Словарь Патриота Отечества: второе издание

В этом номере «Новой Земли» мы предлагаем читателям ознакомиться с массивом новых и обновлённых терминов, которые войдут во второе издание нашего словаря. На сей раз мы предлагаем вам несколько блоков терминов. Первый из них посвящён белорусскому вопросу, второй – проблемам монархической власти (обе темы актуальны в июле хронологически). Ряд определений отвечает на вопросы мировоззренческие, актуальные всегда. Так, или иначе, мы просто не можем не поделиться с вами свежей порцией наших наработок. Смыслов, произведенных в Донбассе. Считайте, что это оружие, которым следует бить врага.

Как и обычно, ждём на редакционную электронную почту обратной реакции – всем авторам очень интересны отзывы читателя.

Белоруссия (также — Беларусь) — термин, имеющий несколько значений.

  1. Топоним, распространявшийся на территорию Витебской, Минской и Могилёвской губерний Российской Империи. Происходит от исторического названия Белая Русь (см. «Белая Русь»).
  2. Традиционное название Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР) и современной Республики Беларусь (РБ).

Государственность Б. окончательно провозглашена летом 1920 г. Наряду с РСФСР, УССР и Закавказской СФСР в 1922 г. БССР стала основателем СССР. Третий по значимости субъект федерации в СССР (после РСФСР и УССР), одна из двух советских республик (наряду с УССР), получивших в 1945 г. вместе с СССР статус основателя и члена ООН. В настоящее время РБ — независимое государство, активный участник СНГ, ОДКБ, ЕвразЭС и конфедеративного союзного образования с Россией.

История Б. делится на следующие периоды:

— 1918-1920 гг. Тезис о создании государства с названием Б. впервые выдвинул идеолог литвинства (см. «Литвинство») Вацлав Ластовский в конце 1915 г. Формирование белорусской государственности в 1918-20 гг. проходило очень тяжело: основная часть населения Б. категорически не поддерживала идею отделения от России. Поэтому целый ряд государственных образований, таких как подконтрольная кайзеровской Германии Белорусская Народная Республика и Литовско-Белорусская ССР, оказались нежизнеспособными. Только завершение основных сражений Гражданской войны 1917-22 гг. и урегулирование конфликта с Польшей в 1920 г. позволили создать БССР.

— 1921-1939 гг. В предвоенные десятилетия в БССР наблюдались те же самые процессы, что и в остальных республиках СССР. Активно развивалась экономика, особенно базирующиеся на богатых местных ресурсах древообрабатывающая и текстильная отрасли, а в период индустриализации — и машиностроение. Республика имела важное оборонное значение, являясь центром сосредоточения войск Красной Армии на западном направлении. В то же время в Б. наблюдались негативные процессы, связанные с коренизацией в форме белорусизации (см. «Коренизация» и «Украинизация»), усиленным насаждением белорусского языка и ростом националистических настроений среди интеллигенции. Западная Б. в это время находилась под властью Польши: были сформированы четыре воеводства — Белостокское, Виленское, Новогрудское и Полесское, где белорусское население подвергалось угнетению по национальному и религиозному признакам. Официальная Варшава проводила политику заселения этих территорий так называемыми «осадниками» (польскими поселенцами) с целью увеличения доли польского элемента.

— 1939-1945 гг. Осенью 1939 г. в результате воссоединения Западной Б. с БССР территория республики увеличилась почти в два раза, что дало мощный импульс к её дальнейшему развитию. Однако, начавшаяся в скором времени Великая Отечественная война нанесла Б. колоссальный ущерб. БССР стала ареной жесточайших сражений, были разрушены её основные города, в результате боевых действий и развязанного гитлеровцами геноцида советских граждан по разным оценкам было безвозвратно потеряно от четверти до трети её довоенного населения. Символом нацистского геноцида в Б. является трагедия деревни Хатынь, в расправе над жителями которой непосредственное участие принимали украинские националисты. Народ Б. оказал беспощадное сопротивление нацизму не только на фронтах, но и в тылу врага: республика стала одним из эпицентров партизанского движения на оккупированной территории СССР.

— 1945-1991 гг. Послевоенный период стал временем бурного экономического развития и урбанизации БССР. Из-за большого числа вновь построенных машиностроительных предприятий республика получила неофициальный титул «всесоюзного сборочного конвейера»: Б. была монополистом по выпуску автотранспорта для горнодобывающей промышленности, давала значительную часть магистральных грузовиков, калийных удобрений, точной механики и электроники. Через республику пролегал основной логистический коридор, связывавший СССР с основными странами Европы.

