Весной 1943 года Красная Армия продолжала начатое в начале года успешное наступление на Кавказе. Благодаря активным действиям советских сухопутных сил, в апреле 1943 года наши части вышли к позициям немецкой так называемой  «Голубой линии» — мощной и хорошо  укреплённой полосе обороны гитлеровских войск в низовьях реки Кубань.

Здесь, на Таманском полуострове, отчаянно оборонялись части фашистской 17 армии. Захват Тамани советскими войсками означал для немцев только одно – последующую потерю Крыма – своей главной авиационной базы, прикрывающей практически всю южную группировку немецко-фашистских войск на советско-германском фронте. Как известно, Крым всегда оставался стратегически важным элементом военной и политической игры.

Главным и самым мощным узлом сопротивления немецкой обороны на Таманском полуострове стал район станицы Крымской. Именно сюда гитлеровское военное командование спешно перебросило резервы из числа своих пехотных дивизий, а также румынские кавалерийские части. Командование советского Северо-Кавказского фронта, в свою очередь, также усиливало на этом направлении имеющиеся стрелковые и механизированные соединения.

Несмотря на общее наращивание наземных группировок, так сложилось, что главную и решающую роль в этом драматическом сражении, с обеих сторон, сыграли авиационные подразделения. В первую очередь – лётчики истребительной авиации. Немцы, во избежание очередной катастрофы, сосредоточили на Таманском полуострове и аэродромах Крыма 820 боевых самолётов из состава 4-го воздушного флота. Также сюда в кратчайшие сроки были переброшены дополнительные силы авиации с других участков советско-германского фронта.  Таким образом, силы люфтваффе (ВВС нацистской Германии) на этом направлении достигли свыше одной тысячи боевых машин. Чтобы читателю было понятно, насколько это внушительная сила, приведём следующую цифру. К весне 1943 года общая численность люфтваффе и авиации стран Оси (союзники Германии) на Восточном фронте составляла более четырёх тысяч самолётов. Это ни больше, ни меньше – одна четвёртая общих сил фашистской авиации на советско-германском фронте.

На аэродромах Херсона, Крыма и Тамани располагались самые именитые, на тот момент, пилоты нацистского рейха. В  начале апреля 1943-го сюда прибыли в полном составе лучшие истребительные эскадры люфтваффе: 3-я «Удет», 51-я «Мельдерс» и 52 истребительная эскадра (в её составе воевал самый результативный пилот люфтваффе — Эрих Хартман). Кроме того, штурмовая авиация немцев была представлена здесь пикирующими бомбардировщиками полковника Эрнста Купфера – одного из самых результативных гитлеровских стервятников. Говоря о немецких пилотах, нельзя обойти вниманием тот момент, что каждый из них считал себя, в первую очередь, рыцарем. Таким, знаете ли, воином долга и чести, благородным солдатом «фатерлянда».

Сегодня многим из нас хорошо известны грандиозные воздушные битвы минувших мировых войн. Это и драматическое противостояние англичан и немцев в небе Фландрии в 1916 году. И бои канадских лётчиков с кайзеровскими воздушными асами барона фон Рихтгофена над французской рекой Соммой в 1918-м. И наиболее широко освещённое в отечественной исторической литературе воздушное сражение — Битва за Британию в июле 1940 – мае 1941 годов.

Кого могут оставить равнодушными яркие описания воздушных боёв, написанные такими именитыми лётчиками, как англичанин Джеймс Джонсон, американец Дэвид Маккемпбелл, или немец Эрих Хартман? Любому такая история может показаться историей средневековых рыцарских поединков, с той лишь разницей, что благородные войны сидели не в сёдлах холёных жеребцов, а за штурвалами боевых самолётов. Сегодня читателю доступны работы многих историков о развитии и применении боевой авиации. Но дело в том, что каким-то образом большинство предлагаемой литературы несёт в себе несколько однобокий взгляд на описываемые события. И всё бы ничего, как говорится, каждый может найти для себя своё, сделать собственный вывод о прочитанном или услышанном. Как говорят  китайцы – «съел рыбу — выброси кости».

Но настораживает тот факт, что большое количество подобной литературы не только не соответствует исторической действительности, но имеет однозначно негативное отношение к русским (советским) пилотам в частности и к нашей армии в целом, на всех исторических этапах.Обращает на себя внимание совершенно нерыцарское отношение некоторых исследователей, пытающихся всячески унизить русского (советского) солдата. Дескать, не чета «ватная и лапотная Расея» благородным европейским рыцарям воздушного боя как в прошлой войне, так и в сегодняшней.

В «научных исследованиях» и публикациях «передовых» историков, всегда спешащих за новыми сенсациями и разоблачениями советского «кровавого режима», мы можем увидеть не просто скептику в отношении мастерства наших лётчиков, но и откровенное презрение к ним. Многие представители либерального лагеря неустанно поливают грязью пилотов советской авиации и восторженно рассказывают о «настоящих асах» — лётчиках нацистской Германии. Что более всего удивляет, так это то, что в первых рядах подобных «специалистов», воспевающих «героев» люфтваффе, стоят наши с Вами соотечественники. Они пишут, восторгаясь военными умениями людей, бомбивших русские города, сбивавших русские же самолёты, расстреливавших авиационными пушками своих «мессершмитов» и «фоккеров» наши санитарные поезда, переполненные ранеными. Все эти хартманы, рудели, мельдерсы и мюллеры на деле оставались хвастливыми бандитами. И это о них можно сказать — не чета они нашим прославленным лётчикам.

