Современные СМИ и общественное сознание

Знаете основные составляющие успеха большевистского Октябрьского переворота 1917 г.? Захват почты, телефона и телеграфа? Только не надо упрекать меня в таком непривычном названии — «переворот»! Ведь именно так, до появления сталинского «Краткого курса истории ВКП(б)» в 1938 г., именовали свою революцию сами большевики. Впрочем, мы не о том.

А помните, как в августе 1991 г. первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева «отрезали» от средств коммуникации в крымском Форосе?  А по телевидению транслировали балет «Лебединое озеро»? А как в октябре 1993 г. в Москве подразделение спецназа «Витязь» удерживало Останкинский телецентр? Звучали автоматные очереди, шли на таран тяжелые грузовые автомобили ЗиЛ, кричали раненые? Помните?

К чему такой рассказ? К тому, что основные коммуникации, связанные с передачей информации, всегда были приоритетными объектами. Как при революционных действиях, так и при совершении всевозможных диверсий и провокаций во время военных действий. Например, как в Великую Отечественную войну советские разведчики резали немецкие телефонные кабели штабной связи.

В настоящее время, мы уже совсем не замечаем, что в своих повседневных реалиях живем в тесной связи с виртуальным миром «всемирной паутины» — интернета. Более того, интернет стал основным коммуникационным средством, частично подменяя собой телефон и телевидение.

Мы ежедневно находимся под мощным информационным влиянием, осуществляя многие свои действия неосознанно, под влиянием опытных кукловодов. Их влияние способно не только направить человека в нужном направлении, но и изменить его мировоззрение в целом.

Передовой страной в этой отрасли, к сожалению, стал «мировой жандарм» — Соединенные Штаты Америки. Там работу сетевых ресурсов и информационных операций ставят в ряд первоочередных задач. Так, в 2009 г. президент Барак Обама распорядился о создании специального Кибернетического командования США (US Cyber Command), которое является подразделением вооруженных сил, ответственным за безопасность военных информационных сетей. Возглавил его генерал Кит Александер, по совместительству директор Агентства национальной безопасности (АНБ). В 2014 г. на этом посту его сменил Майкл Роджерс.

В 2012 г. Министерством обороны США был составлен особый документ «Sustaining US Global Leadership: Priorties for 21st-century Defence», который представляет собой новейшую военную доктрину, в которой приоритетная роль отводится обеспечению глобального влияния на мир через кибер пространство. Стоит обратить внимание, что в декабре 2011 г.  CyberCom проводило учения, имитировавшие попытки взлома сети и проникновения на государственные ресурсы. Итоги учений, в которых приняли участие 300 специалистов, получили высокую оценку. Интересно также то, что именно в декабре 2011 г. в России активизировались протестные настроения т.н. «белоленточников», сопровождавшиеся многочисленными митингами. Координация этих митингов проводилась через социальные сети.

Как же работает CyberCom? Рассмотрим самый простой вариант действий его сотрудников.

Итак, триста человек создают в каждой из основных социальных сетей по три аккаунта: в «Живом журнале», «Вконтакте», Facebook и Youtube (для размещения видео). В четырех сетях находится 3600 аккаунтов с налаженной взаимосвязью. Они начинают создавать группы и сообщества, комментировать новости, заниматься написанием постов или копипастом, распространять ссылки на свои ресурсы. В общем, во всех социальных сетях начинает пульсировать одна и та же тема. И обычный пользователь поневоле столкнется с этими сообщениями и будет вовлечен в общую схему.

Эти люди работают в три смены, как в шахтном забое, сохраняя активность своих аккаунтов 24 часа в сутки. Они создают ажиотаж, конфликтные ситуации, находят своих сторонников. На них они отрабатывают методы распространения информации в социальных сетях путем рассылок, приглашения, размещения видео и т.д. В общем, операция «Максимальный репост!»

Думаю, вы понимаете, что это работают не подростки, а триста высококвалифицированных специалистов, которые не только подкованы технически, но и являются хорошими психологами для ведения правильного диалога в сети. А теперь, на закуску! Каждый из этих специалистов, помимо основных аккаунтов, управляет 10 — 15 специальными программами-роботами, или ботами, которые автоматически выполняют какие-либо действия через интерфейсы. С такими возможностями уже можно «поставить на уши» население крупного европейского города, например Киева. А в техническом отношении боты часто используются для координации сетевых DdoS- и DoS-атак непосредственно на компьютеры.

Так создается колоссальная информационная «паутина», настолько плотная, что пройти мимо или выбраться из нее никто не сможет. Успешность CyberCom ускорило темпы развития современной проамериканской пропаганды через социальные сети и различные блоги. Ярким примером такой пропагандистской работы стала целая цепочка ближневосточных «революций», где основным средством общения «повстанцев» были социальные ресурсы, которые проправительственные силы так и не сумели заблокировать. Например, из Ливии постоянно «заливались» в Youtube репортажи, сделанные якобы с передовой. И не важно, что впоследствии выяснилось, что эти кадры постановочные и сделаны совсем не в Ливии — общественное мнение было создано, и военная операция там прошла в немалой степени благодаря хорошей работе сетевых специалистов.

Что же необходимо для того, чтобы осуществлять такое влияние на массы? Современными психологами основа для эффективного влияния на человека представляется в следующем виде:

1. Идея (информация);

2. Простота понимания;

3. Сложность для критики.

