«Миллион украинских беженцев – новые граждане России или отверженные?»

0
314

28 октября 2015 года в офисе Изборского клуба по региональной и международной деятельности прошёл Круглый стол «Миллион украинских беженцев – новые граждане России или отверженные?» с участием постоянных членов Изборского клуба, приглашенных экспертов и представителей региональных отделений.

Организаторами Круглого стола стали ответственный секретарь Изборского клуба по региональной и международной деятельности Олег Розанов и руководитель военной секции Изборского клуба Владислав Шурыгин.

В ходе встречи прошёл острый и откровенный обмен мнениями о состоянии процессов натурализации украинских беженцев в России, о главных проблемах, с которыми сталкиваются беженцы, и о возможных путях их решения.

С докладами и сообщениями выступили: Алексей Анпилогов – Президент фонда поддержки научных исследований и развития гражданских инициатив «Основание», эксперт Изборского клуба; Сергей Заворотный – пресс-секретарь Комитета спасения Украины, эксперт Изборского клуба; Галина Запорожцева – правозащитник, руководитель организации «Союз матерей Украины»; Леонид Ивашов – генерал-полковник, доктор исторических наук, профессор кафедры международных отношений МГЛУ, президент Академии геополитических проблем, постоянный член Изборского клуба; протоиерей Андрей Новиков – настоятель Храма Святой Троицы на Воробьевых горах, беженец из Украины; Наталья Павлова – беженка из Украины, сотрудник Нижегородского отделения Изборского клуба; Георгий Филимонов – доктор политических наук, директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН; Максим Шевченко – журналист, телеведущий, член Совета по правам человека при Президенте РФ, постоянный член Изборского клуба; Лариса Шеслер – руководитель Союза политических эмигрантов Украины.

В работе Круглого стола приняли у частие: Антон Балакирев – гражданский активист НКО «Основание», Евгений Бородин – ректор Института региональной политики (г. Москва), Екатерина Глушик – пресс-секретарь Изборского клуба, Александр Гончаров – член экспертного совета Агентства стратегических инициатив, Вячеслав Гуськов – Председатель Нижегородского регионального отделения Изборского клуба, Павел Мельников – Председатель Владимирского регионального отделения Изборского клуба, Максим Паршин – директор фонда Святого Равноапостольного князя Владимира, Кирилл Фролов – глава Ассоциации православных экспертов.

Итоги Круглого стола подвели в своих выступлениях специальный гость Изборского клуба Мурат Зязиков – генерал-лейтенант, доктор философских наук, заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном Округе и Олег Розанов – ответственный секретарь Изборского клуба по региональной и международной деятельности.

Была предложена стратегия привлечения общественного внимания и административного ресурса к положению украинских беженцев в России, намечен целый ряд практических действий по разрешению обсуждаемых проблем, в том числе организация и проведение повторного Круглого стола по данной проблематике с участием членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Совета Безопасности.

Материалы Круглого стола в ближайшее время будут опубликованы в газете «Завтра» и журнале «Изборский клуб». Журналист и телеведущий Максим Шевченко выразил намерение поднять эту тему в программе «Точка» на канале НТВ.

Предлагаем вашему вниманию стенограмму выступлений экспертов и участников Круглого стола, модератор – Владислав Шурыгин.

Владислав Шурыгин, руководитель военной секции «Изборского клуба»: На сегодняшний момент по разным данным в России находится от миллиона до двух с половиной миллионов граждан Украины, но точных данных нет – они постоянно меняются. Большее число этих людей приехало сюда на работу, и они находятся в стороне от нашей темы. Но как минимум от 900 000 до 1 000 000 – беженцы. Но и беженцы – понятие очень расплывчатое. Есть люди, которые не могут жить на Украине в силу определенных экономических и политических обстоятельств, но могут туда вернуться после окончания войны без угрозы для жизни. И есть целая группа людей, которые не могут вернуться на Украину ни при каких обстоятельствах, потому что находятся у новых киевских властей в розыске и под следствием. Последняя инициатива нашей ФМС, которая собирается ограничить сроки пребывания в России граждан Украины, угрожает их жизни и безопасности. ФМС сделало оговорку, что за скобки этих требований выведены жители Донбасса, хотя очевидно, что мигрантам из Донбасса менее всех угрожает по возвращению политическое преследование. При этом всех остальных политических беженцев, которые действительно скрываются на территории России, поставили в жёсткие временные рамки, после чего те, кто не определится, окажутся фактически вне закона и могут быть депортированы на Украину.

Россия не первая страна, столкнувшаяся с массовой политической миграцией. Можно вспомнить, как в конце 60-х почти миллион «черноногих» французов из Алжира пришлось принять Франции, и уже есть опыт их натурализации. Можно вспомнить, как почти 750 тысяч вьетнамцев после падения Сайгона пришлось принимать США. Был и отрицательный опыт. Можно вспомнить Югославию, которая в середине 90-х, принимая сотни тысяч беженцев из Боснии, Краины и Косова. практически ничего не делала для их адаптации, и в итоге именно вчерашние беженцы стали детонатором последующего политического взрыва, стоившего правительству Югославии отставки, а президенту Милошевичу ареста и выдачи в Гаагу. В России накоплен свой опыт работы с беженцами, когда сначала после распада СССР, а потом во времена кавказских войн и после них сотни тысяч русскоязычных (и не только) жителей бывших советских республик потоком хлынули в Россию. Здесь находится экс-президент Ингушетии Мурат Зязиков, который на протяжении нескольких лет решал и удачно решил проблему почти ста тысяч беженцев из Чечни, живших в Ингушетии.

Поэтому я хотел бы попросить коллег оценить проблему украинских беженцев и рассказать, что происходит сейчас с беженцами из Украины?

Галина Запорожцева, правозащитник, руководитель Союза матерей Украины: Сегодня ФМС озвучило цифру 2,6 миллиона человек – тех, которые пересекли границу с начала боевых действий в мае 2014 года до августа 2015 года. Одновременно с этим была озвучена цифра 5 миллионов – тех, кто постоянно здесь находился в качестве трудовых мигрантов ещё до событий 2013 года на Майдане.

Я бы хотела вернуться к понятийному аппарату. Если мы говорим о беженце, то это юридический статус человека, который приобретает его в силу каких-то экстремальных обстоятельств. В Российском законодательстве есть четкие понятия: политический беженец, беженец, временное убежище, а так же участник программы «Соотечественник» и «Носитель русского языка». Статус «политический беженец» для украинцев не годится, потому что в Российском законодательстве чётко написано: статус «политический беженец» может приобрести лишь гражданин из страны, с которой у России нет договоренности о безвизовом режиме. Таковы требования. Поэтому украинцы, бежавшие сюда из Киева от политических репрессий или даже выпущенные из подвалов СБУ по обмену пленных, претендовать на статус «политического беженца» не могут. Согласно Российского законодательства они могут приобрести статус «беженца».