— 1991-н.в. После распада СССР именно по инициативе Б. начался целый ряд интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Народу и руководству РБ, проявившим взвешенный подход во внутренней политике, удалось значительно ослабить характерные для тех лет негативные процессы в экономической и социальной сферах. В то же время, на территории современной Б. наблюдается резкая активизация националистов и финансируемых Западом общественных организаций.

Белая Русь (греч. Λευκορωσσία, лат. Ruthenia Alba, фр. la Russie blanche, нем. Weißrussland) — историческое название ряда регионов на территории современных Белоруссии и России. Зафиксировано начиная с середины XIII в. До конца XV в. абсолютное большинство упоминаний о Белой Руси происходит из Западной Европы и относится к территории Новгородской республики. По отношению к части современной территории Белоруссии, а именно к Полотчине, название Б. стало употребляться лишь с конца XVI века. С 1620-х гг. термин закрепился за восточными, подвинско-поднепровскими, землями Великого Княжества Литовского (см. «Великое Княжество Литовское»). Для обозначения жителей Белой Руси в этот период употреблялся термин «белорусцы», хотя одновременно с ним продолжали использоваться названия «литовцы» («литвины») и «русские» («русины»). Среди сельского населения Б. не было единого общепризнанного этнонима: основным его самоназванием было «тутэйшие» — «местные». С конца XVIII в., когда белорусские земли вошли в состав России, начал распространяться этноним «белорусы». С начала ХХ в. название «Белоруссия» стало общепринятым для обозначения Витебской, Минской и Могилёвской губерний (см. «Белоруссия») Российской Империи.

Бог (Господь, Всевышний) – согласно Христианству (Иудаизму, Исламу и вообще монотеизму), Творец и Создатель всего во Вселенной, поэтому и владеющий Высшей истиной (истиной всего сущего). Бог существует вечно, Он всемогущ, вездесущ и совершенно свободен. Поскольку Б. беспределен и познаваем лишь настолько, насколько Сам Себя открывает взыскующему разуму, невозможно дать понятию, обозначенному данным словом, определения в классическом смысле. В православном Символе веры Бог (Отец) именуется Вседержителем, Творцом видимого и невидимого мира. Вера в указанное достоинство Божества существовала в ветхозаветные (до пришествия в мир Христа) времена. Апостол и евангелист Иоанн Богослов дал таинственную формулу: «Бог есть любовь». Любовью мы именуем чувство (состояние души). Но что значит это слово в приложении к внутреннему миру Божества? Этого невозможно понять, если не уверовать, что Божество имеет три Ипостаси (Личности), пребывающие в единстве и неразрывной любви друг ко другу. Иначе что Бог бы мог любить, когда и мир не был ещё сотворён? Первая Ипостась Божества именуется Богом Отцом, вторая — Богом Сыном, третья — Богом Духом Святым. Вторая Ипостась Божества соединилась с человеческой природой, став Богочеловеком Иисусом Христом, — для того, чтобы отторгнутое грехопадением от божественной жизни человечество исполнить радости вечного бытия. Чтобы и человечество, состоящее из множества ипостасей (личностей), соединить в божественной любви. Идея Бога является простой концепцией, которая позволяет объяснить очень много уже сделанных наблюдений о сущности мироздания и человека. Существование неслучайных закономерностей, неслучайных явлений и событий, удивительной гармонии, красоты и порядка в мироздании делает признание существования Бога более логичным и более вероятным, чем признание Его отсутствия. Идея Бога, выступая в качестве последнего объяснения (причины) для всего наблюдаемого, выгодно отличает её от любых фундаментальных научных или философских гипотез (теорий, идей), совершенно беспомощных в попытках найти иную причину мироздания, человека и его уникальных свойств (см. «Материализм»).

