Герои их мечты

«Знали бы вы, сколько Джеймсов Бондов

 или Суперменов скрывается под личинами

 невзрачных тощих менеджеров или программистов!»

Олег Рой.

 1 июня — Международный день защиты детей. В США июнь ознаменован появлением того, чья история формирует детское сознание, — Супермена. Action Comics №1 июнь 1938 г. —  один из самых популярных и самых дорогих в мире комиксов. В год выпуска он стоил 10 центов, сейчас – 600 тысяч долларов.

 Смешная жёлтая пресса

Отследить историю возникновения комиксов несложно, но бессмысленно. Прежде всего, потому что рисованные истории до сих пор носят совершенно неудачное название. Посудите сами: comic от английского – смешной. Следовательно, комикс – это смешной рисованный рассказ, смешная история в картинках. Если начинать с истоков, то первые такие «истории» можно увидеть в наскальной живописи. Первобытному человеку, собирающемуся завалить мамонта и изображающему ритуальные знаки на стене, было явно не до смеха.

Испания 16-17 вв., Барселона и Валенсия. Для малограмотного населения создаются гравюры с изложением жития святых на аллилуях – листках специальной цветной бумаги. Стоит ли говорить, что житие святого подразумевает подвиг, и комиксом назвать его язык не повернется даже у атеиста.

Без юмора относился к своей деятельности и Валентен, издающий альбомы картинок к сказкам Ш.Перро. Лиричными, но совсем не смешными казались и иллюстрируемые еженедельники с лубочными «картинками Эпиналя». Только к концу 19 века рассказы в картинках можно по праву называть комиксами. Чихающий мальчик, «медвежата и тигр», клоун и овчарка – любимцы тогда ещё неразборчивой публики.

В 90-х годах 19 века Ричард Ф.Ауткольт создаёт своего мальчика в жёлтом костюме. Постепенно «Жёлтый мальчик», язвительно комментирующий политические события страны, становится всеобщим любимцем. От цвета его пиджака (по другой версии – желтого цвета дешевой бумаги, на которой печатались комиксы) и появилось выражение «жёлтая пресса». Кстати, первыми изданиями, которые удостоились такого определения, стали газеты Херста и Пулитцера. Сейчас Пулитцеровская премия даётся журналистам, представляющим серьёзные издания.

Нечеловеческое добро

История комиксов заслуживает отдельного трёхтомника. И даже не потому, что это популярный вид массовой культуры, а потому что по комиксам, при желании, можно отслеживать историю развития государств, в которых они созданы. В большей степени это касается США. Чего стоит только периодизация! У комиксов, как и у русской литературы, есть золотой и серебряный век, а также бронзовый и век современности. Они переживают взлёты и падения, расцветы и творческие кризисы. Подробнее об этом можно узнать в сети Интернет, наша задача – разобраться, что же такого притягательного в смешных и не очень картинках, чем они смогли завоевать внимание жителей огромного государства?

Итак, возвращаемся к виновнику торжества. Супермену уже 79 лет. Он не добывает уголь, не отстирывает от пятен бельё, не готовит с молниеносной скоростью ужин и не спасает хомячков от бронхита. Он борется со злом. Во всех его (зла) проявлениях. По пути может спасти чью-то жизнь или весь мир. Заметим, что создатели Кларка Кента (а именно так зовут Супермена) – бывший майор армии США и писатель М.Вилер-Николсон. Интересный союз, правда? Появление Супермена принесло зашкаливающее число продаж, создание одноименного торгового бренда, массовый потребительский бум. И всё это из-за одного парня в трико с маской на лице. Ничего не смущает? Он обладает супервозможностями: силён, вынослив, неуязвим! Уже слышится голос американского отца: «Сынок, таким должен быть настоящий мужчина! Вот с кого надо брать пример!» И американский сынок смотрит, восхищается, мечтает, представляя себя, спасающим вселенную. А время идет, вмятины на диване от тяжёлой фастфудовской пятой точки становятся всё глубже, и детство куда-то исчезает. В один момент подросший сын понимает, что у Супермена есть всё, а у него – жировые отложения, потраченное впустую время и, в лучшем случае, заправка отца.

