Фильм: «Битва за Севастополь»
Слоган: «Женщина, изменившая ход истории»
Страна, год: Украина, Россия, 2 апреля 2015
Жанр: байопик, военная драма, историческая драма
Режиссер: Сергей Мокрицкий
Сценарий: Егор Олесов, Максим Данкевич, Максим Бундарин, Леонид Корин
Оператор: Юрий Король
Композитор: Евгений Гальперин
В ролях: Юлия Пересильд, Евгений Цыганов, Олег Васильков, Никита Тарасов, Джоан Блэкхэм, Виталий Линецкий, Полина Пахомова, Владимир Лилицкий, Анатолий Кот, Нателла Абелеева-Таганова, Валерий Гришко, Сергей Барковский, Стаислав Боклан, Алла Сергийко и другие.
Возрастное ограничение: 12+
Длительность: 110 мин.
Бюджет: 5 млн. долларов
Сборы: 8 млн. долларов
Прежде чем начать смотреть «Битву за Севастополь», четко определите для себя, что вы ждете от биографического фильма, посвященного легендарной женщине-снайперу Людмиле Павличенко? Если вы ищете здесь правдоподобную реконструкцию битвы, как в знаменитой эпопее «Освобождение», то спешу вас огорчить: по-настоящему зрелищных баталий в фильме нет, но самое главное – сама битва за Севастополь как-то проходит мимо. Сюжет фильма совершенно не соответствует названию. К слову, альтернативное название киноленты «Несломленная», однако авторы по известным причинам заменили его на более громкое, гарантирующее кассовые сборы: в канун 70-летия Великой Победы это весьма удачный пиар-ход.
Байопик – жанр интересный, а вместе с тем очень сложный: биографии всегда даются тяжело, и редко у какого режиссера получается вывести на экран известную личность, не допустив чудовищных ляпов или совершенно по-идиотски перекроив образ. Юлия Пересильд, сыгравшая Людмилу Павличенко – «Леди-смерть», играет очень хорошо, да с винтовкой в руках и в строгой военной форме смотрится натурально, но вместе с тем, на мой взгляд, образ излишне романтизировали, причем, на эдакий голливудский манер. Юлию-Людмилу окружили аж четырьмя поклонниками – доктором Борисом Чопаком (Никита Тарасов), наглым летчиком Николаем (Анатолий Кот), снайпером Макаровым (Олег Васильков), снайпером Леонидом Киценко (Евгений Цыганов). Как говорится, война войной, а любовь по расписанию.
Все бы ничего, но в реальности Людмила Павличенко была замужней женщиной, у которой уже был сын; в фильме же героиня Пересильд – диковатая невинная девушка, лихо убивающая проклятых фашистов, но не забывающая при этом кружить головы симпатичным военным. По Людмиле все еще безответно страдает еврейский доктор, тот самый нелепый очкарик с золотыми руками, способный и мертвого воскресить. Изможденная, недоедающая и недосыпающая, несмотря на внешнюю холодность и строгость, Людмила способна любить, да еще как!
Авторы неверно расставили приоритеты в фильме, и вместо исторического экшена, на первый план выставили «лав стори». Первого своего снайпера (Макарова) Людмила теряет, так и не став ему женой. Она становится жестче и циничней, и с еще большим остервенением убивает фрицов. И тут на горизонте Люды появляется новый возлюбленный – Леонид Киценко. Сцена ночи любви между Людмилой и Леонидом полностью пронизана духом Голливуда: герой и героиня – красивые и молодые, только что не загорелые, предаются страсти, рядом пылает огонь, и даже вид на море есть.
Итак, мы уже определили для себя, что в «Битве за Севастополь» нет ни самой знаменитой битвы, ни строгой четкости биографического повествования. Третий существенный недостаток фильма: несмотря на хорошую игру актеров, кажется, что смотришь кино о наших днях. Нет ощущения атмосферы той эпохи: в саундтреке – новая перепевка Полины Гагариной цоевской «Кукушки» и свеженаписанная «Обними» «Океана Эльзы».
Усугубляют дело все эти «мимишности»: стандартный набор обниманий-целований-страданий. Однако не стоит забывать и про удачные моменты. Например, свадьба подруги Маши, ставшая поминками; мощнейший и главное первый артобстрел, под который попала Люда, снят вполне экшеново, с натуралистическими подробностями – вывернутые кишки, обезображенные окровавленные тела; не менее впечатляет момент, когда Павличенко заживо была погребена под землей во время крупной контратаки фашистов… Пусть и с неудачным саундтреком, но достоин высокой оценки эпизод, когда раненая Люда под непрерывным обстрелом, тащит на себе Леонида.
Несколько настораживает тот факт, что американцы представлены чуть ли не избавителями, а Элеонора Рузвельт – Матерью Терезой. Однако смотреть на дружбу двух женщин весьма забавно: они вместе пьют водку, делятся секретами, готовят борщ, сплетничают, смеются, плачут, поют песни; как старшая наставница Первая Леди учит зажатую советскую девушку быть женственной, а также преподает ей основы ораторского искусства. Но особый позитив добавляет момент с Вуди Гатри, который исполняет песню «Miss Pavlichenko».
И тут же почти как пропаганда звучит мысль, что именно мадам Рузвельт подтолкнула Людмилу Павличенко произнести те знаменитые слова:
«Мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?».
Итак, стоит ли смотреть «Битву за Севастополь» – совместный российско-украинский фильм, выпущенный к 70-летнему юбилею Великой Победы?
Как психологическая драма о непростой судьбе женщины на войне фильм воспринимается весьма неплохо, но как байопик заслуживает низкой оценки и множества претензий. Пересказ биографии легендарного советского снайпера Людмилы Павличенко вольный и приблизительный, некоторые факты истории непонятно в угоду чему искажены. Например, в Одессе вместо румын воют немцы. Допущены и другие мелкие запоминающиеся ляпы, касательно матчасти. Уверена, тех, кто всерьез увлекается историей Великой Отечественной войны, фильм оставит в недоумении.
Наталья Чайко
Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте, Twitter, Google+ и Одноклассники чтобы быть в курсе последних новостей.