Статус «беженца» отличается от статуса «временное убежище» тем, что в статусе «беженец» человек покинул территорию Украины по политическим мотивам. Это прописано на основании закона. Если мы говорим о статусе «временное убежище», то данный статус приобретается теми людьми, которые покинули территорию Украины из-за экономических, социально-гуманитарных проблем и т.д. Если говорить о трудовых мигрантах, это те люди, которые при пересечении границы написали себе в миграционную карту, что они едут сюда на работу, это обязательное условие, и они обязаны приобрести патент, для того чтобы здесь устроиться на работу. То есть вот эти юридические нюансы мы изучили, и хотелось бы разграничить людей, которые приехали с Украины, на основании юридических понятий, и называть их теми понятийными именами, которые прописаны в Российском законодательстве. И если мы называем любого покинувшего Украину человека «беженцем», то мы суживаем круг вопросов и проблем, которые касаются людей.

Я бы разделила их на несколько категорий/групп: это люди, которые действительно подпадают под категорию «беженец», в том случае, если человек покинул территорию Украины в последнее время в связи с положением на Украине: военным, социально-экономическим. Это «трудовые мигранты», которые сюда постоянно приезжали и продолжают приезжать, а также я бы выделила сейчас отдельную категорию людей, которые подпадают под программу «Носители русского языка» и «Соотечественники». К этой теме я бы хотела вернуться отдельно, потому что в данном случае законодатель определил, что люди, которые родились на территории России, имеют право приобретать российское гражданство автоматически. Мы изучили данную проблематику, и могу сказать, что есть конституционное решение и толкование конституционного суда России еще от 2005 года, которое предполагает, что человек, который не отказался в 1991-м году от гражданства России или СССР, был рожден на территории России, имеет право получить паспорт гражданина России. Но на практике данная норма не работает. ФМС умалчивает данную форму права, которая дает возможность людям, родившимся на территории России, приобретать Российское гражданство.

Если же говорить о тех, кто получает статус «беженца», либо статус «временное убежище» (это, кстати, разные две книжечки, которые выдаются взамен украинских паспортов, которые нужно сдавать при приобретении данного статуса), то, несмотря на вполне ясно прописанные законны, ФМС России приняла целый ряд подзаконных актов, которые сужают права этих людей и вносят определенные проблемы в их легализацию. Например, для того чтобы человек приобрел определенный статус, он должен не просто подать документы в ФМС, он должен ещё зарегистрироваться. Причём, согласно административного кодекса России, в течение первых 7 дней пребывания на территории России нужно найти место, где ты должен зарегистрироваться. И тут начинается проблема: даже если человек подал документы не только на временное убежище, но и на статус беженца, и на разрешение временного пребывания (РВП), то нужно найти место, где тебе дадут право зарегистрироваться на три года. И с этой регистрацией очень большие проблемы. Тут вовсю работают различные коррупционные схемы, по которым чиновники зарабатывают деньги на тех людях, которые приехали и не знают, куда им деваться. Скажу откровенно, процесс легализации украинцев на территории России приобрел стойкий бизнес-статус у многих структур. В ФМС негласно всячески стараются не давать статус беженца, потому что он предполагает определенные финансовые затраты, которые предусмотрены законодательством России. Мне рассказывали люди, что их заставляли прямо при выезде с территории Донбасса писать заявление о том, что они отказываются от статуса беженца, и предлагали получать статус «временное убежище», что сужает субсидии по отношению к этим людям. Теперь еще хуже: ФМС делает всё, чтобы сузить получение и этого статуса, выдавливая беженцев в поле трудовых мигрантов и принуждая, под угрозой срыва сроков оформления по вине мигранта и перспективой депортации, приобретать патенты. Патенты распространяет ФМС, и она заинтересована в том, чтобы как можно больше народа их приобрело, патенты – это хорошая статья доходов в бюджет России. Стоимость патента 15 тысяч, а потом каждый месяц необходимо ещё 4 тысячи рублей. При этом, если у мигранта работы нет – он все равно должен платить.

Я очень коротко обозначила те проблемы, с которыми мы столкнулись, которые мы изучаем, и жалоб на эти проблемы со стороны украинцев много. Другое дело, что они фактически бесправны и молча сносят это все.

Владислав Шурыгин: Когда принуждают к приобретению патента, человек с РВП имеет право работать?

Галина Запорожцева: РВП имеет, но чтобы приобрести РВП нужно определенное время и целый ряд условий – прежде всего, человек должен иметь регистрацию. Мой собственный пример: я подала документы на РВП, мне пообещали, что в течение двух месяцев мне его дадут, но уже два месяца я сижу и жду ответа. Работать я не имею права. Хорошо, что у меня были с собой личные средства, я на них проживаю, плюс получаю какие-то гонорары от статей. А без этого я просто бы не выжила! И тысячи украинцев оказываются в подобном состоянии. Такими ловушками беженцев, которые связываются с РВП, загоняют в тупик, чтобы они махнули рукой на статус беженцев и приобретали патенты.

Лариса Шеслер, председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины: Я хотела бы дополнить Галину Евгеньевну. В Москве, например, с начала этого года получено около 400 000 патентов на работу, из них примерно половина – граждане Украины. Это меньше, чем в прошлом году, но, тем не менее, бюджет Москвы получил в этом году уже 7,5 миллиардов рублей НДФЛ только с эмигрантов, которые приехали сюда работать. За эти же 9 месяцев по Москве всего лишь 10 000 человек получили разрешение на временное проживание (РВП) в пределах квоты: это муж к жене, жена к мужу, дети к родителями, родители к детям. Вне этой квоты получило разрешение на временное проживание в Москве менее тысячи человек. Вот насколько закрыт этот путь для прохождения.

Теперь по поводу беженцев. Я называю беженцами не только тех, кого таковыми определяет Российское законодательство, а всех тех, кто уехал с территории военных действий, спасая свою жизнь, свою семью и своих детей. При этом в России есть стойкая легенда, что российские власти приютили у себя миллионы украинцев. Но это не более чем пропаганда! Могу сказать, что максимально все летние лагеря беженцев 2014 года предлагали места где-то для 50 000 человек. При этом из Украины за шесть месяцев выехало примерно 600 тысяч человек. И большая их часть поселились у родственников, знакомых и друзей. Но уже осенью 2014 года эти лагеря были закрыты, и беженцев разместили в постоянных пунктах временного проживания. При этом их емкость, я думаю, составляла не больше 20 тысяч на всю Россию. В сентябре этого года следственный комитет озвучил цифру: 4 миллиарда рублей Россия потратила на прием беженцев, а вся помощь украинцам, включая гуманитарные конвои в Донецк и Луганск, обошлась России в 11 миллиардов рублей.. 4 миллиарда, исходя из тех норм, которые тратятся на содержание и пребывание беженцев, – это примерно содержание 13 000 человек в течение года, согласно нормам, заложенным в законодательстве. Вот что потратил Российский бюджет на содержание ВСЕХ беженцев! При этом, в одной Москве, например, только с начала этого года трудовыми мигрантами получено около 400 000 патентов на работу, от чего московский бюджет получил 7,5 миллиардов рублей НДФЛ, а всего от «трудов» ФМС в региональные бюджеты поступило более 24,2 млрд. рублей. Это к вопросу о «затратности» украинских беженцев для российского бюджета!