Деньги — особый товар, обладающий наивысшей ликвидностью, являющийся мерой (в идеале – эквивалентной мерой) стоимости других товаров и услуг, а также являющийся средством обращения (то есть, товаром-посредником в процессе обмена). Считается, что деньги как более удобное средство обращения пришли на смену бартеру — прямому и менее удобному обмену одних товаров (услуг или иных благ) на другие. Деньги выполняют ряд функций: меры стоимости, средства обращения, средства накопления, средства платежа и функцию мировых денег, проявляемую во взаимоотношениях между экономическими субъектами разных стран. В древности в качестве денег использовались шкуры, соль, мед, скот и т. п. Позднее роль денег перешла к металлам. Вероятно, сначала это были металлические предметы (наконечники стрел и копий, гвозди, утварь), затем пластинки или слитки разной формы, а ещё позднее началась регулярная чеканка монет. Бумажные деньги (или банкноты) были впервые использованы в Китае во времена династии Сун (X-XIII в.). В Европе банкноты были впервые выпущены Банком Стокгольма в 1661 г. В современных условиях в роли денег выступают не столько конкретные товары (например, золото или другие драгоценные металлы в виде слитков или монет), сколько обязательства государства или его центрального банка в форме банкнот, не имеющих самостоятельной стоимости. Так, например, современные мировые деньги – доллары Федеральной Резервной Системы (ФРС) США не обеспечены ни золотом, ни товарами, ни ресурсами, то есть ничем, но на них США покупают всё что необходимо или хочется, содержат армию, расходы на которую превосходят затраты на армии всех других стран, вместе взятых. При этом доллар не является даже банкнотой государства США, а именно ФРС, принадлежащей международной олигархии и печатается лишь по их усмотрению. Подобный подход США превратил мировую экономическую систему в НЕрыночную, поскольку рынок предполагает эквивалентный обмен на добровольной основе, а главный участник мирового рынка – США производит ничем не обеспеченные денежные ресурсы в желаемом объёме, навязывает их всему миру, его мало волнуют долги. Не только экономические, но и политические конкурентные вопросы решаются «игрой на повышение финансовых ставок», ведь ставки могут повышаться США до бесконечности, отсюда и все победы этой варварской империи. Отсюда же и проблемы, поскольку финансовый мир конечен, и бесконечно, по прихоти владельцев ФРС, печатать ничем не обеспеченные деньги нельзя. Подобные финансовые пирамиды рано или поздно подходят к пределу своей экспансии, после чего лопаются как мыльные пузыри. Расплата финансовым кризисом в США становится неизбежной.

Экономические проблемы России напрямую связаны с отсутствием у неё финансового суверенитета, который станет реальностью только тогда, когда рубль РФ будет независимым от западных мировых денег (доллара и др. финансовых обязательств США, а также евро), а Центральный Банк РФ ликвидирует вассальную зависимость от мировых финансовых институтов (МВФ, МБРР, ФРС США и других). Современные мировые деньги (доллары ФРС США) играют важнейшую политическую роль. Чаще и проще всего современные политические процессы управляются банками через кредиты, денежную эмиссию и другие финансовые инструменты. Особенно в этом деле преуспел МВФ (контролируемый США), навязывая политические условия государствам при выдаче займов. Полностью зависимые от Запада банки России, Белоруссии и Украины вынуждены вести такую кредитную политику, при которой бизнес может кредитоваться на условиях многократно худших, чем на Западе. Но бизнесу нужны оборотные деньги как кровь живому организму, и, не имея доступных кредитов, не стоит удивляться низким темпам постсоветского развития. Россия, Белоруссия и Украина должны оставаться недоразвитыми по плану мировой олигархии, поскольку сохраняется угроза имперского воссоединения восточных славян.

В XXI в. появились новые деньги — частные цифровые валюты (ЧЦВ). Наиболее известная из них – биткоин (ВТС). При их использовании обеспечивается полная конфиденциальность операций (купли-продажи, аренды, займа, одностороннего трансферта и т.п.). Операции находятся вне поля зрения финансовых регуляторов и налоговых служб. Более того, обеспечивается анонимность участников операций, включая тех, кто участвует в создании цифровых валют. Поэтому ЧЦВ часто называют криптовалютами, то есть валютами, имеющими криптографическую защиту. Сети биткоинов и других ЧЦВ – идеальные убежища от налогов и преследования со стороны правоохранительных органов (когда, например, ЧЦВ используются для покупки наркотиков, оружия и т.п.). Время покажет масштаб последствий этой очередной денежной аферы Запада.

