РОССИЯ БЕЗ ИМПЕРАТОРА, НО ПОД ПОКРОВИТЕЛЬСТВОМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

(к 100-летию обретения иконы Матери Божией «Державная»)

         То, что Господь уготовал России особый путь, в особенности в ХХ веке, уже ни у кого не вызывает сомнений. И нужно заметить, что ключевым событием метафизического характера, своеобразной точкой отсчета её трагического, но никак не безнадежного бытия стала дата 2 (15) марта 1917 года. В этот день произошло два ключевых события: вследствие заговора, императору Николаю II пришлось принудительно «отречься» от престола, а в родовом имении Романовых, в с. Коломенское чудесным образом – уже обманутому и осиротевшему русскому народу – была явлена «Державная» икона Божией Матери (!). Если допустить, что это не простое совпадение, которых русская и никакая иная история не знает, то данный факт требует к себе сверхпристального внимания. Тем более в свете искомой нынешними историками непрерывности и целостности русской истории.

Для посвящённого в таинство русской истории человека, два события, совместившиеся в одной календарной дате, есть метафизический узел, требующий своей разгадки. Причем такой, которая бы связывала в единую логику интервалы «до» и «после» свершившегося.

Сегодня, оглядываясь назад и пытаясь понять трагедию России столетней давности, причем понять её духовно-нравственный смысл, хотелось бы обратить внимание на одно суждение, принадлежащее светочу русского православного зарубежья ХХ века – архимандриту Константину (Зайцеву).

Пытаясь схватить смысл произошедшего, он указал на «черный день» в истории русской православной государственности: «Этот день наступал с вынужденным уходом Царя, с отречением от него русского народа. Вот когда мог русский народ восклицать, обливаясь слезами: «Погибаем, погибаем…». Ибо, подлинно, «закатилось Солнце Земли Русской». Забыв о Царе, Россия забыла о войне, забыла о Родине, забыла о Боге. «Россия» вообще перестала существовать как некая соборная личность. Осталась рассыпанная храмина, в которой не могло ничего сплотиться достаточно стойкого ни для защиты Царя, ни для защиты Бога, ни для защиты Родины» (Архимандрит Константин (Зайцев). Чудо русской истории. М.: Издательство НТЦ «Форум», 2000. С. 475).

У этого горького суждения, как мы теперь хорошо знаем, есть зримые подтверждения в виде «итогов» войны, новых революционных потрясений, гражданской войны и исхода части исторической России…

Но с другой стороны в этот же день, что принципиально важно, всемилостивый Господь даровал России надежду на покаяние и избавление от грехов. Речь идет о чудесном обретении в Коломенском, на окраине Москвы образа Божией Матери «Державной».

История этой милости Божией такова: крестьянке Евдокии Адриановой дважды во сне являлась Богоматель со следующим указанием: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Её нужно взять и сделать красной (или красивой, следуя церковнославянскому языку). Пусть молятся» (Дьякон Георгий Малков. Русь святая: Очерк истории Православия в России. Симферополь: Родное слово; Н. Орианда, 2009. С. 472 – 473). При этом женщине было дано видение храма, в котором данный образ должен быть обретен. За этими сновидениями последовала просьба Евдокии Адриановой к настоятелю Вознесенской церкви священнику Николаю Тихонову, который организовал поиски образа…

Собственно там, в Вознесенском храме и была обретена дивная икона, выполненная, как потом установит специальная комиссия под руководством Патриарха Тихона (Белавина), в Царьградских иконописных традициях и идентифицируемая XVIII веком.

На иконе изображен царственный лик Богородицы, восседающей на престоле с регалиями самодержицы – скипетром и державой. Кроме того, Пречистая облечена в порфиру, указывающую на её царственный удел в России, по попущению Божию лишившейся Царя, но взятой не только под святой омофор Богоматерью, но и явившей нам свое Царственное служение. Тем самым многократно подтверждающей номотетическое положение нашего предания о Богородице, как игуменье Земли Русской, усиленное в этом событии царственным служением в своем уделе. Иллюстрацией к такому её восприятию, в игуменском и царственном достоинстве являются слова кондака, читающиеся и поющиеся ныне: «Яко прииде Заступнице на стражу земли Своея»!

Далее, глядя на иконографию, мы видим на коленях у Богоматери располагается Богомладенец Иисус Христос, облеченный в мученически-пасхальные одежды, при этом одной десницей благословляющий Россию и мир, а другой указующий на державу, не увенчанную крестом (!). Таков оригинал, в отличие от поздних списков, где крест над державой займёт свое место.

Богословие этой иконы напрямую связано с дальнейшими судьбами России и русского народа. В отличие от прежних образов Богоматери, явленных на Руси – Владимирской, Казанской, Донской, Тихвинской, Иверской и мн. других – этот образ обращен к грядущему. К новой христианской государственности (отсюда – отсутствие в символике державы честного и животворящего Креста, который только предстоит обрести), которая родится через всецелое покаяние русского народа. Покаянием, в котором будет признано, что гибель Императора, его семьи и верных слуг – есть «дело рук» отступников. Народа, искусившегося и предавшегося соблазнам мира сего – двум проектам «Царства Божия на земле»: коммунистическому и либеральному, и предавшего не только Помазанника Божия, но и свою собственную Соборно данную клятву 1613 года, данную при избрании Романовых на царство.

С тех пор минуло сто лет, и чудотворения Богородицы в России совершались нередко (напр., восстановление не только храма Христа Спасителя, организованное общиной часовни в честь иконы Державной Матери Божией в 1995 году, но и проведение в Манеже выставки «Россия ХХ век: 1917 – 1945», где был дан для поклонения образ Матери Божией «Державная» в 2015 году). Всё это говорит о метанойе (изменении) сознания русского народа, ранее вкусившего «ада преисподнейшего», а ныне, взыскующего Царства Божия и Правды его. Причем в логике: от России земной – к России Небесной.

К сказанному как нельзя лучше применимы строки поэта, который не только печалился о лихолетье 1917 года и следующих за ним лет «вавилонского пленения», но ясно и отчётливо видел свет Воскресения России:

Ты нам явила Образ Свой Державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:
«Сама взяла Я Скипетр и Державу,
Сама Я их вручу опять Царю,
Дам царству русскому величие и славу,
Всех окормлю, утешу, примирю!»…
Покайся ж Русь, злосчастная блудница,
Омой в слезах свой сокровенный стыд,
Твоя Заступница Небесная Царица
Тебя и грешную жалеет и хранит
(С.С. Бехтеев).

Дмитрий МУЗА

______________________________________________________________________

Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте, Twitter, Google+, Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.

______________________________________________________________________
Дорогие друзья!

Если вы хотите поддержать коллектив Молодежного Информационного Агентства «НОВОРОССИЯ», просьба отправлять переводы на Яндекс-Кошелек: 410014056051536

Мы благодарим Вас за проявленный интерес и Вашу поддержку!
______________________________________________________________________
comments powered by HyperComments