Но самая главная беда для беженцев, которые приехали в Россию, это полное несоответствие того, что они ожидали и с чем они столкнулись. Помните заголовки газет? «Десятки тысяч беженцев разместили в благоустроенных лагерях», «В России беженцам из Украины предоставляют упрощенный путь получения гражданства», «В Москве приняли первых беженцев», «Москва предоставит беженцам временное жилье». К реальности это не имело никакого отношения. По всей России вся квота на временное проживание составляет 181 000 человек. В Москве это 1000 человек! Даже к родственникам сюда смогло перебраться лишь 10 тысяч человек. Почему так мало? Потому что российские законы ограничивают право на получение гражданства кругом родственных связей «вертикальной» лестницы прямого наследования – родители – дети, муж – жена. Всё! Уже племяннику к дяде/тете путь закрыт, внуку к бабушке запрещено! Не говоря уже о бабушке к внуку. Но даже и там, где вроде бы критерии совпадают, своё сито – требование ФМС обеспечить прибывшего регистрацией на три года. А для этого нужно получить разрешение всех собственников жилья. Надо ли говорить, что далеко не все москвичи (и не только москвичи) соглашаются на прописку хотя и близкого, но не родного родственника в свой дом на целых три года. Кому нужна в Москве бабушка, к примеру, из Мариуполя (Вспомним Остапа Бендера!), тем более, что обратно ей путь закрыт уголовным делом СБУ, как русской активистке? Много ли москвичей согласятся принять у себя такую бабушку?

Что же остается беженцам? Остаётся статус «временного убежища» или «беженца». И с этим связана другая проблема беженцев: у них нет возможности сохранить свой общегражданский паспорт. Если ты подаёшь заявление на временное убежище, у тебя тут же забирают общегражданский украинский паспорт и выдают вместо него свидетельство беженца. И с этим свидетельством ты натурально оказываешься в резервации – с ним нельзя пересечь границу России. Если вы, например, приехали в Россию из Харькова, но у вас остались родственники в том же Донецке или Луганске, пересечь границу с ДНР и ЛНР вы уже не сможете. Даже встретиться с родными где-то на «нейтральной» территории, например в Белоруссии, вы не сможете, так как российское законодательство запрещает покидать «беженцам» российскую территорию. А ожидание изменения статуса «временного убежища» на «временное проживание» может занимать неопределённый срок. Для большинства людей, у которых на Украине остались родственники, такое «крепостничество» неприемлемо. И поэтому люди сдают свидетельство беженца, забирают обратно паспорта и тут же оказываются в той самой ловушке, о которой я рассказала в самом начале.

Все это привело к тому, что за полтора года число беженцев, получивших статус «беженец», максимум составило чуть больше 300 000. Но даже из этих 300 000 далеко не каждый остался на территории России. Мы считаем, что около половины их все равно вернулись назад.

Люди вообще плохо представляют себе, что такое российское законодательство, что такое российская бюрократия. В Москве выкинули на улицу беженку с Украины с ребенком-инвалидом и бабушкой. Сразу вопрос: а как ее выселили? Выселили приставы. А как она там оказалась? Она приехала в Москву больше года назад, после того, как посёлок, где она жила, оказался на линии фронта, и дом её был разрушен. Она получила статус беженца – тогда еще можно было в Москве получить статус беженца, сейчас уже вообще нулевые квоты на беженцев в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, в Крыму и еще в ряде регионов. Ей дали ей работу в управляющей компании и жилье. Но когда она пошла продлять статус, ей в ФМС сказали, что её временная регистрация закончилась и необходима новая регистрация по месту жительства. Управляющая компания ответила отказом. И ФМС тут же предложила ей написать жалобу в Прокуратуру. И, не понимая особенностей российской бюрократии, женщина послушно написала жалобу в Прокуратуру. Естественно, работодатель ее тут же уволил, затем она проиграла все суды и оказалась на улице. Государственная машина в России не способна на жалость. И вот с таким несоответствием пропаганды и реальности столкнулись десятки тысяч беженцев! Именно поэтому из 300 тысяч украинцев, которые получили в России за эти полтора года статус «беженца» таковых осталось меньше 100 000. Остальных отсюда просто выдавили!

Но есть те, кому путь назад на Украину заказан – это политические мигранты. Это люди, против которых возбуждены уголовные дела, их разыскивает СБУ, они выезжали все разными путями, многие просто скрывались от ареста. Таким образом выехали из Украины тысячи общественных деятелей, политиков, политологов, историков, журналистов, подпольщиков. И трагическая участь Бузины и Олега Калашникова, которых убили радикальные националисты, говорит о том, что это не беспочвенные основания. По самым скромным подсчётам число таких беженцев на территории России составляет до 4000 человек. И количество политических мигрантов постоянно растет, потому что репрессии на Украине только усиливаются. Проблемы этих людей вообще никак не отражены в Российском законодательстве! Большинство из них – высокообразованные люди, большая часть – гуманитарии, которые сознательно выбрали путь политической борьбы с нацистским режимом в Киеве. И их не отправишь по квоте куда-нибудь под Ульяновск выращивать картофель или животноводом под Курск. Они готовы продолжать борьбу уже здесь, и их ценность именно в том, что это сознательные и отлично знающие ситуацию профессионалы, но статус беженца и политическое убежище в Москве невозможно получить. Приходится жить по украинскому паспорту, фактически, в статусе трудового мигранта. И вот теперь именно эти люди могут стать потенциальными жертвами будущих депортаций! Люди в розыске, и не могут ни при каких обстоятельствах вернуться на Украину. В России у многих из них семьи, которые вынуждены разделить политическую эмиграцию. И тут возникает целый ворох проблем. К примеру, в этих семьях вырастают дети. Им нужно получать паспорта. Но какие? Россия этим детям гражданство не предоставляет и соответственно паспорт не выдаёт, получается, что им необходимо получить паспорт Украины. Но как это сделать, если родители «не выездные» – отправить ребёнка одного на Украину? Где его как сына или дочь «зрадника»-предателя могут в любой момент убить отмороженные нацисты? А если паспорт не получать вообще, то в любой момент при проверке документов наряд полиции может его как нарушителя паспортного режима задержать и передать в ФМС на депортацию! Тысячи детей оказались между небом и землёй. Как им сдавать ЕГЭ, если нет паспортов? Как поступать без документов в ВУЗы? ФМС всё это не волнует! И вот теперь ведомство Ромодановского потребовало от граждан Украины, находящихся сегодня в России, за 30 дней определить свой статус. Исключение милостиво сделали для украинских граждан, прибывших в экстренном массовом порядке из юго-восточных областей Украины. Но вся проблема именно в том, что оттуда как раз политических эмигрантов нет! Как бы там не было трудно, но люди могут туда возвращаться и жить без риска быть арестованными и уничтоженными без суда и следствия! А большинство тех, кто действительно нуждается в том, чтобы получить право политического беженца и льготного проживания в России, въехали сюда из Харькова, Одессы, Львова, Киева и других городов, где жили и боролись. И именно этих людей инициатива Ромодановского фактически ставит вне закона! Сейчас беженец, гастарбайтер может доехать до границы, за полдня обменять миграционную карту и вернуться в Россию. Политэмигранты этого сделать не могут. Потому что прямо за пограничными столбами России им наденут на руки наручники! А получить статус РВП в крупных городах, где есть родные и друзья, готовые предоставить временную регистрацию, где есть работа – практически невозможно. Нет квот! А там, где статус РВП дают – глухие российские «медвежьи углы», там у политэмигранта просто нет родственников, чтобы получить регистрацию! Ловушка!