Диктатура (от лат. dictatura) — режим власти одного лица или группы лиц, фактически не ограниченный нормами законодательства и не сдерживаемый какими-либо общественными или политическими институтами. Это такая разновидность демократической формы правления, при которой правитель или правящая группа осуществляет своё правление прямым, директивным путём. Термин Д. не является тождественным терминам «тирания» и «деспотия». Так, диктатор в Римской Республике (V -I вв. до н.э.)- являлся должностным лицом, назначавшимся по решению сената на определённый срок для управления государством в чрезвычайных обстоятельствах, например, войне. Диктатор выполняет только поставленную перед ним сверхзадачу, в то время как остальные органы власти государства продолжают действовать в обычном режиме в рамках своих конституционных прав: чиновники осуществляют свои технические функции, законодатели создают и принимают законы. Введение Д. в России позволяет реализовать сложные задачи (защиту от агрессии со стороны США, преодоления последствий кризиса в Украине и т.п.), сохранить суверенитет и вместе с тем не нарушить демократические устои – легитимность, законность, парламентаризм, Конституцию, выборное президентство (В. Коровин). Д. в современной России может рассматриваться как переходный этап к Самодержавию (см. «Самодержавие»).

Ирредентизм ( итал. irredento, от лат. irredemptus — «неискуплённый», «неосвобождённый») — термин, обозначающий явление, обратное сепаратизму (см. «Сепаратизм»). Термин возник в Италии во второй половине XIX в. в среде патриотической общественности, считавшей отсутствие единого итальянского государства и наличие крупной диаспоры в сопредельных странах большим грехом, требующим искупления. Цель И. как формы национального самоопределения — объединение этноса в рамках единого государственного проекта. Для И. характерны требования активного содействия репатриации соотечественников, а также — воссоединения территорий их компактного проживания с титульным государством.

Русский И. на постсоветском пространстве представлен целым рядом общественных организаций и политических движений, среди которых — Изборский клуб, Партия Великое Отечество, Русское собрание, НОД, сообщество «Новороссия», «Суть времени», неоевразийцы и многие др. Ярким проявлением И. в духовной сфере стало объединение РПЦ и РПЦЗ, а в политической — Русская Весна. Принципы И. в настоящее время составляют основу государственной концепции ДНР, ЛНР, Республики Южная Осетия, Приднестровской Молдавской Республики, Республики Абхазия и Нагорно-Карабахской Республики.

Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, воспитание, развитие) – многозначное понятие, указывающее на совокупность достижений в различных сферах человеческой деятельности (искусстве, философии, образовании, законодательстве, науке, технологиях и т.п.). Поэтому К. является предметом изучения философии, культурологии, истории, психологии, педагогики и др. В основном под К. понимается совокупность общезначимых духовных и материальных (включая социальные) ценностей. Н.А. Бердяев показал, что без религии (как нравственного основания) культура невозможна, а генезис культуры выстроен последовательностью «религия → нравственность → культура». Аналогичная последовательность обоснована и П.А. Флоренским: «Страх Господень → культ → культура». То есть, культура родилась из культа. Она соприродна духовности (и, следовательно, религии), но далеко не тождественна им ввиду различия названных феноменов. Каждая культура не возникает на пустом месте, она вырастает из синтеза предшествовавших ей традиций, но делает эту К. целостной определённая религиозно-нравственная идея. Поэтому когда речь идёт о типологии культур (христианская, исламская, индо-буддийская, китайская, африканская), то основанием и критерием выступает, как правило, господствующая в данной культуре религия. В этом смысле русская К. – это воплощение православной религиозно-нравственной идеи на русско-национальной почве. В современном мире все традиционные культуры подвержены влиянию контркультуры. Контркультура – это набор разнообразных культурных инициатив деструктивного содержания. Контркультура может иметь политическое, социальное, «сугубо культурное» (музыкальное и т.д.), мистическое содержание или представлять из себя различного рода синтезы этих элементов. Основная отличительная характеристика контркультуры заключается в её оппозиционном, зачастую непримиримом отношении к установившейся культуре, традиции.  Конкретные проявления контркультуры, наделённые собственной системой символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих  одни искусственно созданные социальные группы от других (хиппи, панки, футбольные хулиганы), как правило, называют субкультурами или маргинальными сообществами. Контркультура и порождённые ею субкультуры стали важными инструментами раскола общества, члены субкультур часто становятся участниками оппозиционных движений, государственных переворотов.

