Пока на свете существуют угнетение и деградация человеческого духа, люди всегда будут обращаться к Махатме Ганди, чтобы утвердить своё достоинство… Мир справедливо считает Ганди величайшим индусом после Будды.

Индира Ганди: «При рождении он получил имя Мохандас Карамчанд, однако в историю вошёл под другим, данным ему знаменитым писателем Рабиндранатом Тагором, который в одной из статей назвал его Махатмой, что в переводе означает „Великая душа“».

Безусловно, все мы догадались, что речь идёт о Ганди — человеке, стоявшем у истоков индийской государственности. Кстати, сам он, будучи очень скромным человеком, считал себя недостойным столь громкого титула и не любил когда так к нему обращались.

«Главный бриллиант британской короны…»

Британская империя всегда была одной из самых могущественных в мире. Этому способствовали удобное географическое положение, сильная экономика, мощная армия и флот, плюс ко всему страна владела большими колониями по всему земному шару, из которых выкачивала полезные ресурсы. Её империализм отличался от политики Франции и других государств, это был попросту грабёж и насилие над местными племенами и народами. Она имела обширные колонии в Америке, в Африке, в Азии и Океании. Не зря, за Англией закрепился статус морской державы. Одной из самых богатейших колоний, была Индия, которую называли бриллиантом в британской короне. Индия всегда привлекала богатых купцов-мореплавателей из Европы, даже всем известный Колумб пытался найти этот лакомый кусок суши, но наткнулся на Америку. История колонизации Индии начинается с XVII в. В это время тут стали появляться первые европейцы, в том числе и англичане. Созданная в 1600 г. Британская Ост-Индская кампания вывозила с этих земель хлопчатобумажные и шёлковые ткани, также зерно, опиум, чай, разнообразные специи и пряности. Здесь эта организация основала первые фактории. В 1668 г. кампания арендовала остров Бомбей, ныне город Мумбай, бывшая португальская колония. В 1690 г. англичане основали поселение в Калькутте (провинция Бенгалия), впоследствии ставшей главной торговым портом во всей Индии. Постепенно начинается экспансия на эту территорию, т. е вмешательство в дела местной власти. Англия свергла местную правящую династию великих Моголов и захватила нынешнюю столицу — город Дели. А на её месте поставила своё правительство и установила собственные порядки. Британские власти контролировали свою колонию с помощью военных, большей частью мобилизованных из местных жителей. Их называли сипаями: это были крестьяне и мелкие феодалы, выполнявшие роль полиции. Население приобщали к европейским ценностям, культуре, насильно обращали буддистов, индуистов и мусульман в христианство. Также англичане монополизировали внешнюю торговлю и обложили местное население огромными налогами. Цены на продукты постоянно росли. Постепенно нехватка пищи, привела к голоду 1769–1770 гг., который унёс около 10 миллионов жизней. Не менее безжалостным было обращение с самими индусам, их избивали, морили голодом, подвергали пыткам. На одной из картин русского художника Верещагина, была изображена казнь индуса, которая получила название «Дьявольский ветер». Человека подвешивали спиной на пушку, а затем выстреливали ядром, которое разрывало тело на кусочки. Такие жестокие действия и порядки вызывали рост гнева и в конечном итоге приводили к восстаниям.

Одним из таких мощных народных восстаний было Восстание сипаев, происходившее с 1857 по 1859 г. Поводом для него, стало издевательское распоряжение, обращённое к мусульманам и индуистам — их стали заставлять смазывать патроны говяжьим и свиным жиром. Как мы знаем, корова у этого народа считается священным животным, а свинья — нечистым животным у мусульман. Восставшие сипаи перебили британских офицеров, захватили форт в Дели, а престарелого Бахадур-Шаха II — последнего из правителей империи Моголов заставили взять власть в свои руки и написать указ о сопротивлении Британской империи. Среди восставших царила неразбериха, из-за чего восстание и было подавлено. 1 ноября 1858 г. был опубликован манифест британской королевы Виктории, объявивший о переходе управления Индией к английской короне и о ликвидации Ост-Индской компании. Королева обещала прощение всем тем, кто не убивал британских солдат, а после заявила, что отныне Британия будет уважать права и свободы жителей своих провинций.

К концу XIX в. в политике британского империализма произошёл перелом: Лондон взял курс на сокращение военного и политического присутствия в колониях. «Я даже не подозревал, что Британская империя умирает» — пишет Джордж Оруэлл в своём рассказе «Как я стрелял в слона». — «Уже тогда я осознал, что империализм есть зло, и чем скорее я покончу со службой и распрощаюсь со всем этим, тем лучше». И вся ирония ситуации именно в том, что типичное дитя викторианской эпохи испытывало омерзение к тому, чем было порождено: отец Оруэлла был сотрудником индийского опиумного департамента, а сам он проработал пять лет в бирманской колониальной полиции.

Сильное ненасилие

На рубеже столетий жители Индии начали национально освободительную борьбу, чьим «духовным отцом» стал Махатма Ганди. Этот человек придумал принцип «сатьяграхи» — учения, в основе которого лежит тактика неповиновения и ненасилия. Традиционное религиозное и образованное общество Индии решило объединиться и дать отпор заокеанскому недругу. В 1885 г. образуется ИНК — Индийский национальный конгресс, главной силой, которой были принципы гандизма. Костяк партии составляла индийская интеллигенция и студенческая молодёжь. С началом Первой Мировой войны борьба за независимость Индии стала набирать обороты, а отношения между индийцами и колонизаторами резко ухудшились. В 1915 г. из ЮАР вернулся Махатма Ганди, где он проявил неплохие качества духовного лидера и идеолога. Основная идея его учения заключается в стремлении психологически воздействовать на благоразумие и совесть противника через следующие принципы. Во-первых отказ от насилия и готовность переносить боль и страдания. Во-вторых превращение соперника в союзника и друга — считается, что обращение к совести эффективнее, чем угрозы и насилие. В соответствии с теорией Ганди, насилие рано или поздно приводит к увеличению тирании, ненасилие же наоборот делает возможным превратить врага в единомышленника и друга.