Казалось бы, есть ещё одна лазейка – принятый в мае 2014 года закон «О порядке получения российского гражданства носителям русского языка»; согласно ему люди, которые родились на территории нынешней Российской Федерации, для которых русский язык родной, могут претендовать на российское гражданство. Знаете, сколько человек за год получили российское гражданство по этому закону? ТРИСТА ЧЕЛОВЕК! Причём, НИ ОДНОГО С УКРАИНЫ! Почему? Да потому, что ведомство Ромодановского издало свои подзаконные акты, согласно которым, чтобы претендовать на такой статус необходимо пройти собеседование по русскому языку. А запись на это собеседование уже сегодня ведётся аж на 2017 год!!! Мало того, в законе введена иезуитская норма, по которой человек, который претендует на гражданство как носитель русского языка должен получить подтверждение от украинского МИДа о том, что его… лишили украинского гражданства! При этом по украинской конституции это невозможно. Это норма нарушает 7-ую статью международной конвенции от 1961 года о сокращении лиц без гражданства, согласно которой каждое государство должно исключать ситуации появления лиц без гражданства. И ни одна страна не даст подтверждения, что её гражданин лишён гражданства, до тех пор, пока не получит подтверждение, что этот человек уже является гражданином какой-то другой страны. Не говоря уже о том, что политэмигранту обращаться в украинский МИД за таким подтверждением, примерно тоже самое, что еврейскому беженцу в США обращаться в гитлеровский МИД за справкой о беженстве! Поэтому вместо того, чтобы открыть ворота своим русским соотечественникам из Украины и других стран, Россия ворота эти закрыла, замотала колючей проволокой, пустила по ней ток и повесила табличку «Заходите, пожалуйста!»

Мы создали организацию «Союз политэмигрантов», которая принимает участие в различных мероприятиях, акциях, проводит круглые столы. Нужно срочно создать комитет по вопросам политической миграции при Общественной Палате, при Совете Федерации, при Государственной Думе и отобрать эту функцию от ФМС Ромодановского, давно превратившуюся в коммерческую контору по выколачиванию денег из мигрантов. Нужно срочно принимать закон о политических эмигрантах!

Алексей Анпилогов, президент фонда «Основание» и руководитель Центра координации «Новая Русь»: Я бы хотел поставить вопрос иначе – а зачем России украинская миграция, и что Россия может получить от этого процесса?

Россия на протяжении 30 лет испытывает постоянные демографические проблемы, и все мы об этом знаем. Рождаемость в Российской Федерации после катастрофы 1991-го года с трудом возвращается на уровень простого воспроизводства. Простое воспроизводство, напоминаю, это два ребенка на женщину. При этом нужно сказать, что демографическая картинка не меняется на протяжении одного года. Невозможно принять постановление правительства и завтра отправить детей в школу. Дети, которые в этом году пошли в школу, родились 6 лет назад. Демографическая пирамида Российской Федерации до сих пор искажена за счет эха Великой Отечественной Войны, которая нанесла непоправимый ущерб демографии и до сих пор есть «елочка», которая постоянно колеблется. Эти «полные» и «худые» поколения, дети и внуки детей войны, правнуки детей войны.… То есть это дети, которым сейчас 16-18 лет. Россия, если она хочет в дальнейшем развиваться, столкнется с недостатком трудовых ресурсов. Причем ресурсов качественных, которые невозможно возместить, импортируя любое количество молодёжи из Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана и других среднеазиатских республик. Не потому, что я считаю, что там люди чем-то отличаются от нас, просто они не получают там достойного современного образования, они не интегрированы в промышленные процессы, и их адаптация здесь возможна в рамках низко квалифицированного труда. Поэтому Россия должна быть заинтересована в качественной рабочей силе с Украины.

Второй момент, который я бы хотел еще раз подчеркнуть: сейчас в представлении российского обывателя и, что греха таить, российского истэблишмента, Украина делится на какие-то части. Например: есть Западная Украина – там наших людей нет! Донецк – там наших людей 100%! Есть посередине историческая часть Малороссия, где есть «наши» и «не наши». Но это грубая ошибка! Многие почему-то забыли о трагедии 2 мая в Одессе, где, вполне возможно, мог быть такой же сценарий как на Донбассе, если бы это восстание просто не было подавлено в крови. Забыли, что события Русской весны шли по всему полумесяцу от Харькова до Одессы, и сейчас сведение Русской весны к Крымской весне контрпродуктивно, поскольку те люди, которые вышли тогда и выразили свою политическую позицию, которые представляют собой тот актив, который сейчас может использовать Россия и внутри, и в дальнейшем во внешней политике, – оказываются за бортом. И в силу этого, Россия в данный момент повторяет самые неприятные сюжеты исторической интеграции культурно-родственных частей своего единого народа.

Для меня Украина, Белоруссия, Россия – это единый народ, русский народ, который делился на великороссов, малороссов и белорусов и скатывается к тем вариантам, как в Палестине, когда десятилетиями палестинцы живут в лагерях, не имея возможности интеграции в арабское общество. Давайте говорить честно: заявляемые ФМС многие тысячи квот – это очень условное понятие. И когда мигранту из Донецка предлагают квоту на проживание в Хакасии в селе и 2 гектара земли для обработки, мы должны понимать, что такое предложение могло заинтересовать крестьянина в начале 20-го века, когда было громадное столыпинское переселение. Но что делать в деревне человеку с квалификацией промышленного рабочего-технолога? Его с руками возьмут на любой современный завод, но в крупных городах, где заводы расположены – нет квот! С квалификацией инженера-технолога он, конечно, может поехать в Хакасию, но в этом случае мы его просто потеряем как культурную социальную единицу.

Сергей Заворотный, политолог, пресс-секретарь Комитета спасения Украины: Мы услышали моих коллег сегодня. По сути – это крик отчаяния, крик души. И все, в общем-то, можно свести к одной фразе о том, что русский мир сегодня споткнулся очень серьезно о позицию ФМС. Фактически сегодня украинские беженцы, (я исключаю гастарбайтеров – это немножко другая категория), являются лишними людьми России, страны, которая всегда провозглашала идеологию, что мы единый народ и ратовала за создание особых условий развития трех ближайших государств: России, Украины и Белоруссии. А на деле оказалось всё иначе. Поверившие этой пропаганде украинцы, убежавшие из захваченной нацистской хунтой Украины, оказались в России в очень тяжёлом положении. Они стали здесь настоящими «лишними людьми». И это вызов идеологии, вызов самому русскому миру.

Я хотел бы напомнить, как решаются аналогичные вопросы в других странах. Например, в 2008 году поляки ввели «карту поляка». По ней многие десятки тысяч людей могли въезжать на территорию Польши без визы Шенгена, могли находиться там какое-то время, могли даже претендовать на получение там образования. Для этого необходимо было наличие в прямом восходящем родстве поляка или обладателя польского гражданства (отец, мать, бабушка, дедушка, либо двое из прабабушек или прадедушек), либо предоставление письменной справки от польской организации, подтверждающей активное участие в деятельности в пользу польского языка, культуры или польского национального меньшинства в течение, по крайней мере, последних трех лет.