Литвинство — лженаучная русофобская концепция, культивируемая белорусскими националистами (см. «Белорусский национализм»), отождествляющая Белоруссию (см. «Белоруссия») с Великим Княжеством Литовским (см. «Великое Княжество Литовское») и другими западными этнополитическими проектами. Основным тезисом Л. является утверждение о том, что белорусы — отдельный, чуждый русскому народу, но родственный литовцам и полякам, этнос. Идеология Л. появилась во второй половине XIX в. в западных губерниях Российской Империи среди интеллигенции польского происхождения с целью насаждения сепаратистских (см. «Сепаратизм») настроений, однако оказалась непонятной простому народу и не получила широкого распространения. Работы идеологов Л., например, Вацлава Ластовского, поверхностны и компилятивны, отличаются крайней тенденциозностью изложения и содержат множество фальсификаций, неоднократно развенчанных академической исторической наукой. Концепции Л. противостоит западнорусизм (см. «Западнорусизм»), утверждающий тезис о том, что белороссы вместе с великороссами и малороссами

Монархия (от греч. μοναρχία — единовластие) – форма правления государством, при которой верховная власть принадлежит единоличному (наследному или выборному) правителю, а также государство во главе с таким правителем. М. – это естественный, исторически сложившийся структурно-иерархический государственный порядок. Монарх – это высшая власть, предполагающая высшую степень единоличной ответственности за всё, что происходит в государстве. Основные типы монархий: абсолютная (самодержавная, полная единоличная власть) и конституционная (при которой власть монарха конституционно ограничена парламентом). На практике абсолютные монархии всегда имели элементы аристократической, олигархической и демократической форм правления. Последнее обстоятельство объясняется тем непреложным фактом, что монарху всегда необходимо опираться на те или иные слои населения. В современной Европе существует 13 монархий, в их числе Великобритания, Швеция, Норвегия, Нидерланды, Дания, Испания и др. В XXI веке редкостью является абсолютная монархия, когда в руках монарха сосредоточены все ветви власти. Ватикан, например, является абсолютной монархией, хотя и теократической. Современные монархии являются, как правило, конституционными, при которых реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. При этом полномочия монарха могут быть достаточно существенными, как в Великобритании: без его одобрения не может быть утверждён ни премьер, ни министр обороны. Кстати сказать, как и в Канаде, и в Австралии и других якобы «независимых» от британской короны державах. Иначе говоря, согласно политологу Р. Ищенко: «Британский монарх на деле обладает почти не ограниченной (вернее ограниченной только традициями, которые можно и поменять) властью». Его полномочия могут быть быстро и легитимно расширены до уровня абсолютной монархии. В России можно говорить об успешности государства только в парадигме единовластия — монархии (как бы она не называлась формально). Так, вполне успешное, самое большое по территории государство мира – Российская империя столетиями была монархией (см. также Российский император). После февральского переворота 1917 года либеральная олигархия пришла к власти и быстро отказалась от провозглашённой ею же демократии: уже через несколько месяцев после революции обсуждался вопрос, кому стать диктатором: А.Керенскому или Л.Корнилову. Но большевики опередили либералов и диктатором («красным монархом») стал большевик В.Ленин. Фактически «красными монархом» впоследствии стал и Сталин, а политика В.Путина успешно демонстрирует монархические признаки к удовлетворению большинства граждан России. М. лучшим образом (по сравнению с другими формами правления) обеспечивает преемственность курса государства и его суверенитет. М. значительно стабильнее, более устойчива от распада, чем демократия, поскольку единство власти обеспечивается не просто народным доверием, а пожизненным доверием монарху, а также единством государственной силы, которую представляет монарх. М. оптимальна для урегулирования любых чрезвычайных ситуаций, в которых может оказаться государство. По этим причинам мировая финансовая олигархия борется с неподвластными ей монархиями, как с оплотами национальных суверенитетов, как с препятствиями на пути к безраздельному мировому господству. М. в России исторически сложилась в уникальной форме Самодержавия (см. «Самодержавие»), существенно отличной от западных форм единоличного правления.

 

Патриот ( от греч. πατρίς  – отечество и πατριώτης– соотечественник, отчизник) – человек, любящий своё Отечество (см. Отечество), готовый ради него на жертвы и подвиги. П.– всегда ревнитель о пользе Отечества и его  верный сын. Таким образом, понятие П. можно рассматривать как  оценочную характеристику человека, отражающую  его исключительно положительное (если не сказать, – восторженное) отношение к Отечеству (Отчизне). Каждый П. по определению является носителем  патриотизма – политического принципа и социального чувства, содержанием которого является любовь и преданность Отчизне.

