В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Василия Васильевича Кандинского – одного из самых одиозных деятелей и теоретиков модерна. Его детище –абстракционизм, как и прочие –измы «современного искусства»,  увядает, но ещё  живёт. Живёт в основном за счёт откровенных халтурщиков и недоучек, скрывающих за «своим видением мира» банальную лень и бездарность.     

Переоценка всех ценностей

Геополитическое бурления первых десятилетий ХХ в. не могли не сказаться на искусстве. Новые надежды новой эпохи требовали от служителей муз принципиально новых решений. Старый мир скрывался за поворотом. Его не жалели философы, называвшие его «худшим из возможных» (Шопенгауэр) и призывавшие к «переоценке всех ценностей» (Ницше). Его не жалели писатели, отвешивавшие «пощечины общественному вкусу» и сбрасывавшие классику «с парохода современности». Но о том, как будет выглядеть ожидающее за горизонтом «светлое будущее», ни те, ни другие толком не знали. «Изобразить» его было задачей и прямой обязанностью художников. Свой долг они исполнили с завидным энтузиазмом. Ни до, ни после искусство не знало такой калейдоскопической скорости появления новых стилей.

Созданная в 1910г. «Первая абстрактная акварель» была попыткой Василия Кандинского решить поставленную эпохой задачу. И надо признать, предложенное им решение не затерялось в пёстром многообразии многочисленных новоявленных – измов. Более того, положило начало новому художественному стилю. И, наряду с «Чёрным квадратом» Малевича, стало одной из наиболее известных работ русского «современного искусства».
untitled-first-abstract-watercolor-1910
…и, наконец, построили

Собственно, Кандинский не столько изобрёл абстракционизм, сколько поставил в его истории точку. Получилась книга с одной-единственной страницей – первой и последней. Мыслили в этом направлении многие, но только Василий Васильевич довёл начатое до логического завершения.

Идею отказа от действительности (пока ещё частичного отказа) ещё в ХIХ в. подал романтик Уильям Тёрнер. Цветовые пятна его полотен «Дождь, пар и скорость» и «Восход с морскими чудовищами» лишь отдалённо напоминают что-то реальное. Импрессионисты рубежа веков уже сознательно искажали форму в угоду цвета. Но чтобы написать картину, на которой ВООБЩЕ НЕТ НИЧЕГО РЕЛЬАЛЬНОГО – этого до Кандинского действительно не делал никто.

Возможность подобного эксперимента не исключал и Ван Гог. В письме к брату он делится предположением: «…если бы я попробовал отойти от реальности и начал бы цветом создавать подобие музыки». Но даже такому далёкому от фотореализма художнику это кажется уж слишком: «Но мне слишком дороги и правда, и поиски правды. Что ж, всё-таки предпочитаю быть сапожником, чем музыкантом, работающим красками».

В итоге необразованный самоучка Ван Гог оказался гораздо прозорливее профессионального художника Кандинского, у которого за плечами была Мюнхенская академия художеств.

Искусство не для всех

Итак, первая ласточка абстракционизма. Кандинский изобразил несколько разноцветных бесформенных пятен (использовал акварель, тушь и карандаш). Беспредметность восторжествовала – ни в сумме, ни по отдельности эти кляксы ничего конкретного не обозначали и даже ничего отдалённо не напоминали.

Ноу-хау требовало объяснений, и Кандинский объяснился. В то время многие художники разъясняли свои «маляки» непонятливым зрителям. А некоторые так прямо и начинали с манифестов и декламаций. Эпатаж и новаторство становились неотъемлемой частью «культурной жизни».

Чтоб современники правильно поняли его творчество, Кандинский написал книги «О духовном в искусстве» (1910г.) и «Точка и линия к плоскости» (1926г.). В них рассуждения художника выходят далеко за рамки его компетенции. В частности, он строит из себя Платона и предлагает свою концепцию идеального общества. С точки зрения Василия Васильевича, общество – это пирамида, основание которой  составляют люди материальные и примитивные (плебеи или, выражаясь современным языком, быдло). А венчает сияющую вершину общественной пирамиды Кандинского – художник. Как бы этот художник управлял «нижестоящими» при этом совершенно непонятно, т.к. сам он выше мирской суеты и занят более важными делами. Цитируем: «Художник всегда отрывает взгляд от внешнего мира и направляет его на себя, выражает себя».         

В общем, из любого общества получилась бы абстрактная каша, будь на его вершине такие вот «выражающие себя художники». Впрочем, не будем дискутировать с Кандинским-философом и займёмся Кандинским-художником.
kandinskiy_3_zvezdy
Начитавшиеся его трудов критики принялись искать смысл в абстракционизме и – нашли его. В скобках заметим – критики в современном искусстве играют роль не менее (а иногда и более важную), чем сами художники. Подумать страшно, о скольких бы шедеврах мы с вами даже б и не подозревали, если бы не знатоки-толкователи.

Пример для непосвящённых. Расшифровка «Абстрактной акварели» на сайте Музеи Мира: «Белый фон можно трактовать как безмолвие, ведь Кандинский расшифровывал этот цвет как выразитель молчания. Красный обозначает в картине движение и беспокойство, а также мужскую силу, тогда как синий выступает символом тайны и даже мистики. Ещё здесь присутствует жёлтый, как обозначение земли, чёрный, как знак Апокалипсиса (потухшее Солнце) и зелёный – выразитель равнодушия. Прихотливые формы призваны подчеркнуть значение каждого цвета».