К вышесказанному приведу несколько цитат Ганди:

— Владение ненасилием требует от человека гораздо большего искусства, нежели оно необходимо фехтовальщику со шпагой.

— Сила не зависит от физических возможностей. Её источник — неукротимая воля.

— Ненасилие — не удел трусости, оно всегда героизм.

Ганди считал, что люди по своей сущности всё же способны к гуманности, доброте, милосердию и человеколюбию, но чтобы этого достичь, нужно приложить духовные усилия и пройти немало испытаний. Ведь людям, как известно, проще решать всё силой, против воли человека и принудительным путём, чем поступать мудро и обдуманно.

«Сатьяграха» — это мирная, но непримиримая борьба без злобы и выстрелов. Именно этих постулатов предпочитал придерживаться Махатма Ганди. Большое влияние на его идеологию оказали революционные события, проходившие в то время в России. Залогом успеха государства он считал отпор империализму. К 20-м гг. XX в. Ганди стал духовным лидером Индийского национального конгресса. Он всегда находил подходящие и правильные слова и имел достаточно большое количество единомышленников. Ганди смог объединить индуистов, буддистов, мусульман и христиан в единую общественную силу. Также Ганди отрицал разделение общества на классы, и считал, что лишь единство приведёт к процветанию страны и избавит от национальной вражды. Принципы гандизма были понятны не только нижним слоям населения, но и буржуазии и индийской аристократии. Идеи Ганди были популярны во многих уголках мира. Так американский борец за права чернокожего населения Мартин Лютер Кинг был настолько потрясён идеями Махатмы Ганди, что сам стал сторонником политики ненасилия. В 1960 г. по приглашению Джавахарлала Неру он посетил Индию, где изучал деятельность Махатмы Ганди. В США он проповедовал идеи пацифизма и боролся за права чернокожего населения.

«Сатьяграха» учила не прибегать к оружию, а решать дела мирным путём. Ещё одним методом этого учения был бойкот. Местное население игнорировало колониальную британскую администрацию, призывы на службу в британскую армию, учёбу в английских школах, отказывались от британских званий и наград и бойкотировали английские товары. В 1927 г. ИНК выдвинул лозунг борьбы за полную независимость Индии от Британии, что ознаменовало новый подъём национально-освободительной борьбы в стране. Действия Махатмы Ганди были эффективны и дали свои плоды: в 1930-х гг. ИНК выдвинул требования британской короне о предоставлении Индии статуса доминиона, т. е права на самоуправления. Британия в свою очередь проигнорировала этот документ и мобилизовала войска. В период Второй мировой войны Ганди выдвигает лозунг «Прочь из Индии!». ИНК поддержал этот лозунг и потребовал немедленного предоставления Индии независимости. Все последующие годы до обретения независимости в 1947 г. сопровождались боевыми столкновениями ИНА-Индийской национальной армии и регулярными британскими войсками. Британия спровоцировала внутренний религиозный конфликт между индуистами и мусульманами, который привёл в конечно итоге к расколу страны на Индию и Пакистан. Раздел страны означал для Ганди крушение его идеи индусско-мусульманского единства. Сам Ганди стал жертвой этой войны, в январе 1948 г., его убил религиозный фанатик-индуист. Кстати, сами англосаксы, потерпев поражение в Индии, сделали свои выводы и используют методы ненасильственного противостояния, изобретённые Ганди в практике «цветных революций». Именно они составляют базу работы всевозможных НКО и прочих «иностранных агентов», внедряемых Западом в интересующие его страны: бороться с «мягкой силой» легальными методами очень трудно.

В нынешнее время в странах азиатского региона экономика растёт ударными темпами. Если Китай склоняется к России, а Южная Корея и Япония уже давно стратегические партнёры США, то Индия ещё не определилась с выбором окончательно. Хотелось бы верить, что опыт порабощения англосаксами оставил глубокий след в памяти индийского народа.

На данный момент Индия достаточно сильна, стоит на четвёртом месте по вооружению, уступая только Китаю, России и США, владеет ядерным оружием. Индия и Россия очень активно сотрудничают в военно-промышленной сфере. В 2015 г. Индия стала вторым покупателем российского оружия и бронетехники, опережая Китай. Общая сумма контрактов составила почти 5,5 миллиардов долларов. Недавно на параде Победы в Москве вместе с российскими военными подразделениями прошли и индийские. Уместно в этой цепочке упомянуть и об учениях «Индра-2016», прошедших в Приморском крае.

В то же время Индия и США подписали соглашение о военно-техническом сотрудничестве. В соответствии с договором страны совместно будут использовать территории, военно-морские и воздушные базы. Вечная борьба за Индию продолжается.

Евгений ЛУНИН

______________________________________________________________________

Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте, Twitter, Google+, Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.

______________________________________________________________________
Дорогие друзья!

Если вы хотите поддержать коллектив Молодежного Информационного Агентства «НОВОРОССИЯ», просьба отправлять переводы на Яндекс-Кошелек: 410014056051536

Мы благодарим Вас за проявленный интерес и Вашу поддержку!
______________________________________________________________________
comments powered by HyperComments