Благодаря этим трем составляющим и осуществляется информационное влияние.
Самый яркий пример такого влияния на общественное сознание является американская пропаганда «отсутствия демократии». Любой согласится, что демократия — это прогрессивная форма устройства свободного общества, народовластие и т.д. Достаточно обвинить какое-то правительство в отсутствии демократии — это государство автоматически становится изгоем, а его граждане — заложниками искусственно созданной ситуации. А дальше в этой стране развиваются антиправительственные протестные настроения под лозунгом «возвращения в демократическое лоно». Ситуация раскачивается в социальных сетях, создается видимость всенародного недовольства коррумпированностью власти, сложностью жизни и т.д. Когда наступает время «Х», в сети бросается призыв: «Все на митинг! Берите теплые вещи, печенье и хорошее настроение!». Причем результат не важен! Если митинг состоится — хорошо, если нет — можно обвинить власти в жестоких мерах против протестантов: «Онижедети!» Так формируется общий информационный фон происходящего, в котором государственные средства массовой информации всегда оказываются в проигрышном положении. И нет пределов дерзости у «альтернативных» СМИ!

Собственно, именно так, по американской «методичке» CyberCom была проведена украинская «революция гидности» в 2014 г. Так же организовывалось информационное обеспечение т.н. «антитеррористической операции» на востоке Украины. Причем сила информационного влияния была такова, что люди охотно верили абсолютно абсурдным вещам про то, как «террористы сами себя обстреляли», «в Донбасс вторглись путинские войска» и т.п.

Естественно, у любого человека, возникает вполне резонный вопрос: «Как этому противостоять?» Нужно признать, что предугадать, когда будет произведен масштабный информационный «вброс» невозможно. Поэтому в этой ситуации необходимо действовать по заранее подготовленному, отработанному плану. Например, наиболее успешную методику информационного противодействия продемонстрировали китайские власти в 2012 г.

19 марта 2012 г. на китайском социальном ресурсе Weibo (аналог Twitter) появились сообщения о вводе войск в Пекин. Эти сообщения подогревались рассказами пользователей о том, что они периодически слышат на улицах выстрелы. Правительственные ресурсы отреагировали мгновенно. Уже на следующее утро все социальные сети, где размещались не правдивые сообщения, были основательно «почищены» государственными IT-специалистами, а 16 сайтов, разместивших на своих страницах информацию о штурме Пекина заблокированы, а их владельцы привлечены к уголовной ответственности.

В настоящее время в Китае действует т.н. «полиция слухов», которая фильтрует социальные сети на предмет провокационных сообщений. Учитывая то, что ежедневно в китайских сетях публикуется более 25 млн сообщений, нетрудно представить, какие ресурсы задействованы для этого! Китай первым осознал опасность провокаций из кибер пространства и направил максимум усилий для контроля и подавления подобных явлений.

Подведем итоги. В современных реалиях ни один вооруженный конфликт не начинается без соответствующей информационной «прелюдии», которая заключается не только в психологической обработке населения, но и осуществляет предварительное подавление государственной информационной системы страны. Это происходит путем банального взлома государственных ресурсов, проникновение в них. И если государство не обладает достаточно сильным и независимым национальным сегментов в кибер пространстве, то оно имеет все шансы потерять свою независимость и на политической арене.

Для того, чтобы противостоять информационной агрессии и не потерять контроль над умами людей и, как следствие, не проиграть войну, необходимо заботиться о своевременном и качественном формировании государственной концепции информационной безопасности.

В целом, после трех лет работы в средствах массовой информации, в условиях прорыва информационной блокады и жесточайшей информационно-психологической войны, которую развязали киевские власти против народных республик Донбасса, не могу не отметить те положительные тенденции, которые наметились в этой бескомпромиссной борьбе за человеческие умы. Республиканским СМИ удалось переломить ситуацию в свою пользу. Все больше и больше людей на территории, временно подконтрольной Украине, с надеждой взирают на восток.

Но, не могу не указать и на существующие минусы. Зачастую красивая картинка, создаваемая не в меру ретивыми СМИ, не всегда соответствует действительности, вызывая раздражение, а затем и разочарование. Именно на такой модели человеческого поведения и должна выстраиваться информационная политика. И главное — никакой халтуры! Только правильная подача, высококачественная профессиональная работа. Таков залог успеха.

И недаром, отмечая заслуги журналистов Донецкой Народной Республики в их профессиональный праздник 5 мая 2017 г., Глава ДНР Александр Захарченко сказал: «Я вспоминаю 2014 год, когда вы начинали работу, как выходили первые передачи. А сегодня вы стали более профессиональными. Вы бываете в таких местах, в которые не каждый военный пойдет. Но самое главное — вы круглосуточно рассказываете всему миру о том, как мы живем, как мы работаем, как мы воюем. Вы пробиваете ту информационную блокаду, которую нам пытается устроить Киев. Вы — бойцы, вы все наши боевые товарищи! Потому что ваша война очень важна, ваша работа — это шаг к нашей большой Победе!»

Алексей Акутин

______________________________________________________________________

Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте, Twitter, Google+, Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.

______________________________________________________________________
Дорогие друзья!

Если вы хотите поддержать коллектив Молодежного Информационного Агентства «НОВОРОССИЯ», просьба отправлять переводы на Яндекс-Кошелек: 410014056051536

Мы благодарим Вас за проявленный интерес и Вашу поддержку!
______________________________________________________________________
comments powered by HyperComments