Снова-таки, в лучшем случае, сын смекнёт, что на этой заправке можно продавать газеты с комиксами, если редакция согласится разместить в них рекламу заправки. Это и будет реализацией детских амбиций в реальности. В худшем – он станет типичным клерком-обывателем с кучей комплексов и похороненной детской мечтой.

Образ Супермена изначально недостижим, и в этом заключается трагедия подростка. И не потому, что Супермен летает. Юноше всегда можно стать отважным лётчиком, а потому что он – НЕ человек. Это существо с планеты Криптон, работающее журналистом, а по ночам делающее добрые дела. И этим восхищаются американские дети. В Америке нет героев? Нет ЛЮДЕЙ, чьим подвигом могла бы гордиться нация?!

Интересно, что в 2003 г. британский автор комиксов Марк Миллар создаёт свою коммунистическую версию Супермена. Так появилась изюминка в мире комиксов «Супермен – Красный сын» — история о приключениях Супермена в СССР. Что из этого вышло решайте сами:

  1. 2003 г. – СССР нет уже более 10 лет.
  2. История о супергерое-коммунисте излагается британцем.
  3. Супермен – уже не журналист, а (внимание!) офицер КГБ.
  4. Красный Супермен, в отличие от своего прототипа, не хранит свою личную тайну о нечеловеческой сути от всех, а доверяет её партии. И уже партия помогает сохранить информацию в секрете от «почти всех».

Суперзащита от всех неудач

Через год после сверхудачного старта Супермена на арене появляется Бэтмен.

Мышь-мужик мрачен, тяжёл и мстителен. На его семью нападает преступник и убивает родителей. Детская травма формирует частного «защитника» родного города. Он – вершитель судеб, творящий самосуд. В отличие от Супермена, Бэтмен – человек, причём без особенных возможностей. Он много тренируется и всего добивается сам. Американские психологи уверены, что такой образ стимулирует подростков, а комиксы в целом формируют у детей понятия добра и зла. Подобное формирование, видимо, оказалось столь необходимым, что за период с 1930-х до 1950х гг. (Золотой век комиксов) было создано более 400 супергероев! Со временем комикс становится настолько популярным, что его начинают экранизировать. Так для чего же такое количество? Американским детям не дают книгу, им дают комикс. И дело не в добре и зле, не в воспитании хорошего человека, а в создании образа послушного гражданина. Комикс – самая удобная форма для манипуляции сознанием толпы. Он не требует много времени, он краток и доступен. Он чётко даёт понять, что хорошо, а что нельзя. Холодная и Вторая мировая войны – время самого активного издания комиксов. Прививка героизма думаете? Отнюдь. Терпение и безропотность. Защита у нас есть. Супергерои сражаются со странами Оси, уничтожают Гитлера, они обороняют государство от коварного Сталина. Нужно только потерпеть. Вон, Человек-Паук, он такой же, как ты паренёк-неудачник. Его высмеивали в школе, но он нашёл в себе силы и стал героем. Чем ты хуже? Ты можешь больше, надо только поверить в себя. Ведь наши (ребята из Нью-Йорка, Орлеана и т.д.) не сдаются!