Это они – носители идей цивилизованного мира, «воздушные рыцари», должны поучиться у русского солдата настоящему рыцарству. Чтобы не показаться голословным, приведу пример тактики воздушного боя немецкого аса Эриха Хартмана, пользующегося огромным авторитетом господ прогрессистов. И как противовес этому джентльмену – тактическую разработку прославленного советского лётчика Александра Покрышкина. К слову сказать, оба они участвовали в воздушной битве в небе Кубани весной 1943 года. И, как хвастливо заявлял Хартман, он дважды в этих боях имел возможность атаковать Покрышкина, но делать этого не стал, а снисходительно пожалел советского лётчика.

Вот одно из высказываний немецкого пилота, по поводу тактики ведения боя:

«Хорошо, если попадётся слабый или малоопытный пилот. Надо бить по нему. А потом быстро уходить. Если таковых не нашлось, можно вообще отказаться от боя»

Вот такой рыцарь – можно в бой и не вмешиваться. А вот как озвучил свой принцип наш прославленный ас:

«Определить сильнейшего во вражеской группе. И наносить удар по нему, невзирая на риск. Это дезориентирует остальных»

После этих слов, становится совершенно очевидным, чем могла закончится для Хартмана встреча в бою с Александром Покрышкиным.  И совершенно ясно, что Хартман это знал и аккуратно избегал встречи с ним. Утверждать то, что он именно избегал встречи с Покрышкиным, можно, опираясь на тот простой факт, что как раз ко времени описываемых нами событий, т.е. весной 1943 года, немецкие лётчики «знали» Александра Покрышкина. В воздушном бою, в эфире немецких радиостанций стало звучать: «Achtung! Pokrischkinin der Luft!»  (Внимание! Покрышкин в воздухе!).  Хартман, сам того не подозревая, подтвердил тот факт, что он дважды знал о том, что Покрышкин в воздухе. Но, как мы видим, он его не сбил. Не просто не сбил, но ещё и удрал. Немцы боялись наших пилотов – это очевидно.

В апреле 1943 года в жарком небе Кубани решалась судьба не только советской истребительной авиации, но и судьба дальнейшей летней кампании 1943 года на советско-германском фронте. Сделав главную ставку в обороне «Голубой линии» на авиацию, немцы рассчитывали завоевать господство в воздухе. И неизвестно, как развернулись бы события последующих сражений 1943 года на Курской дуге и Донбассе, если бы наши пилоты дрогнули в небе Кубани. Но они справились. Пройдя сквозь обиды потерь первых двух тяжелейших лет войны, наши лётчики приняли бой, для многих из них — смертельный. Они не играли в войну так, как на спортивной площадке, набирая личные очки. Они были настоящими рыцарями. Рыцарями с красными звёздами на крыльях и фюзеляжах своих боевых машин. Они были настоящими солдатами — защитниками, готовыми идти на всё ради Победы, ради нас с Вами.

О колоссальном накале этого грандиозного сражения говорят сухие цифры статистики:

«Против советских войск, расположенных на плацдарме в районе Мысхако (р-н Новороссийска – прим. ред.), 17 апреля противник бросил 450 бомбардировщиков и около 200 истребителей. С советской стороны для противодействия немецкому наступлению привлекалось 500 самолётов, в их числе 100 бомбардировщиков. В этот день немецкие бомбардировщики совершили более одной тысячи самолётовылетов»

Более 1000 вылетов, и это только за один день! В непрекращающейся воздушной карусели на узком, 25-30 километров, участке фронта в день проходило до 40 воздушных боёв, в каждом из которых участвовало 50-80 боевых машин. Несмотря на то, что фронт наземных войск по «Голубой линии» за время весенних боёв не претерпел существенных изменений, ценой немыслимых усилий, лётчикам советской авиации удалось переломить ход сражения в свою пользу. Превосходство в воздухе оказалось на нашей стороне.

Огромное значение для нашей Победы в ходе воздушного сражения над Кубанью сыграла система боевой подготовки молодых пилотов, разработанная всё тем же Александром Покрышкиным. Сам Покрышкин в ходе этого сражения сбил 22 самолёта, за что получил свою первую звезду Героя. Под началом Покрышкина из молодых и неопытных новичков за короткий срок наши лётчики становились «кошмарным сном» хвалёных гитлеровских асов. Для них Битва в небе Кубани стала самым главным в их жизни экзаменом, позволившим подарить нам Победу.

Дмитрий Вязов

______________________________________________________________________

Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте, Twitter, Google+, Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.

______________________________________________________________________
Дорогие друзья!

Если вы хотите поддержать коллектив Молодежного Информационного Агентства «НОВОРОССИЯ», просьба отправлять переводы на Яндекс-Кошелек: 410014056051536

Мы благодарим Вас за проявленный интерес и Вашу поддержку!
______________________________________________________________________
comments powered by HyperComments