Андрей Кураев: «В Раю попсу не слушают»

15 февраля празднует свой день рождения Андрей Вячеславович Кураев. Без преувеличения, один из самых известных священников РПЦ.  Популярность, которой могут позавидовать и многие поп-звёзды, протодиакон завоевал в основном благодаря своей миссионерской деятельности. Хотя ещё неизвестно, кого он этой деятельностью нажил больше – почитателей или ненавистников, друзей или врагов.     

Бог-н-ролл

20 мая 2008г. Донецк. Парк Щербакова. Мы с друзьями пришли на концерт, посвященный 1020-летию Крещения Руси. Выступали «С.К.А.Й.», «Братья Карамазовы» и гвоздь программы – «ДДТ». Впрочем, был ещё один «гвоздь». И, скажу откровенно, многие шли на концерт именно ради него.

Диакон Андрей Кураев к тому моменту был уже достаточно известен. Его книги, статьи, публичные выступления и блоги привлекали даже весьма далёких от Церкви людей. Одни ценили его недюжинный интеллектуальный уровень и умение объяснять сложные вещи простыми словами – способность, присущая только действительно разбирающимся в своём деле людям. Другим пришлись по вкусу его смелые и открытые высказывания о щекотливых проблемах современной России: национализм, неонацизм, терроризм, секты, содомиты и т.д. и т.п. Третьим понравилась его неожиданная для «архаичного православия» готовность говорить с молодежью и на интересующие молодёжь темы: рок, интернет, Гарри Поттер, властелины колец и нарнии…

Поэтому не буду говорить, что появление человека в подряснике на рок-концерте кого-то шокировало. Во-первых, сам концерт позиционировался как событие в честь христианского праздника, а во-вторых, публика уже привыкла к современно-молодёжной «специфике» Кураева.

В общем, в перерыве между выступлениями групп диакон появлялся на сцене и общался с пришедшими на концерт. Недолго и не слишком мудро витийствуя – чтоб не надоесть. Я точно не помню всей его короткой поздравительной речи, но одна фраза слух резанула. Как лектор оживляет засыпающую аудиторию анекдотом, так и Кураев «сыграл на публику», выдав: «Вы ж понимаете, в Раю попсу не слушают». Ага, там слушают «Коррозию металла», «Арию» и «Сектор газа» (это ещё мягкий вариант, просто многие пришли на концерт в футболках оных вокально-инструментальных ансамблей).  Фраза, конечно, вызвала рёв одобрения.

НО – не слишком ли много говорил и продолжает говорить Андрей Вячеславович именно ради этого «рёва»?

Скандальный батюшка

Пожалуй, для полного комплекта связанных с его именем разбирательств Кураеву не хватает только стать замешанным в каком-нибудь гей-скандале. Но пока всё не выходит за публично-интеллектуальные рамки.

И что парадоксально – порой его проклинают люди с диаметрально противоположными взглядами и убеждениями. Кураев и правда напоминает неопределившегося фаната, который одинаково любит и «Шахтёр» и «Динамо».

К примеру, ярые черносотенцы уважали диакона за его открыто имперские убеждения. Приняли они и его неоднозначный пост о религиозной окраске терроризма (в апреле 2013 г. Кураев написал пост о теракте в Бостоне, в котором назвал политкорректной глупостью либеральную аксиому о терроризме без национальности и религии) Именно мусульмане, по его мнению, из-за искажённого понимания Корана больше всех склонны к терроризму.

Однако даже уважающие его высочайший интеллектуальный потенциал читатели, порой с недоумением читали оды «Гарри Поттеру» и особенно – его защитные речи в адрес  Pussy Riot. После возмутившего всю страну «панк-молебна» в храме Христа спасителя, диакон написал в своём ЖЖ об одиозных девицах следующее: «Будь я ключарем этого Храма, я бы их накормил блинами, выдал по чаше медовухи и пригласил бы зайти вновь на Чин Прощения».Не поняли Кураева не только миряне. Так, диакон Владимир Василик требовал лишить отца Андрея сана за фарисейство, а протоиерей Всеволод Чаплин призвал публично покаяться. А коллектив МДА деликатно напомнил об ответственности за публичные высказывания.

В итоге Кураев «договорился». Цитирую ресурс «собеседник.ру»: «В декабре 2013 года Кураев был исключен из числа профессоров Московской духовной академии за «эпатажные выступления в средствах массовой информации и в блогосфере». Ученый совет вуза заявлял, что деятельность Кураева «остается в ряде случаев скандальной и провокационной». После этого менее скандально-провокационным Кураев не стал. Из последних,связанных с его именем «недоумений», достаточно упомянуть его негативные отзывы о возвращении Крыма в состав России. В интервью газете «Фраза» (28 апреля 2014г.) Андрей Вячеславович заявил прямо: «Мой прогноз пессимистичен. С самого начала крымских событий я говорил, что мне как русскому националисту это очень не нравится. Потому что, приобретая Крым, потерять в итоге Украину, — это очень плохая математика».