Самодержавие (от древнерусского «само» – высшая степень чего-либо и «державие» – власть, правление) – русская исторически сложившаяся форма монархического правления, существенно отличная от западных форм единоличного правления. Русское С. — явление глубоко национальное, самобытное и оригинальное. Первым официально стал титуловаться Самодержцем Великий Князь Иоанн III Васильевич. Этот титул обозначал с одной стороны преемство с Византийскими басилевсами, а с другой подчёркивал самостоятельность русских Государей от татарских ханов. С. – это высшая, неограниченная верховная власть, рядом с которой нет и не может быть никакой другой равнодержавной власти». С. – это владение Верховной властью в силу самостоятельного независимого и неограниченного могущества. Особенно ярко об этом говорил Царь Иоанн IV Грозный: «Земля правится Божиим милосердием и Пречистыя Богородицы милостью и всех святых молитвами и родителей наших благословеним и последи нами, государями своими, а не судьями и воеводы, и еже ипаты и статиги». Никаких юридических договоров, международных соглашений, делегирования от одной власти другой полномочий, ничего подобного (как это имело место на Западе) в истории формирования Самодержавной власти в России найти нельзя. Есть только один источник происхождения власти Самодержавных Государей – Воля Божья. Русские Самодержцы, таким образом, есть монархи Божией милостью. Русские Самодержцы всегда отдавали себе отчёт в том, что их власть не есть самоцель, и лишь орудие для претворения в исторической действительности тех высоких национально-политических идеалов, которыми жила нация. Самодержавие нравственно ценный государственный институт, «диктатура совести» (Вл. Соловьёв), содействующий как нравственному росту общества, так и росту его материального благосостояния. С. – не диктатура аристократии, подаваемая под вывеской «просвещённого абсолютизма», это не диктатура капитала, сервируемая под соусом «демократии», не диктатура бюрократии, реализуемая в форме социализма, — это «диктатура совести», в данном случае православной совести. Русское самодержавие было организовано русской низовой массой, оно всегда опиралось на Церковь, оно концентрировало в себе и религиозную совесть народа, и его политическую организацию (И.Л. Солоневич). Идея Самодержавия есть вечная, всегда возможная идея государственного возрождения для России, идея универсальная при решении проблем стоящих перед нашим Отечеством (М.Б. Смолин).

Сепаратизм (фр. sеparatisme от лат. separatus — отдельный), отделенчество — политика и практика обособления, отделения части территории (сецессии) государства с целью создания нового независимого государства или получения статуса автономии. Противоположная С. форма национального самоопределения – ирредентизм (см. «Ирредентизм»). Исходными формами С. на территории Малороссии (см. «Малороссия») была подконтрольная кайзеровской Германии и Австро-Венгрии Украинская Народная Республика (УНР). Дело УНР продолжили интегральные националисты (см. «Украинский интегральный национализм»), чьими наиболее известными структурами были ОУН и УПА. Подстрекаемый мировой финансовой олигархией украинский С. сыграл решающую роль в распаде СССР, а также в государственном перевороте на Украине в феврале 2014 г. с последующим развязыванием неонацистской агрессии против Донбасса. В связи с этим воссоединение Крыма с Россией и провозглашение ДНР и ЛНР подпадают под определение ирредентизма, а не С.

Справедливость — есть категория морально-правового и социально-политического сознания, указывающая на нечто должное, соответствующее определенным нормативным представлениям о социальных отношениях и самой сущности человека. Проще: общая нравственная санкция совместной жизнедеятельности людей, отличающейся разнонаправленностью характеров, воль, интересов. Еще Аристотель показал, что разумная полисная жизнь предполагает упорядоченность социальных отношений на основе представления о равенстве граждан. Но она может быть либо кооперативной (когда сложение социальных сил дает новый, превышающий их механическую сумму результат), либо социально-договорной (когда общество и государство регулируют и упраздняют конфликты, представляя лишь внешнюю среду безопасного существования).

Характерным примером для православного христианского понимания данного предмета является как Декалог, так и евангельская притча о работниках (Мф. 20: 1-16). В последней дано отличное от античного понимания толкование справедливости: пришедшие последними – не менее, а более – вознаграждены Богом, нежели первые (!). Здесь субъективное намерение участия становится важным, как и жизненный шанс для «отставших».