Приём «Ты свой», «Ты такой же, как мы», «мы из одного города, квартала..» всегда срабатывал на уровне простого большинства. Но и большинству надоедает однообразие. Чтобы не терять послушных граждан, необходимо создавать новые шоу. Так в 1941 году возникает Wonder Woman – Чудо-женщина. Беспроигрышный вариант: все женщины хотят быть похожими на неё, все мужчины просто хотят. Она сильна, красива, сексуальна, самодостаточна. В одном образе сплетаются феминизм и фрейдизм. С годами образ пытались менять, ориентируясь на вкусы публики, он становился женственнее, Диану лишали «волшебных» атрибутов, но всё равно возвращались к первоначальной задумке – феминистка со сверхспособностями, временно подчиняемая и покоряемая мужчинами устраивала абсолютно всех. Откуда же такая проницательность в создании образа? Обратимся к творцу. Доктор психологии Гарвардского университета — Уильям Моултон Марстон занимался исследованием женского разума с помощью полиграфа (того самого аппарата, известного нам, как детектор лжи). Он лучше любой представительницы слабого пола понимал, чего и как хочет женщина. Пикантная деталь – Марстон прожил всю жизнь с двумя женщинами: женой и студенткой. От каждой у него было по два ребенка. Представляете, какие ценности заложены в героиню Диану? Вот такие вот комиксы, такая вот вечная молодость.

Уютный Господь с личной пропиской

Современные продвинутые специалисты в области комиксов утверждают, что в России этот вид «искусства»  не просто не развит, а захоронен, едва появившись на свет. А всё потому, что в России до сих пор считают, что комиксы либо для детей, либо для дебилов. Впервые автору статьи не хочется спорить с профессионалами. На такое замечание искренне вырывается короткое ёмкое «ДА». После «Чёрного квадрата» Малевича человечество узнало, что в этом мире можно наделить глубинным смыслом абсолютно всё. Главное, в этом смысле самому не запутаться. Комикс также можно воспринимать, как альтернативный вид комплексного искусства, сочетающий в себе литературу и живопись, смысл и простоту. А можно быть честнее и назвать это мощнейшим оружием пропаганды и очередным источником доходов. Суть не изменится. Как не изменятся мёртвые пластилиновые герои комиксов. И в этом ещё одно разочарование американцев. Подражать некому, потому что все супергерои ненастоящие. Они не меняются, не совершают ошибок, не сомневаются, не стареют. Они практически не подвержены эмоциям и духовно не растут. Они исчерпали себя настолько, что их место сегодня занимают антигерои. Потребителю надоели добрые дела, потому что от них исходит запах фальши и неискренности. Он хочет шоу и экстрима, он готов сочувствовать наёмному убийце, ему интересны пошлость и хамство. И это достойный и закономерный ответ публики на долгие годы политической агитации. Что делать с сегодняшним гражданином США? Почему дети американских чиновников предпочитают «играть в Путина» вместо просмотра любимых комиксов? Почему русским не интересны супергерои? Действительно, у нас не приживаются комиксы, мы не любим супергероев, потому что у нас ещё остались настоящие мужчины, потому что наши дети помнят подвиг своих дедов, потому что история учит нас бороться и не отступать, даже если ты остался один, а в руке кроме штык-ножа ничего нет. Мы понимаем, что ничего не даётся просто так, мы знаем, как это – вырывать у жизни крупицы счастья и ценим эти моменты гораздо сильнее «подвигов» мужчин в латексе.

Жителям Америки дали фальшивый пробник. Супергероем долгие годы пытались заменить Бога. И какое-то время это здорово получалось – у каждого жителя есть любимый божок — видимый, осязаемый, не нуждающийся в доказательствах, ничего не требующий взамен, со своим характером и домашней пропиской. Вот только Супермену не помолишься, и ни один американский солдат не пойдёт в битву за картинкой Спайдермена, потому что ни один, даже самый популярный развлекательный суррогат, не заменит настоящей жизни.

Татьяна НОВИКОВА

______________________________________________________________________

Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте, Twitter, Google+, Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.

______________________________________________________________________
Дорогие друзья!

Если вы хотите поддержать коллектив Молодежного Информационного Агентства «НОВОРОССИЯ», просьба отправлять переводы на Яндекс-Кошелек: 410014056051536

Мы благодарим Вас за проявленный интерес и Вашу поддержку!
______________________________________________________________________
comments powered by HyperComments