Страна в обмен на шляпу

406

Настало время напомнить, что 15 марта 1990 года на третьем внеочередном Съезде народных депутатов СССР Председатель Верховного Совета Михаил Сергеевич Горбачёв был избран первым и единственным в истории Советского Союза президентом. На этом посту он пробыл около двух лет (650 дней).

Политика Горбачёва привела к распаду СССР 8 декабря 1991 года, образованию СНГ и отставке самого президента СССР. Заявивший о необходимости проведения съезда еще в феврале 1990 года, Горбачёв не был уверен в результате всенародного голосования, потому отказался от демократических выборов. В результате его избрание лишь депутатским большинством лишило его должность легитимности и предопределило союз с консерваторами, находившимися на важнейших государственных постах. После подписания Беловежских соглашений и фактической денонсации союзного договора, 25 декабря 1991 года Михаил Горбачёв сложил с себя полномочия главы государства. С января 1992 года по настоящее время он является Президентом Международного Фонда социально-экономических и политологических исследований (Горбачёв-Фонд). Занимает ряд других должностей в общественных организациях, например, с 1996 года — председатель правления Международного Зелёного Креста. Награжден многими иностранными наградами, в том числе и «медалью свободы» (США). В 1990 году получил вожделенную Нобелевскую премию мира.

Весьма красноречив следующий факт. В 1992 году, когда с Советским Союзом было покончено, экс-президент США Рональд Рейган пригласил бывшего президента СССР к себе в гости на ранчо и подарил «Горби» (как принято иронично называть его на Западе) ковбойскую шляпу, — об этом сам Горбачёв пишет в воспоминаниях. Российский политолог Сергей Черняховский как-то тонко заметил, что:«Бывший «кесарь полумира» гордится данным фактом до сих пор. В свое время именно так дворня гордилась, когда иногда цари дарили им шубы «с барского плеча». Наш «нобелевский лауреат» гордится точно так же тем, что выгодно обменял собственную половину мира на шляпу от бывшего американского президента. После гости Рейгана платили почти 5000 долларов за карточку бывшего генсека в шляпе техасских рейнджеров. Горбачёв с гордостью пишет и об этом, не понимая при этом, почему же платили за его снимок в шутовском колпаке!».

Правление Горбачёва и связанные с его именем радикальные перемены по-прежнему вызывают неоднозначную реакцию в обществе.В свое время многие советские, постсоветские и зарубежные политики и журналисты приветствовали реформы Горбачёва, демократию и гласность, окончание холодной войны, объединение Германии. Оценка деятельности Горбачёва за рубежом бывшего СССР носит более положительный и менее противоречивый характер, чем в постсоветском пространстве.

Сторонники рыночной экономики критиковали его за непоследовательность реформ и попытку сохранить прежнюю централизовано-планируемую экономику и социализм. Консервативные политики критиковали его за экономическую разруху, развал Союза и прочие негативные последствия перестройки. По их мнению, одним из факторов, которые сказывались на поступках Горбачёва в качестве главы государства, являлось то, что он принимал решения, находясь под сильным влиянием своей жены Раисы Максимовны (в девичестве Титаренко) Горбачёвой.

По оценке последнего председателя Совета министров СССР Николая Рыжкова, одной из главных ошибок Горбачёва было совмещение по времени экономической перестройки с перестройкой политической системы, хотя болезненные реформы могут быть успешными только при наличии сильной власти, как в Китае.

По мнению французской газеты LeTemps, «личность Горбачёва у населения связана с продовольственным дефицитом, длинными очередями, катастрофическими экономическими реформами и чрезвычайным падением уровня жизни».

По словам известного философа, социолога и публициста Александра Зиновьева, одного из первых воспринявших негативно перестройку, прозвавшего её «Катастройкой» и выпустившего в 1988 году книгу с названием «Горбачёвское руководство встало фактически на путь предательства и капитуляции перед Западом».

Можно согласиться с мыслью директора Центра политических технологий Сергея Михеева, что Горбачёв разрушил то, что создавалось многими поколениями русских и советских людей. Правление Горбачёва, по его мнению, отличалось крайний некомпетентностью, наивностью и неадекватностью. В результате, как считает Михеев, Россия потерпела самый сильный урон за «последние лет 300».

Американский политолог Збигнев Бжезинский писал: «Россия, являвшаяся до недавнего времени созидателем великой территориальной державы и лидером идеологического блока государствсателлитов, территория которых простиралась до самого центра Европы и даже одно время до ЮжноКитайского моря, превратилась в обеспокоенное национальное государство, не имеющее свободного географического доступа к внешнему миру и потенциально уязвимое перед лицом ослабляющих его конфликтов с соседями на западном, южном и восточном флангах. Только непригодные для жизни и недосягаемые северные просторы, почти постоянно скованные льдом и покрытые снегом, представляются безопасными в геополитическом плане».

Как полагает депутат Государственной Думы Сергей Неверов, из-за Горбачёва Россия едва не утратила свой суверенитет, и «это во многом объясняет, почему Михаил Сергеевич пользуется на Западе куда большим уважением, чем у себя на Родине». Народный депутат СССР «горбачёвского» созыва, политолог Алла Ярошинская считает, что Горбачёв чрезмерно полагался на «данное слово» и «эмоциональную составляющую», не подкреплённые никакими серьёзным и международными документами. По её мнению, нынешняя Россия до сих пор страдает от этого.