Способ выживания

Несмотря на всю неоднозначность общественной деятельности Андрея Кураева, как Личность он заслуживает и внимания, и отдельного разговора. Хотя бы по одной причине. Именно он увидел, понял и в меру своих сил и возможностей попытался решить ПРОБЛЕМУ. Проблему, которая для современного русского мира стоит на одном из первых мест.

Её суть такова – в современных реалиях православная Церковь вновь, как и в забытые дохристианские времена, должна и просто обязана вести борьбу за свою паству. Комфортные условия, при которых границы Империи совпадали с границами Православия, остались в прошлом. Россия уже не однозначно православная страна. Атеизм советской эпохи, либерально-толерантная позиция нынешней власти, сектанты и целители-оккультисты всех мастей, наука в конце концов – весь современный мир уводит человека от истинной Церкви. С точки зрения Кураева, нельзя просто сидеть и ждать, пока молодое поколение само себе протрёт глаза и само себя образумит. Свято место пусто не бывает – если человек не пойдёт в православную Церковь – он пойдёт в другую. Но если русские не пойдут в православную Церковь – они перестанут быть русскими. В книге «Ответы молодым» Кураев пишет: «Наше время и наша ситуация требует активной миссионерской деятельности. Сегодня миссия – это способ выживания Церкви в нецерковном и антицерковном мире. Чем более антицерковно настроено светское общество, тем больше осознанности требуется от христианина, тем больше он должен знать о своей вере, чтобы твёрдо в ней стоять и избегать всяких подделок под Православие, избегать сомнений. Поэтому миссия – это не только обращение нецерковных людей, это и способ удержания людей, которые уже пришли в Церковь».

Да, Кураев, как и любой обычный смертный, допускает ошибки. Но это не делает ошибочным всю его позицию. Может, батюшка и не должен стоять на сцене перед рок-фанатами или открыто выражать своё мнение, идущее в разрез с официальной позицией Церкви.

Но, по крайней мере, он вернул православию позабытую АКТУАЛЬНОСТЬ. Он напомнил, что батюшка – это не только краснощёкий толстяк в ветхой церквушке, которого ничего, кроме пожертвований, не интересует. Он напомнил, что Церковь – это живой и действующий социальный институт, который может помочь в решении нынешних как духовных, так и социально-политических и даже научных проблем.

К слову, сам Кураев прекрасно понимает ошибки и опасности, которыми чревато миссионерство. В частности, излишне харазматичный миссионер может впасть в гордыню и проповедовать уже своё, а не церковное учение. «Миссионер – дверь в Церковь, церковный порожек, но не вся Церковь. На пороге нельзя застревать, дверной проём нельзя принимать за жилое помещение. <…> Для миссионера велика опасность того, что он людей приведёт к себе, а не к Церкви»(там же). И ещё –«хождение в молодежь» чревато двумя крайностями. Первая – священника могут принять за «своего», который ничего нового и важного не знает, а посему не уважается. Это распространённая ошибка педагогов, позиционирующих себя как своего «в доску» друга (и пиво с учениками, и покурить вместе на переменке, и матерные песни под гитару поорать). Вторая – священник может показаться слишком далёким, чуждым и поэтому ненужным – излишняя субординация, как правило, не привлекает, а отталкивает. Удержаться на «золотой середине» – задача крайне сложная, но не невозможная.

Но и здесь трудности не заканчиваются, а лишь начинаются. Произвести эффект, заинтересовать и увлечь – не так сложно, как удержать. Кураев на вопрос Как обратить человека в православие? Отвечал: «Обратить-то нетрудно. Трудно там его удержать. Дело в том, что молодой человек должен что-то делать, он не может просто работать подсвечником в храме. Надо придумать для него работу, зону его ответственности, чтобы каждый молодой человек понимал: «Это моё, и от меня что-то зависит в жизни Церкви». А так в большинстве наших храмов число молодых прихожан в точности равняется числу алтарников».

Современная несовременность

И последнее. Молодёжь, за чистые сердца и глупые умы которой ратует бороться Кураев, в большинстве своём не уважает православие, поскольку считает его отмирающим «вчерашним днём». И действительно, в эпоху виртуального постмодерна сектантство выглядит более убедительно и живуче, более современно. Церковь же предстаёт неким полумузеем-полумавзолеем, в котором молодёжи делать нечего. В одном из интервью Кураев констатировал: «Православие совершенно не современно – и слава Богу. Современен – «Макдональдс». А я предпочитаю быть современником Андрея Рублёва, нежели Филиппа Киркорова».

Ну здесь Андрей Вячеславович явно слукавил. То, что у православия – несовременные методы борьбы с ересью, не делает его несовременным, как любая ложь, сколько бы людей и сколько бы времени в неё ни верили, не делает несовременной Истину.

Артём ЮРЬЕВ

______________________________________________________________________

Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте, Twitter, Google+, Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.

______________________________________________________________________
Дорогие друзья!

Если вы хотите поддержать коллектив Молодежного Информационного Агентства «НОВОРОССИЯ», просьба отправлять переводы на Яндекс-Кошелек: 410014056051536

Мы благодарим Вас за проявленный интерес и Вашу поддержку!
______________________________________________________________________
comments powered by HyperComments