По примеру поляков, но уже не карту, а паспорта начала раздавать Венгрия. В целом ряде населенных пунктов вокруг Чопа были розданы десятки тысяч венгерских паспортов этническим венграм. Потому что и Польша, и Венгрия отлично понимают, что получение в ряды граждан страны квалифицированной молодёжи – это огромное благо! Неужели Россия не может это сделать? Может! По Приднестровью, Абхазии, Южной Осетии такие решения принимались. И не только. Даже по Украине такое уже было! Давайте возьмем Крым, во времена Ющенко там начали массово раздавать российские паспорта в Севастополе, в Симферополе. Но с приходом к власти Януковича Украина обратилась к России с просьбой притормозить этот процесс и с предложением найти взаимоприемлемые варианты, и просто улучшить отношения между странами. Притормозили, договорились! Я веду к тому, что когда есть желание, проблема решается на раз! А сегодня какой-то тупик. Поражает скорость, с которой Россия сначала раскрыла объятия, объявив, что мы приглашаем лояльных России украинцев по упрощенной процедуре стать гражданами России, и кое-кто в этот период успел проскочить в Россию. Но потом эту створку ФМС тут же закрыла, написав страшилки по поводу угроз террористов – это полный бред!

В 2010-м году, когда был избран Янукович, мы положили на стол докладную, где было написано, что Украине необходимо вернуться к идеологии славянского единства. Там были идеи, что Украина – это наследница Византии. Была Киевская Русь, Московская, потом Московская возвращается в Киевскую. Кстати, в этой же записке было предложение, чтобы Патриарх полгода жил в Киеве, потом в этой же записке говорилось, что нужно договариваться с Россией об усилении культурного присутствия, речь шла о фестивалях, книгах. Эта записка родилась из требований более чем 50-ти русскоговорящих организаций, которые тогда поставили условие Януковичу, что мы будем голосовать за вас, но подпишите такой пакт. Тогда в выбранном штабе это приняли, идея понравилась, давайте подпишем такой договор с русскоговорящими организациями, в основном это был юго-восток от Одессы до Харькова. И была такая кампания – встреча, подписи, Янукович улыбался, все хлопали в ладоши. Мы тогда с премьером честно радовались этому, думали, что сейчас подпишем и начнем выполнять, сближаться с Россией, восстанавливать после Ющенко отношения… Подписали, я радостно готовлю проекты указов, премьер Азаров идет с ними к президенту, а Янукович говорит: «Николай Янович, спрячьте это подальше и больше мне не показывайте!» Все! Вот так русскую идею похоронил Янукович! Но и со стороны России всё было почти так же. Идеология русского мира и сама организация «Русский мир» свелись фактически к культрегерским позициям, то есть фестивальчик где-то провели, открыли представительство, но системной серьезной работы не было. Например, мы предложили направлять в Россию на обучение по технических специальностям три тысячи своих студентов. Предлагалось с самыми лучшими вузами договориться и посылать бесплатно за счет государства украинского. Фактически создавать пророссийскую элиту! Но Россия тогда тоже от этой темы отмахнулась, Минобразования написало заключение, что им это не нужно!

А что делают западные страны? Они буквально пылесосом высасывают наиболее умных и толковых представителей из других стран, стремятся закрепить своё влияние. Вспомните, французы ввели целую зону франкофонии, когда выходцы из франкоговорящей зоны получали преимущественные права и легко получали паспорта и образование. Великобритания вводит Содружество Наций, когда любой житель бывшей британской колонии имел право на упрощённое получение британского гражданства. Россия ничего не сделала! В 1991 году она получила огромный человеческий ресурс влияния – 25 миллионов русских, оставшихся за границами России, но за следующие 20 лет ничего не сделала, чтобы как-то их объединить, сделать своей опорой, своим ресурсом. Наоборот – с каждым годом ворота в Россию для русских закрывались всё плотнее!

Поэтому, что бы я хотел предложить.. Я бы предложил Изборскому клубу совместно с Комитетом спасения Украины поднять этот вопрос в Государственной Думе, предложить комитету по делам СНГ, комитету по социально-экономической политике, подготовить и провести слушание, на которое Госдума вызовет чиновников, представителей ФМС и с помощью наших экспертов серьезно разберёт этот вопрос. Если вы согласны, то завтра мы с Азаровым идем к Слуцкому, этот вопрос обсуждаем и готовим к первому же слушанию в Госдуме по проблеме миграции.

Запорожцева Галина: Небольшая ремарка – с 1 ноября 2015 года вступает в силу распоряжение ФМС об ужесточении режима нахождения мигрантов с Украины, и мы ожидаем поток депортации тех, у кого не оформлены документы. То есть, до 1 августа постановлениями было определено лояльное отношение к украинцам, у которых отсутствует регистрация, легальный статус, и которые находились в России только на основании миграционной карты, которую надо было продлевать, а ФМС (я лично столкнулась), не продлевает её по всяким причинам. Люди просто пересекали границу туда-сюда, ездили и таким образом продлевали здесь себе нахождение. Мы забили тревогу, и ФМС под напором волны наших криков о спасении, продлили льготный режим до 1 ноября. И можно не сомневаться, полиция и фискальные службы, очень быстро отреагируют на этот постановление, людей начнут штрафовать, задерживать и депортировать!

Наталья Павлова, жительница г. Николаева (Украина), беженка. С 2014 года проживает в г. Нижнем Новгороде: Мы с мужем журналисты, после переворота в Киеве мы активно боролись против наступления нацистов на Восток Украины и с 2014 года вынуждены были уехать в Россию, так как против нас были возбуждены уголовные дела, и возникла угроза ареста. Я дополню по поводу регистрации: дело в том, что основной контингент приехавших – это семьи с маленькими детьми, которые спасали детей и вынуждены были уехать. В этих семьях чаще всего работает один человек, на небольшую зарплату до 20 000 рублей. 25 000 рублей в Нижнем Новгороде считается за счастье. И 1-2 тысячи рублей в месяц приходится платить за платную «липовую» регистрацию. Ещё 15 тысяч рублей надо отдать за съемную квартиру, то есть на жизнь семье беженцев остаётся всего 8-10 тысяч рублей. Фактически, это нищета! Притом, что нынешний механизм регистрации – это полнейшая профанация. Подавляющее число беженцев зарегистрировано по липовым адресам и не может зарегистрироваться по адресу съемной квартиры. Хозяева просто боятся регистрировать и отказываются категорически. Повезло тем, кто нашел знакомых, у кого есть родственники. Остальные эту регистрацию покупают! Хотя были предложения, чтобы регистрировали беженцев по какому-то муниципальному адресу (санаторий или общежитие), чтобы давали юридическую регистрацию по этому адресу, а место пребывания фактическое записывали со слов людей, чтобы они приходили просто отмечаться, подтверждать свое нахождение по указанному адресу. Это был бы реальный контроль. То, что сегодня – люди просто делают липовые бумажки и живут, и трясутся просто как зайцы, потому что знают, что в любой момент может прийти проверка, а их нет по указанному адресу, и тогда штраф хозяевам, а беженцам вплоть до депортации за непроживание по указанному адресу.

