3 июня 1923 г. родился Игорь Ростиславович Шафаревич — академик РАН, доктор физико-математических наук, публицист, автор книг историко-философской тематики.
Редакция «НЗ» искренне поздравляет ныне здравствующего Игоря Ростиславовича и считает уместным вспомнить его самую скандальную и наиболее актуальную книгу — «Русофобия».
«Малый народ» или мухи в паутине
Русофобия — ровесница России. Как только наша страна заявила о своём праве на самостоятельность и самодостаточность, нашлись страны, которым эта самостоятельность и самодостаточность пришлась не по душе. Польша, Литва, Швеция, Франция, Англия и Германия — каждая по-своему и в свой час покушалась как на отдельные части, так и на всю Россию целиком. Ничего ни у кого не получилось. Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация — колонизировавшая весь мир Европа не смогла справиться со своим географическим соседом, с которым у неё нет ни одной естественной границы: ни гор, ни морей, ни рек. «Цивилизованных гуманистов» от «диких угро-татар» ничего не защищало. И хотя Россия ни разу (!) за всю свою историю не предпринимала захватнических походов в западном направлении, именно на Западе её и стали больше всего опасаться. Опасаться до иррационального, едва ли не мистического страха, т.к. здравому смыслу и обычной логике жизнеспособность русских никак не поддавалась. Это русофобия внешняя.
Но есть и другая, не менее опасная русофобия — внутренняя. Именно ей и посвящено исследование Шафаревича. Книга «Русофобия» впервые вышла в свет в 1982 г. (тогда её можно было опубликовать только самиздатом и только заграницей). И хотя основное внимание автора приковано к трагичным событиям 1917 г., свет проливается и на тёмные дела наших дней.
Собственно, внешняя русофобия до скучного понятна — Россию не удаётся уничтожить, поэтому всё, что связано с ней, вызывает ужас и неприятие. Русофобия внутренняя гораздо интересней и опасней. Её носителем является живущий внутри одного большого народа другой — маленький, но очень влиятельный, а главное — злой и решительный.
Предоставим слово автору: «В каждый кризисный, переломный период жизни народа возникает такой же «малый народ», все жизненные установки которого ПРОТИВОПОЛОЖНЫ мировоззрению остального народа. Для которого всё то, что органически выросло в течение веков: все корни духовной жизни нации, её религия, традиционное государственное устройство, нравственные принципы, уклад жизни — всё это враждебно, представляется смешными и грязными предрассудками, требующими бескомпромиссного искоренения. Будучи отрезан начисто от духовной связи с народом, он смотрит на него лишь как на материал, а на его обработку — как на чисто ТЕХНИЧЕСКУЮ проблему, так что решение её не ограничено никакими нравственными нормами, состраданием или жалостью».
При этом количество «малого народа» неважно, важна его эффективность. А она ужасает. И в 1917, и в 1991 гг. Россию, а в 2014 Украину «расшатали» единицы. В «Опавших листьях» В. Розанов по поводу соотношения сил тонко подмечал: «Паук один, а десять мух у него в паутине. А были у них крылья, полёт. Он же только ползает. И зрение у них шире, горизонт. Но они мёртвы, а он жив. Вот русские и евреи. 100 миллионов русских и 7 миллионов евреев».
Цель — Россия
Чаще всего Шафаревича обвиняют в антисемитизме. Что ж, доля правды в этом есть. Евреи не русские — говорить и писать о них плохо нельзя никому. И уж тем более нельзя доказывать, что сценаристами и главными действующими лицами 1917г. были люди определённой национальности. Что этим людям было мало власти и влияния. Что конечная и главная цель этих людей — полное уничтожение России как самостоятельного государства.
Именно этой «программой» малого народа и объясняется, с точки зрения Шафаревича, убийство императорской семьи: «Николай II был расстрелян именно как царь, этим ритуальным актом подводилась черта под многовековой эпохой русской истории, так что сравнивать это можно лишь с казнью Карла I в Англии или Людовика XVI во Франции».
И хотя роль евреев в судьбоносных 1917 и 1991 гг. была главной, Шафаревич подчёркивает — национальный признак для «малого народа» не является решающим.
Читайте также: Идеология: чтобы не умереть, ещё не родившись…
Правоту автора доказывают события наших дней. Русофобия как опасный вирус распространилась и на русских. С 1993 г. либеральная печать стращала весь мир «русским фашизмом». Увы, приходится признать — русский фашизм действительно есть. Только если «нормальный» фашист считает свою родину и нацию лучшими, то русский считает свою родину и нацию худшими. Этим и объясняется «русскоязычный» украинский национализм. Этим и объясняется война русских против русских на Украине.
Пока есть Россия, будет и русофобия, будут и живущие русофобией страны. Поэтому труд Игоря Шафаревича — один из первых в этом направлении — будет оставаться и актуальным, и полезным.
Артём ЮРЬЕВ
Основные работы И.Р. Шафаревича
- «Социализм как явление мировой истории», 1974 г.
- «Русофобия», 1982 г.
- «Две дороги — к одному обрыву», 1989 г.
- «Русофобия: десять лет спустя», 1991 г.
- «Россия и мировая катастрофа».
- «Духовные основы российского кризиса XX века», 2001 г.
- «Трёхтысячелетняя загадка (История еврейства из перспективы современной России)», 2002 г.
- «Будущее России», 2005 г.
- «Русский народ в битве цивилизаций», 2011 г.
_____________________________________________________________________________
Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте,Twitter, Google+,Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.
_____________________________________________________________________________