Обратите внимание на фразу «можно трактовать». Модерн всегда стоял на бесконечности смыслов и толкований, поэтому лично я могу трактовать белый фон как холодильник, красный цвет – как форму ФК «Ливерпуль», синий – как воздушный шарик Винни Пуха, а жёлтый – как кирпичную дорогу в Изумрудный город.

Здесь нужно остановиться на двух важных пунктах. Первый – принципиальное отсутствие смысла в работах абстракционистов и, как следствие, бесконечность трактовок самих произведений. (Символично, что второе название акварели №1просто «Без названия».)

Второй – подчёркнуто элитарно-снобистский характер творчества Кандинского и всех абстракционистов в целом. Чтобы понять картонку размером 49,6×64,8 см надо прочесть многостраничные труды автора и его критиков. Тот факт, что непосвящённые на эту мазню в худшем случае плюнут, а в лучшем просто махнут рукой – «избранных» только радует. Их искусство не для всех.
3ter_b
«…но мне слишком дорога правда»

Все особенности и отличительные черты абстракционизма одновременно являются и его недостатками. Самый большой недостаток – та самая «отвлечённость», которая не даёт и принципиально не желает давать конкретные ответы.

Что мы можем сказать об авторе, глядя на его «музыку цвета»? Идея неясна, смысла нет, «что хотел сказать автор?» – похоже, сам автор не знает. Мы даже не можем определённо сказать, умеет ли вообще этот художник рисовать. Единственное, что не подлежит сомнению – такие картины можно вешать вверх ногами, боком, вниз головой, наискосок и т.д. не боясь исказить замысел художника.

Академик Ю.Ю.Борев в книге «Эстетика» констатирует: «Абстракционисты не выдвигают и не могут выдвинуть объективных ценностных критериев для отличения внутри этого направления творчества от спекуляции, серьёзности от шутки, таланта от бездарности, мастерства от трюкачества. И отсутствие таких критериев является веским доводом против этого направления, разрушающего искусство». И резюмирует: «Прокламируемая абстракционизмом личность, отказавшаяся не только от познания и осмысления реального мира, но и от всякой связи с ним, эмигрирующая в мир своей опустошенной души, оказалась несостоятельной, неспособной решить проблемы века».

«Но мне слишком дороги и правда, и поиски правды» — Ван Гогу не нужно было измазывать холст бесформенными пятнами, чтобы понять, к чему в итоге это приведёт. Кандинский попробовал и, судя по его поздним работам, тоже понял.

Отказ от предметности и реальности неизбежно выливается в отказ от ИСТИНЫ, к которой, в конечном счёте, должен стремиться любой творец. Вообще в абстракционизме скрывается заносчивая гордыня – мне мир неинтересен, мне интересен только Я. Беда в том, что само это Я становится «я» маленьким и в итоге окончательно уничтожается. Сами по себе пятна краски не выражают ничего, ни мир объективный, ни мир субъективный. Современник Кандинского Блок в знаменитой поэме «Возмездие» (1921г.)

будто даёт ответ всем любителям «отвлечённостей»:

Но ты, художник, твёрдо веруй
В начала и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить всё, что видишь ты.
Твой взгляд – да будет твёрд и ясен.
Сотри случайные черты –
И ты увидишь: мир прекрасен.

Не желающий видеть мир абстракционизм не смог показать и красоты этого мира. А без красоты внешней нет и красоты внутреннего мира художника. «Музыка красок» на деле оказалась какофонией.

Будущее без будущего

Гениальность творца определяется не только тем, что он создал сам по себе (т.е. личными произведениями), но и тем, что он создал ДЛЯ ДРУГИХ. Пушкин потому «наше всё», что нет ни одного заслуживающего внимания писателя, который бы не продолжил и не развил какую-нибудь «пушкинскую тему».

А что завещал юным художникам Кандинский? Мазать холсты краской можно до бесконечности. Но – теряется новизна и теряется интерес: «а, знаем, это уже было». Поэтому первая работа абстракционизма де-юре стала одновременно и его последней. Развивать – нечего. Продолжать – нечего. Можно только повторять. Собственно, партия закончилась проигрышем после первого же хода.

Однако история абстракционизма продолжается. Продолжают её художники, выбравшие путь наименьшего сопротивления. Вместо того, чтобы прилежно учиться рисованию в Академиях, они надеются на критиков, которые что-то в их мазне увидят, и их мазню разрекламируют. Но – критиков мало и на всех «гениев» их просто не хватает. Конечно, надежда остаётся, и за неё цепляются все, кому лень работать. Будем называть вещи своими именами, работа художника – труд, и труд нелёгкий. Этому НАДО УЧИТЬСЯ. Учиться абстракционизму не надо. И это ещё один довод к выводу о полной несостоятельности и ненужности «такого искусства». Пирамида Кандинского на деле оказывается одной сплошной линией. Раз рисовать так, как рисует абстракционист, сможет каждый, нет и избранных художников. Вершина идеального общества оказывается пустой.

Артём ЮРЬЕВ  

______________________________________________________________________

Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте, Twitter, Google+, Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.

______________________________________________________________________
Дорогие друзья!

Если вы хотите поддержать коллектив Молодежного Информационного Агентства «НОВОРОССИЯ», просьба отправлять переводы на Яндекс-Кошелек: 410014056051536

Мы благодарим Вас за проявленный интерес и Вашу поддержку!
______________________________________________________________________
comments powered by HyperComments