Второй момент: было сказано про паспорта для детей. С той же проблемой сталкиваются люди, которым исполнилось 25 или 45 лет здесь, потому что фотография не вклеена, паспорт украинский становится недействительным, на Украину поехать вклеить фотографию политические беженцы не могут никак. И человек остается в России в подвешенном состоянии, с непонятным статусом и недействительным паспортом. Личная ситуация: нужно было отправить доверенность маме, чтобы она выписала детей из украинской квартиры, я доверенность смогла сделать, потому что мне 25 исполнилось до 45-ти еще далеко, а муж не смог сделать и теперь непонятно, что делать в такой ситуации. Для многих эта ситуация тупиковая, просто катастрофа

Алексей Анпилогов: Вообще, нотариальные действия можно совершать только мигранту, обладающему регистрацией здесь, на территории РФ. Если регистрация на территории РФ отсутствует (то есть по упрощенному режиму человек действует), то нотариусы не принимают никаких документов от этого человека и не позволяют ему осуществлять какие-либо нотариальные действия. То есть все вопросы собственности, вывоза детей, например, если муж уехал, так вот, он не может дать согласие на вывоз детей, пока он сам не легализуется.

Наталья Павлова: Третий момент касается семей с маленькими детьми, взрослые с этим не сталкиваются, а я столкнулась. Проба Манту, ее при получении РВП при прохождении комиссии требуют обязательно. Притом, что не всем детям можно делать прививки. И получается так, я изучила законодательную базу: если ты живешь на территории РФ не гражданином – трудовым мигрантом, то ты имеешь право по всем законам РФ «об иммунопрофилактике», «о предупреждении распространения туберкулеза», «об основах охраны здоровья» и т.д. на тех же основаниях, что и граждане РФ, отказаться от пробы Манту. Став гражданином, ты тоже имеешь право отказаться от нее. А в момент получения РВП медицинского сертификата ты обязан ее предоставить. Это казус, бред, но обойти ты его не можешь. И либо ты предоставляешь флюорографию, которую отказываются делать в тубдиспансере, потому что у них правило – до 14 лет детей не светить рентгеном. Либо они предлагают платный тест крови, который стоит 4000 рублей за одного ребенка. Если в семье несколько детей, то это 8-12-16 тысяч, а помним, что люди еще платят за регистрацию, за съем квартиры и т.д., и получается, что денег на платный анализ нет, а рентген не делают.

Подтверждаю, что получить статус беженца нереально, мы пытались. Нам открыто сказали в районном отделе ФМС: «Вы, конечно, можете попробовать, но через три месяца вы будете жалеть, что потеряли время». Хотя мы по политическим преследованиям ехали, и это элементарно подтверждается, мы прошли процедуру по ВУ (временное убежище). Про ФМС было много сказано, добавлю несколько штрихов: отношения инспекторов просто ужасное, когда туда ходишь из месяца в месяц на протяжении полутора лет – тебе постоянно швыряют эти бумажки, тебе хамят, тебе грубят, перед тобой захлопывают двери, приемные окна, это просто изматывает. Дальше: полное отсутствие справочных и консультативных служб, то есть ты не можешь получить консультацию как заполнять документы. Какие нужны документы. Сколько ксерокопий, какие бланки. Когда я спросила в ФМС «где справочная?», на меня посмотрели как на идиотку: «Вы самая умная? Становитесь в очередь, отстоите и тогда спросите».

Алексей Анпилогов: Я столкнулся с тем, что все услуги в РФ снабжены механизмом электронной очереди, кроме ФМС. В ФМС вы приходите, садитесь в стиле советского собеса и ждете.

Галина Запорожцева: Хочу поправить. Есть электронная очередь, но она работает очень интересно: человек приходит, приносит документы, на какой-то странице работник ФМС находит ошибку, возвращает и говорит «Идите опять записывайтесь», а это опять на 3 месяца, либо в живую очередь. И по этому поводу могу дополнить, что я как раз с Нижним Новгородом и сталкивалась: не только с 4-х утра занимают очередь, но и ночуют на раскладушках, и номера пишут себе на руках. При этом я лично присутствовала, когда без всякой очереди приходит человек с пачкой паспортов, работник ФМС тут же закрывается с паспортами, обрабатывает их, и понятно, что это коррупционная схема, которая очень хорошо работает, и поэтому людям, которые просто стоят в очереди – на них уже времени не хватает.

Лариса Шеслер: Я к этому хочу добавить, что хуже, чем в Москве ситуации с ФМС вообще нигде нет. Я получала РВП в Москве, при условии, что на всю Москву за год всего 10 000 человек получают РВП. В то время как за неделю в одном пункте ФМС 8,5 тысяч получили патенты, с теми же самыми документами: медицинский сертификат, русский язык и паспорта. Люди стоят 3 месяца в живой очереди. И последнюю неделю, сама видела в Восточном округе, люди стоят, караулят, и такие дикие сцены случаются, что в романе не выдумаешь. Мой номер 278 в очереди на получение вида на жительство, мне сказали, ждать придётся 3 месяца! Приём – 3 человека в день. Это те отделы, которые занимаются эмиграцией. Остальные отделы через госуслуги – загранпаспорт, паспорт – там всё как часы. Иногда и с ними приходится работать, у них все замечательно. Все, кроме отдела ФМС, который работает с мигрантами. Мигранты самые безответные, они никуда не пожалуются, никуда не обратятся. И над ними издеваются, как могут, вымогают деньги.

Отец Андрей Новиков: Я – настоятель Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых Горах в Москве, уже более года являюсь политэмигрантом. Год назад я выехал из Одессы. Хотел сказать о том, как непросто определить статус политэмигранта. Нужны доказательства того, что тебя преследуют. У нас есть такой известный протоиерей Олег Мокряк, которому никто не присылал, как и мне, повесток. Просто звонили и приглашали в СБУ. Я спрашиваю: «На каком основания я поеду в СБУ? – пришлите повестку». Повестка не приходит. Второй раз не приходишь к ним – а потом спецназ СБУ штурмует твой дом – лицом в пол семью, детей, обыск. Думаете, они после этого дадут вам справку, что устроили у вас обыск и погром? Да ничуть! В лучшем случае – просто уедут. В худшем – арестуют. Но опять же, никто родным не даст никакой справки, что их отец, сын или брат арестованы. И люди, при угрозе ареста, при первых звонках вынуждены бежать. А здесь им говорят, докажите, что вы беженец, а не гастарбайтер? Человек более-менее известный ещё хоть как-то может это доказать, но простые люди не могут. И это создаёт проблемы. Но хочу сказать несколько слов в защиту сотрудников ФМС, потому что тут много личного фактора. Мне приходилось много раз посещать различные кабинеты ФМС в Москве, когда по поводу продления своим друзьям-соратникам по сопротивлению приходил к сотрудникам, и они говорили «да, конечно, давайте продлим». Сам лично я прошел путь натурализации – теперь я гражданин России. Это был не лёгкий путь, многие люди способствовали этому, писали письма в ФМС. Сначала приходили формальные отписки, хотя от имени Патриарха просили, потом мне был предложен путь, прямо скажем, в обход закона – фиктивно через какую-то область сделать. Я отказался. И в итоге Президент России Владимир Владимирович Путин своим указом обошел все эти ФМС и дал мне и ещё двадцати двум человекам российское гражданство! Но невозможно же всех проводить через именные Указы Президента! Нужно наводить порядок.