В дальнейшем справедливость связывалась с регулированием отношений в условиях разного происхождения, статуса, пола и возраста, места в общественном разделении труда. В немалой степени в рамках теории и практики социализма («от каждого – по способностям, каждому – по труду»), и гипотетически – коммунизма («каждый – по способностям, каждому – по потребностям») был отшлифован подход т.н. солидарного общества. Попытки его строительства были в СССР и странах соцлагеря. Напротив, либеральное, рыночноцентрированное общество долгое время вообще не имело программы упорядочения социальных отношений, поскольку в его основе лежал принцип homo homini lupus est (“человек – человеку волк»). Принцип, который не изжит и по сей день, хотя деформация либеральных демократий под воздействием марксизма и др. левых идеологических течений произошла в ХХ веке.

На сегодняшний день для регуляции проблемы С. были созданы две модели: 1) распределительная; 2) уравнивающая.

Первая связана с распределением благ и тягот, но с учетом достоинства конкретных людей, в т.ч. их вклада в общее дело. Последнее объявляется социальное благо высшего порядка. Отсюда четкое нормирование поощрений и взысканий. Так было в Московском царстве, империи Романовых и СССР. Вторая модель реализует такое распределение благ и зол в обществе, которое безотносительно к достоинству конкретных лиц. Причем, в рамках обмена (!). Здесь рынок является пространством действия данной справедливости: важно то, кто и сколько заплатит.

Однако именно «уравнивающая» модель справедливости стала доминирующей на Западе, равно как ею был индуцирован процесс чудовищного расслоения граждан (социальные «верхи» и «дно). Последний не обошел и «ельцинскую» Россию… Своеобразной реакцией на вопиющее неравенство в США в 60-е и 70-е годы стала теория справедливости Дж. Роулза. В ней со значительным опозданием отражены паллиативные меры по борьбе с социальной и экономической несправедливостью. Суть концепции – в государственном обеспечении «бедных» социальными благами за счет отчуждения части прибылей «богатых».

Тем не менее, для России, похоже, перманентной величиной, является «революция справедливости», в основе которой лежит формула: «справедливость – это любовь, милосердие, красота, сила и бессмертие» (А.А. Проханов). Но это соображение контрастирует с заемными и реализуемыми (с разной степенью эффективности) моделями справедливости – либеральной и марксистской, которые, к сожалению, по-прежнему довлеют как над нашим общественным бытием, так и сознанием.

В этой связи полезно вспомнить, что на парламентских встречах в 2015 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Если задуматься о том, что такое справедливость… мы выходим на идею Бога, потому что справедливость универсальна, и до недавнего времени не возникало никаких сомнений относительно того, как это понятие следует интерпретировать. А если в основе этого понятия – универсальная истина, то она превышает возможности человеческого ума, человеческой инициативы и даже коллективного разума народов и сообществ. Однако сегодня справедливым, а значит нравственным, стало считаться только то, что находится во взаимодействии с новыми господствующими философскими и политическими установками… Когда мы нравственность обусловливаем коллективными, корпоративными, классовыми, идеологическими и прочими факторами, мы отказываемся от нравственного начала».

Следовательно, справедливость в нашей традиции имеет четко выверенную формулу: пред-заданное равенство неравных обеспечивается моральным императивом общего, соборно-участного дела служения Богу, Отечеству, государству, обществу, людям.

Тирания (др.-греч. τυραννίς — произвол) — форма правления государством, часто установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении в личных интересах. Близким по сути к Т. является термин «Деспотия». В более широком смысле Т. — это злоупотребление правом принуждения в условиях отсутствия верховенства законов. Срок жизни Т., как правило, определяется сроком жизни тирана. Согласно Аристотелю, Т. является результатом искажения монархической формы правления.

Проханов А.А., Дмитриевский А.В., Муза Д.Е.,

 Ольхин А.Б., Папапяни Ф.А., Руденко М.В.

______________________________________________________________________

Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте, Twitter, Google+, Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.

______________________________________________________________________
Дорогие друзья!

Если вы хотите поддержать коллектив Молодежного Информационного Агентства «НОВОРОССИЯ», просьба отправлять переводы на Яндекс-Кошелек: 410014056051536

Мы благодарим Вас за проявленный интерес и Вашу поддержку!
______________________________________________________________________
comments powered by HyperComments