Как показал опрос общественного мнения, проведённый Левада-центром в 2011 году, 18 % населения относятся к Горбачёву положительно (с симпатией — 4 %, с признательностью — 3 %, с уважением — 9 %, с восхищением — 2 %), а 28 % — отрицательно (с раздражением — 9 %, с неприязнью — 10 %, с презрением — 5 %, с отвращением или ненавистью — 4 %). Остальные относятся к нему безразлично либо затруднились ответить. Как отмечает уже упомянутый выше профессор факультета политологии МГУ Сергей Черняховский, в современном российском обществе сложилось определённое отношение к Горбачёву, когда подавляющее большинство относится к нему с презрением, «опросы показывают, что большое количество людей считают ниже своего достоинства оценивать его деятельность. Это те, кто говорит: никак не отношусь, то есть с пренебрежением».

Одно время некоторые китайские исследователи выдвигали версию что Горбачёв — главный виновник краха СССР. Однако в середине 90-х годов ученые стали изучать и другие факторы, часто называя в качестве причины отсутствие реформ при Леониде Брежневе, руководившем страной с 1964 по 1982 год.

По мнению известного российского историка-американиста, Владимира Согрина, деятельность Горбачёва разделялась на два неравнозначных по своим итогам направления: внешнеполитическое и внутриполитическое. Дискуссии о его внешнеполитической деятельности были весьма вялыми, хотя также поделили спорящих на полярные фракции: одна обвиняла его за развал великой державы, другая выставляла самые высокие баллы за прекращение холодной войны, отказ в теории и на практике от идеи мировой социалистической революции, предоставление свободы восточноевропейским народам. Споры эти шли вяло по ряду причин, прежде всего, видимо, потому, что мировая общественность единодушно и горячо превозносила Горбачёва-миротворца, заглушая и обрекая на прозябание иные мнения, а также, конечно, и потому, что мы внутри Нашего отечества оказались настолько задавлены экономическими обвалами, социальными катаклизмами, национальными трагедиями, что стали воспринимать мировые процессы как нечто второстепенное. Актуальными становились прежде всего, а со временем и только наши внутренние драмы.

Уход Горбачёва с президентского поста, явившийся, если судить по формальным меркам, следствием верхушечного переворота (декабрьское соглашение трех славянских лидеров, упразднившее итоги всенародного от 17 марта 1991 г. референдума в пользу сохранения СССР, опиралось на целесообразность, а не на букву закона), не вызвало сколько-нибудь широких протестов в обществе. Ненависть или равнодушие, в редких случаях интеллигентское сочувствие и благодарность — вот «награда», доставшаяся архитектору перестройки на её исходе от собственного общества.

В политической стратеги Горбачёва различимы два неоднозначных этапа, разграничительным рубежом которых является конец 1988–начало 1989 г., т. е. как раз середина эпохи перестройки. На первом этапе Горбачёв выступал в качестве инициатора перемен, а следовательно, творца истории, на втором этапе он уже подлаживался под. перемены, ставленником вышедших из-под его контроля, да и не предвиденных им исторических процессов. И хотя на втором этапе в своей идеологии Горбачёв стал гораздо более радикален, он уже не возглавлял исторический процесс, а лишь потворствовал ему в лучшем случае и сопротивлялся — в худшем. История в конечном итоге смела личность, всего несколько лет до этого давшую ей, истории, новое направление.

В конечном счете, из-за противоречий своей политики, Горбачёв терял доверие широких народных масс. Особенно плачевным в этом смысле оказался для него период пребывания на президентском посту. В марте 1990 г. Горбачёв, как отмечалось выше, был избран на президент скую должность, которой добивался уже давно. На поверхности мотив введения президентской должности был один-единственный: энергичное проведение в жизнь экономических и социальных реформ. Но в действительности присутствовал и другой мотив: удержание ускользавшей из рук реальной власти, сохранение её, а с её помощью и рушившейся империи. Борясь за президентское кресло, Горбачёв фактически открыто противопоставил себя порождённому им процессу демократизации: последний предполагал всенародное избрание главы государства, что только и делало власть президента легитимной. Отвергнув подобный демократический способ борьбы за президентское кресло, объяснение чему заключалось отнюдь не в политической целесообразности, как доказывали горбачёвцы, а в неуверенности в поддержке народа, Горбачёв фактически лишил свою должность легитимности и обрёк на неудачу саму свою президентскую деятельность. Тактические расчеты Горбачёва в который раз были противопоставлены закономерностям исторического процесса демократизации, что привело его к глубокому стратегическому поражению. Фактически к концу его пребывания на президентском посту принятое им к реформированию общество лежало в руинах.

В историю стран и народов бывшего СССР Михаил Горбачёв вошел в качестве «новейшего Герострата», в конечном счёте сжегшего своё собственное Отечество. Его воцарение на советском властном Олимпе на рубеже 80–90-х годов прошлого века знаменовало собой начало той Великой Трагедии, последствия которой все мы до сих пор пытаемся преодолеть. Борьба народа Новороссии за Свободу, Независимость и Будущее — залог нашего общего успеха на этом многотрудном поприще.

Сергей БАРЫШНИКОВ


Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте,Twitter, Google+,Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.


______________________________________________________________________

Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте, Twitter, Google+, Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.

______________________________________________________________________
Дорогие друзья!

Если вы хотите поддержать коллектив Молодежного Информационного Агентства «НОВОРОССИЯ», просьба отправлять переводы на Яндекс-Кошелек: 410014056051536

Мы благодарим Вас за проявленный интерес и Вашу поддержку!
______________________________________________________________________
comments powered by HyperComments