Недавно Павел Губарев опубликовал свою интересную статью «Православный социализм: соединить совместимое!», которая стала откликом на мою статью «Православный социализм»: соединить несоединимое». Как ясно из самого названия, Павел Юрьевич выступил с опровержением, доказывая, что «идеи православного социализма будут жить, развиваться и искать своего воплощения на пространстве Русского Мира». Собственно говоря, с этим я и не спорю: они несомненно будут жить в умах интеллектуалов, прирастать разными теоретическими построениями, и их непременно будут пытаться воплотить в жизнь.

Однако для более предметного обсуждения некоторые позиции нуждаются в уточнении. Во-первых, Павел Юрьевич утверждает, что между социализмом и православием нет непреодолимых противоречий, и они дополняют друг друга. Как это понимать? Если речь идет о том, что в будущем на Руси будут воплощены некоторые или многие принципы и методы советской экономики и это назовут социалистическим государством (или вроде того), а народ будет считать себя православным, и это будет официально или неофициально называться православным социализмом, то я, пожалуй, соглашусь, что это достаточно вероятно. Если речь идет именно об этом – одновременном воплощении в государственной и народной жизни элементов православия и социализма, то между нами нет несогласия. Глупо отрицать то, что отчасти существовало и существует, разве что без названия «православный социализм».

Во-вторых, остается непонятным, что конкретно считать социализмом. В статье Павла Юрьевича я не нашел ответа, хоть он и приводит разные понимания социализма. О соединении с каким именно социализмом мне, как православному христианину, хотя и недостойному, нужно думать? Можно ли взять опыт каких-то стран, пусть и по-разному, но воплотивших идеи социализма, или, говоря о социализме, мы имеем в виду только некоторый идеал, который хотим реализовать в будущем?

Наконец, третья позиция, которую нужно прояснить, — это отношение к православию. Если речь о том, чтобы использовать отдельные заповеди христианства для обоснования (неважно, мнимого или по делу) желаемого экономического строя, то здесь я снова вынужден буду согласиться с тем, что «православный социализм» не только возможен, но и весьма вероятен. Ибо власти любят придавать своим действиям метафизическое обоснование.

Эти три позиции остались для меня невыясненными, хоть я и внимательно прочитал статью Павла Юрьевича. Эта тема, как мне представляется, является достаточно важной.

Евгений ЧЕРНЫШЁВ

______________________________________________________________________

Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте, Twitter, Google+, Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.

______________________________________________________________________
Дорогие друзья!

Если вы хотите поддержать коллектив Молодежного Информационного Агентства «НОВОРОССИЯ», просьба отправлять переводы на Яндекс-Кошелек: 410014056051536

Мы благодарим Вас за проявленный интерес и Вашу поддержку!
______________________________________________________________________
comments powered by HyperComments