Теперь скажу, как пастырь: у некоторых людей такая ситуация вызывает отчаяние, мне очень много приходилось сталкиваться и с достойными сотрудниками, и с недостойными, потому что я по разным областям работал с беженцами. Но общая тенденция в том, что действительно ФМС самовольно сужает рамки закона различными внутренними инструкциями. А потом помогает, обходя собственные инструкции. Сегодня у людей есть ощущение опасности, отчаяние и боязнь того, что после 1 ноября их заставят вернуться на Украину. Причём не только полимиграны, но и простые украинцы. Очень многие мужчины скрылись в России от участия в братоубийственной войне. Теперь им говорят, возвращайтесь, сейчас война заканчивается. Но никто же не отменял призывов и дальнейшую отправку на фронт. Мой хороший знакомый, которого призвали в армию при очередной мобилизации, как законопослушный гражданин пошел в армию, но сказал, что не будет ни в кого стрелять. И через неделю его привезли в гробу – его сослуживцы националисты убили. Вот только что Госдума отклонила старый законопроект об упрощенном получении гражданства гражданам Украины, потому что это, якобы, каким-то образом ущемит права граждан других стран. Мне звонят и говорят: получается, Россия к нам как к зимбабвийцам относится? Пусть Россия вообще определится, нужны мы ей? Потому что если России не нужна братская Украина, не нужны лояльные и верные украинцы, то зачем нам вся эта борьба? Иначе ты борешься за то, что никому не надо, в том числе и тому, за чьи интересы ты борешься. Я сам помню в Одессе эти митинги с иконами и флагами. Сейчас эти люди вне закона, их преследуют, выявляют и арестовывают. Многие готовы были бы переехать в Россию и продолжить борьбу, но их здесь никто не ждёт. Им придётся просто биологически выживать. А ведь многие на Украине до сих пор видят в России свой светоч, но не видят способов, не видят механизма по их адаптации, принятию здесь.

Прослужив в Одессе 12 лет в Епархиальном Управлении, я каждый день, проезжая мимо румынского консульства видел огромные очереди – все знали, почему они были – Румыния раздаёт паспорта всем, кто так или иначе имеет отношении к Румынии. Даже самое косвенное. Потому что хочет, чтобы Бессарабия впоследствии стала Румынией, чтобы сказать «да у вас тут половина населения – это наши граждане румыны!» Они показывают свою заинтересованность в этом. И все знали, что если ты не являешься никаким румыном, но живешь на территории Одесской области, то приходишь в консульство и ты становишься гражданином Евросоюза, гражданином Румынии. По-моему, это пример правильной работы.

Леонид Ивашов, генерал-полковник, член Изборского клуба:

Начну со строк Ольги Берггольц:

«Мы связаны сильней, чем кровью рода,

Роднее, чем дети одного отца,

Сошлись зимой 42-го года

Сопротивляться до конца».

Связаны действительно мы кровью и общей исторической судьбой. Но нужно понять следующее, я буквально несколько дней назад в такой же ситуации острой донбасской встречался с ребятами, это те, кто приехал из разных регионов Украины сражаться за Донбасс. Сражались, получали ранения, награды. Но сейчас они оказались в тупике, на Донбассе сегодня свертывание военных действий. Добровольческие формирования распущены, а в новой регулярной армии ДНР и ЛНР далеко не всем нашлось место. И им просто жить негде. И тычутся они в Россию, а им предлагают: «Хотите получить российское гражданство – поезжайте в Сирию воевать или, увы, ищите себе другую Родину». И таких сотни, если не тысячи. Главная проблема сегодня в том, что власть в России коррумпирована сверху донизу. Здесь говорили про ФМС, да, везде бывают исключения, но за загранпаспортом я ходил сам и сталкивался с той же схемой – здесь тебя будут гонять из очереди в очередь, но там окошечко, зайди, заплати и тебе дадут без очереди. Я профессор, преподаю в ВУЗе. Теперь там со всех потребовали справки, что ты не был судим, а если был, то по какой статье? Выдают их по адресу Новослободская, 50 – езжайте туда, там очередь на 4 часа! Но за 18 000 рублей вы все получите без очереди. Так устроена система жизни в России. Здесь есть два класса, и они в антагонистическом противоречии находятся, это прозападно-сословный олигархический класс и вот такие подвижники, которые сегодня рассказывают нам о своих бедах и проблемах. И они сегодня первым проигрывают. Я не знаю, что за систему создали в России, когда миграционные частные вопросы без Путина не решишь. Космические проблемы без Путина не решишь. Военные не решишь. И даже проблемы ЖКХ не решишь. Честно говоря, эта система совершенно недействующая и проблему беженцев в её рамках решить крайне трудно. Опять нужно обращаться к Путину, чтобы он решил. Но куда мы так зайдём? Это же какое-то ручное управление страной!

Максим Шевченко, журналист, телеведущий, член Изборского клуба: Я бы хотел поговорить про украинцев, моих соотечественников, братьев и сестер, независимо от национальности. При огромном уважении к Вам, Леонид Григорьевич, с вашим пессимизмом не согласен, потому что логика действий власти мне абсолютно понятна: власть просто использовала Украину в геополитической игре, посчитав, что для, условно говоря, выведения России в разряд региональной державы из ситуации абсолютной полуколонии, в которой она находилась, требуется принести в жертву Донбасс и его героическое сопротивление, равно как и сопротивление Украины. Я с этим абсолютно не согласен, я считаю, что нельзя так разбрасываться бесценным человеческим материалом, такими героическими людьми, которых я видел на протяжении последних двух лет в ДНР и ЛНР, на Украине, в Одессе. Но то, что этот резерв будет использован в глобальной шахматной игре именно так, было очевидно нам с вами еще зимой 2014 года. (Так же и Жуков, планируя наступление 1-го Белорусского фронта, понимал, что будет минус 100 000 солдат, потому что это война и чудес не бывает). Каждый военный успех, каждая победа омыты в солдатской крови. Это я объясняю логику действий нашей власти. И задача наша не геополитический момент обсуждать и ругать власть, а думать, что делать конкретно по тем тезисам, с которыми выступили наши товарищи политэмигранты, как им конкретно можно помочь?

Я обещаю, со своей стороны, что подниму эту тему в программе «Точка» на НТВ. В рамках Изборского клуба мы обладаем определенными экспертными возможностями, наши журналы и доклады читают на разных уровнях, нас слышат. Проблема беженцев из Украины – это не проблема плохой или хорошей ФМС, это вопрос государственный, вопрос стратегии по отношению к свои союзникам, к тем, кто борется за наши интересы.

То, что ФМС превратилась в коррупционную машину – очевидно. Полтора года мы получали гражданство для этнической азербайджанки, матери 9-х детей, 7 из которых она родила в Москве. Я этим занимался, лично дошел до Ромодановского, и он лично отдал приказ дать ее детям гражданство, но когда это спустилось на уровень района – всё опять застопорилось. На встрече с Президентом по международным национальным отношениям я рассказал эту историю, он удивился: «Да как же такое может быть?!» В итоге помог Владимир Михайлович Платонов, бывший спикер Мосгордумы, который через свои связи смог всё-таки как-то продавить ФМС. Сейчас она полтора года как получила Российское гражданство, причем 7 детей у нее москвичи, прекрасно говорящие по-русски, отличники в школе, дети такие, что любой город гордился бы ими.

Сегодня на самом верху идёт смена чиновников, ответственных за политику России на Украине, и, стало быть, ситуация бесхозная. Но с другой стороны, новые кураторы, возможно начнут, наконец, заниматься наведением порядка, как в самих республиках, так и здесь, в вопросах миграции украинцев. И мы должны сделать всё, чтобы довести до этих людей реальную информацию о состоянии дел.

