политического, экономического и военного главенства США на европейском континенте. До какого-то момента развитие событий шло в русле разыгрывания украинской карты, но восстание и победы Новороссии начали ломать эти планы.
Каким образом все эти геополитические планы и происходящие события повлияют на дальнейшую судьбу Новороссии?
После образования независимых республик в Донецке и Луганске и начала возрождения исторической Новороссии надежды американцев и еврочиновников на украинский сланцевый газ, залегающий на Славянщине, резко растаяли. Теперь значение Украины как потенциального поставщика газа в Европу отходит на второй, если не на третий план. Информация о сворачивании деятельности Shell на Украине из-за экономических и политических проблем в стране является одним из средств дезавуировать уход американо-английского тандема из украинской газодобычи сланцевого газа. Это безусловно положительные новости для Новороссии. А недавнее появление меморандума между Алжиром и Катаром свидетельствует, что Вашингтон нашел для Южной Европы новую потенциальную альтернативу российскому газу в Северной Африке.
В августе с арабского Востока пришли новости, которые имеют прямое касательство к событиям на Украине и Новороссии. Речь идет о недавно подписанном меморандуме о стратегическом взаимопонимании между Катаром и Алжиром.
Меморандум предполагает помощь Катара в модернизации алжирских газодобывающих и транспортирующих мощностей, а также в строительстве терминала по сжижению газа и его транспортировке морем. С помощью Алжира Катар планирует увеличить поставки газа на европейский рынок. Параллельно с этим в Алжире при поддержке американцев будут развиваться технологии сланцевого газа. В мае этого года Совет Министров Алжира принял план развития энергетики сланцевого газа, предусматривающий проведения первого разведочного бурения в южных районах страны, после чего, не позднее начала 2019 г., власти страны планируют приступить к его добыче. Таким образом, совместные усилия Катара и США позволят резко нарастить добычу и транспортировку алжирского газа в Европу. В лице Алжира для европейской энергетической системы найден новый источник замещения российского газа для Юга Европы. Чтобы стали понятны масштабы проекта, приведем оценки на начало 2012 г.: доказанные запасы газа в Алжире на тот период составляли 4,50 трлн. куб. м, — по запасам Алжир занимает 2-е место в Африке и 9-е в мире. Появление Алжира в качестве крупного поставщика газа сильно уменьшает привлекательность Украины как источника газа.
По факту для американцев в Украине уже нет такой острой необходимости, какая могла быть год или два года назад. Как следствие, появились косвенные свидетельства трансформации позиции США по украинскому вопросу, которые стали заметны с начала августа. Отдельные высказывания представителей Вашингтона и самого Обамы свидетельствуют, что американцы не только отрицают возможность военного конфликта с Россией из-за Украины, но и отказываются от поставок оружия на Украину. Аналогичные заявления сделал Евросоюз, и в первую очередь Германия. Все отчетливее вырисовывается позиция Запада по признанию факта гуманитарной катастрофы на Донбассе и решению украинского вопроса за столом переговоров. Минские переговоры, закончившиеся подписанием мирного протокола, стали первым шагом в данном направлении. С августа месяца заметен еще один примечательный момент: Киеву, не смотря на все его призывы и обращения, предоставляется весьма ограниченная западная финансовая помощь, более того, ему навязали драконовские условия МВФ. И данный посыл очень значим. Происходит видимый отказ от крупной прямой помощи: здесь и передача Киеву символических сумм в размере нескольких десятков или сотен миллионов долларов, когда речь идет о вливаниях на уровне десятков миллиардов, здесь и нежелание ЕС оплачивать поставки российского газа на Украину, заявление о введении пошлин на украинские товары; звучит все более жесткая критика действий киевских правителей, в том числе относительно попрошайничества у ЕС.
Возникает ощущение, что экономическая политика Запада по отношению к Украине носит явно неблагоприятный для нее характер. В тот момент, когда государству требуется устойчивая и массированная финансовая помощь со стороны США и ЕС, по факту мы видим слабый ручеек в виде кредитов МВФ и символической прямой помощи отдельных стран и ЕС. Вместе с тем проводимая Яценюком экономическая политика попросту убивает экономику Украины! Эксперты в один голос говорят о крахе всего украинского машиностроения, которое за несколько лет исчезнет, а страна превратиться в аграрную. То, что Вашингтон не предпринимает усилий по преодолению подобных негативных тенденций украинского правительства, заставляет задуматься, что такая позиция не случайна и за ней стоят определенные соображения. Потерпев стратегическое поражение по превращению всей Украины в антирусский проект и провалив освоении сланцевых газовых месторождений, Вашингтон пересмотрел свои планы. Сейчас для Украины уготована одна стратегическая цель — оставаться источником напряжения в Европе, не допустив восстановление партнерских отношений между Россией и Европой. После того, как США и киевская хунта не смогли втянуть Россию в войну с Украиной, американцы взяли курс на формирование на границах Российской Федерации расширенной зоны кровавого хаоса. Теперь война в Донбассе превращается для США в самоцель, где важна не победа киевской хунты и не разгром Новороссии, а формирование затяжного регионального конфликта в Европе. Последний отрицательный ответ Киева на мирные предложения ДНР по продолжению мирного переговорного процесса в рамках Минск-2 является красноречивым свидетельством незаинтересованности Вашингтона в окончании войны. С этих позиций становится очевидна логика действий Вашингтона.
Для успешности задуманного ставится задача по приведению Украины к экономическому коллапсу, ее гибели как государства и распаду на несколько частей по историческим областям: Новороссию, Малороссию и Галицию. Противоречия и противоборство между частями должны будут поддерживать состояния хаоса, войны и напряженности как в регионе, так и в Европе. И вновь возникший хаос обязательно должен быть возле границ России. Такой план во многом похож на тот, который наблюдается на примере «управляемого хаоса», созданного США на Ближнем Востоке. Насколько такой план удастся осуществить — пока не известно. Но в этом плане есть место Новороссии, и есть признание ее участницей процессов, происходящих на территории бывшей Украины. По факту вашингтонскими стратегами признается такая реальность, как восставший народ Донбасса и Новороссия, и подобная реальность ими учитывает. Это значит, что Новороссии быть! Помимо России, ее непублично признали США, отведя место в своих геополитических играх. Как конкретно сложится судьба Новороссии, во многом зависит от ее народа и ее лидеров. Но то, что сейчас Новороссия уже стала реальностью политической карты Европы, не вызывает сомнений.
Валерий КУЗИН
Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте,Twitter, Google+,Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.