Как можно надавить на ФМС? Как можно согласовать с Федеральной службой безопасности, которая, очевидно, является единственным уполномоченным принимать решение, – является человек политическим беженцем или не является? Это серьезный статус. У меня друг имеет в Австрии политическое убежище, он доказал, что его хотят на родине убить и получил серый европейский паспорт. Нужно чтобы люди, которые получают в России политическое убежище, получали не филькины грамоты, а серьезный статус, который в России пока не проработан на уровне закона. Нужно обратиться к одной из четырех фракций, собрать круглый стол и предложить, мол, давайте этот закон как-то дополним, пересмотрим, устраним разночтения и нестыковки, которые стали золотой жилой для коррупционеров.

Мы должны сделать следующее: первый этап – все украинские политические организации должны быть зарегистрированы на территории России как общественные некоммерческие организации. Надо найти российских граждан, готовых им в этом помочь и стать учредителями. Второй этап – это публичность. Пресс-конференции, репортажи, выступления. Я уверен, что Президент не в курсе этой проблемы. Третий пункт – надо составлять списки политических беженцев. Сегодня таковых нет, и никто не знает точного числа политических беженцев. Политэмигранты – люди, которые находятся под преследованием, их не десятки тысяч, но много, и их списки хотелось бы знать, чтобы идти в Правительство, в Думу, в ФМС и сказать, что именно эти люди нуждаются в политическом убежище в России.

Георгий Филимонов, директор института стратегических исследований и прогнозов РУДН: В случае реализации наших планов по внесению корректировки в работу ФМС, мы можем создать некую аналоговую модель механизма, которая сегодня используется США. Я говорю о создании мощного лоббистского ресурса из диаспор. Это очень хорошая наработка, которую нужно использовать и клишировать для себя с учетом нашей специфики. Создавая некоммерческие организации и регистрируя их в России, создается сеть, которая окажет давление на чиновничий класс в России и выступит как инструмент внешнеполитического давления на украинский истеблишмент.

Второй момент: мы не можем игнорировать наличие больших проблем, связанных с внутрироссийским восприятием этой тематики. В шоу Доренко был опрос, и 83% выступили за то, чтобы беженцы из Украины покинули территорию России, и лишь 17% – против. То есть это некий социальный срез. Мы не имеем право это игнорировать. К этому нужно прислушиваться. Есть проблема внутри самих мест компактного проживания беженцев по регионам России, есть отдельная проблема между бедными и богатыми донбассцами, теми, кто остался воевать и теми, кто вывез свои активы и дорогие автомобили в Москву и другие места.

Необходимо создать привлекательную социальную и экономическую модель натурализации украинских беженцев. Привлекать льготами и материальным стимулированием селиться в Сибири и на Дальнем Востоке, в российскую глубинку – Воронежскую область, Брянщину, Смоленщину. Необходимо менять образ беженца с несчастного мигранта, который ничего не делает и лишь прозябает за счёт российского налогоплательщика в общаге для беженцев, на энергичный, динамичный образ энтузиаста, готового влиться в близкое ему по духу общество и приносить ему пользу.

Мурат Зязиков, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Центральном Федеральном Округе: Проблема украинских беженцев мне близка и понятна. Мы расположены на границе с Украиной. Брянск, Белгород, Воронеж, Курск – это фактически приграничные города, и через наш Центральный федеральный округ пошли сотни тысяч беженцев. Многие осели у нас и строят новую жизнь. У нас учатся десятки тысяч школьников, студентов – дети и внуки беженцев. Поэтому заботы эти я знаю не понаслышке. И это не первая такая проблема в моей биографии. У нас в Ингушетии, во время тяжелых событий на юге страны с 1992 по 1996 годы, было огромное количество беженцев. Почти вся Чечня прошла через Ингушетию и другие, соседние с ней регионы. В 2002-м году я лично, когда был региональным руководителем, столкнулся с тем, что на моей территории было 296 000 беженцев. А всё население Ингушетии тогда было 480 000. И мы смогли за три года решить этот вопрос! Вернуть домой тех, кто хотел вернуться, и расселить по регионам тех, кто решил покинуть Чечню совсем. Да, нам оказывали большую помощь федеральные структуры, но большую часть вопросов решали мы сами, на уровне республики. И что бы мы ни говорили об ответственности центральной власти, но если региональная власть не будет заниматься этим вопросом, то никакая ФМС ничего не сможет сделать. Мы постоянно требуем от региональных администраций держать вопрос беженцев на контроле. Возможно, поэтому число жалоб и обращений на чёрствость чиновников в нашем округе относительно невелико. Но это не повод успокаиваться. На самом деле, проблема только-только начала решаться. И когда ты стоишь перед украинскими беженцами, ты понимаешь, что это наши люди, совсем недавно – наши соотечественники. Они говорят как мы. Мыслят как мы, они похожи на нас, они часть нас! И я никакому чиновнику ФМС никогда не позволю, чтобы к ним относились как к людям второго сорта.

Я рад, что сегодня здесь присутствую, я многое узнал для себя, пометил, и мы эти вопросы будем решать. А нашим гостям, украинцам, которые сегодня здесь находятся, я бы хотел напомнить слова нашего президента Владимира Путина, что украинский народ был, есть и будет всегда для нас братским народом.

Олег Розанов, ответственный секретарь Изборского клуба: Изборский клуб – сложное метафизическое объединение. И то, что мы собрались здесь именно сегодня, в День полного освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков, – это не простая случайность, видимо, так было угодно Богу. И ваша боль, украинские коллеги, нам близка и понятна. То, что государство наше несовершенно, мы, к сожалению, знаем. Но и события на Украине никто не мог предугадать. И поэтому мы, как государство, не были готовы к этим событиям.

Я предлагаю нам подготовить конкретные предложения и провести повторный Круглый стол с привлечением членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Совета Безопасности. И на этом Круглом столе обсудить их и отправить результаты во все заинтересованные ведомства.

Этот Круглый стол будет опубликован в газете «Завтра», которую читают на всех уровнях нашей власти, и это произведет определенное впечатление и определенный эффект. Необходимо, что бы своё слово в защиту беженцев сказал и созданный недавно «Комитет спасения Украины» во главе с Николаем Азаровым.

Нам сейчас необходимо наступательно действовать. Отступать дальше некуда. Или вас начнут выдавать, или вы себя защитите. Это зависит сейчас от вас. Мы вам в этом верные помощники. Я не знаю ни одного гражданина России, который не сопереживал бы Украине, не сопереживал вам. Но сегодня проблема беженцев не вынесена в широкое общественное поле. То, что я сегодня услышал, для меня, во многом, явилось откровением.

Что касается ФМС: ФМС тоже разная. Опять человеческий фактор. Вот мы помогали батюшке Андрею и его людям в Брянской области по программе переселения соотечественников. Они не стояли в очередях, все быстро получали – это опять же человеческий фактор. И если есть негативные факты – о них надо говорить, называть адреса и фамилии тех, кто вымогает, где вымогают. Не надо быть терпимым к тому, что у нас нарушается закон. Наш закон не совершенен, но он позволяет решать ваши проблемы.

И рассчитывайте на Изборский клуб – мы вам в этом верные помощники. Спасибо!

источник


Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте,Twitter, Google+,Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.


Комментарии: