На Украине беженцы из Донецка вынуждены скрывать своё происхождение

3 134

Война разлучает. Иногда на время, иногда навсегда. По данным ГСЧС Украины от 21 декабря 2015 г., за период «АТО» только на территорию Украины переселился 1 900 000 жителей Донбасса и Крыма. Редакция «Новой Земли» решила пообщаться с нашими земляками, которые по тем или иным причинам до сих пор не вернулись домой. Мы предложили им ответить на ряд вопросов: когда и почему вы уехали; где вы сейчас и чем занимаетесь; как к вам относятся, и собираетесь ли вы вернуться домой? Подписывались опрошенные по своему усмотрению: либо настоящими, либо вымышленными именами.

К сожалению, опрос выехавших на территорию Украины, по сути, не состоялся – люди под разными предлогами отказывались от интервью даже когда мы, со своей стороны, гарантировали им полную конфиденциальность. Мы ещё раз официально её гарантируем всем нашим читателям, желающим принять участие в проекте – пишите нам.       

И последнее – никакой правке ответы не подвергались, мнение отвечающего может не совпадать с мнением редакции. Благодарим всех, принявших участие в опросе.  

***

Я уехал летом 2014 года в Москву, закончив учёбу в Донецке и поступив в аспирантуру в один из столичных вузов, соответственно, сейчас живу и работаю в Москве. Местные жители в целом относятся к нашим землякам хорошо и с пониманием. Моё отношение к дончанам, естественно, не изменилось: я любил и продолжаю любить свой город и его жителей. Конечно, в ближайшие годы хотелось бы вернуться в Донецк, и, конечно, хотелось бы, чтобы для этого не нужно было пересекать никаких границ, но спустя почти два года после начала «Русской весны» в это уже почти не верится.

Денис, Москва

***

Уехал в декабре 2015 г., по причине того, что жене предложили работу по специальности, а на месте альтернатив не было. Я на тот момент тоже уволился, поскольку фирма закрылась. Признаться, поначалу думал, что эта авантюра на два-три месяца. Работаю неофициально, разнорабочим. Жена уже успела одну работу сменить и с весны 2015 устроена официально, также по специальности.
Настроения в обществе от открыто прореспубликанских, до умеренно-сочувствующего «жителям Юго-Востока». Ярых сторонников курса новой «Украины» не встречал ни одного. Весной в центре города видел митинг: штук семь «яблочников» стояли с транспарантом «нет российским солдатам на Украине», или как-то так. Мало и неубедительно.
Отлично отношусь и отношу себя к жителям Донецка! Мнение не изменилось, разве что закрепилось. На данный момент в связи с оформлениями документов ездить домой практически возможности нет. К сожалению, для пребывания на территории РФ необходимо получать определенные статусы, которые предусматривают такие ограничения. И, попадая в этот процесс, человек, потратив уйму времени, становится перед выбором – бросить сразу или всё-таки «дожать» начатое.
Однозначно планирую вернуться – как только закончится оформление документов, позволяющих свободно пересекать границу. Конечно, назвать это «вернуться насовсем» было бы, по меньшей мере, легкомысленно, поскольку за время пребывания человек в городе укореняется, связывается какими-либо обязательствами. Однако появится хотя бы возможность быть в обоих городах и какая-то свобода самоопределения. Даже жена, которая полностью устроена, и всё у неё складывается в городе куда внятнее моего, категорически уверена, что вернётся. Может, немного позже меня.

                        Семён, Воронеж

***

 

Из Донецка я выезжала в августе 2015 года. У меня и в мыслях не было покидать его навсегда. На работе мне дали отпуск и я решила провести его на море, затем поехать к родственникам в Россию. Но из-за активных боевых действий в родном городе, я осталась в России переждать боевые действия и подзаработать. На данный момент я нахожусь в Брянске, о существовании которого, как мне кажется, не знает большая часть граждан Российской Федерации, несмотря на то, что Брянская область граничит как с Украиной, так и с Белоруссией. Что касается местных жителей, то скрывать тот факт, что я из Донецка мне не приходится. Но и упоминать как-то не хочется лишний раз, т.к. начинается разглагольствования на тему того, что Россия вам поможет; мы вас спасём; мы же с вами братья; мы вместе дадим хохлам по морде, спокойно сидя дома на диване. Что касается работы, то не сразу удалось найти своё место. Вроде бы «вас всех очень жалко, но и своих рабочих девать некуда». Отношение к мирным жителям Донецка и не менялось. Очень жаль тех, кому некуда идти, тех, у кого никого и ничего не осталось. Конечно, очень хочется вернуться домой. К нормальным людям в отличный город. Но пока там всё не успокоится как со стороны Украины, так и со стороны ДНР, придётся пожить здесь.

                  Алёна, Брянск

***

 

Из Донецка я уехал 28.06.14. в отпуск . В течении последующих двух недель до меня доходили новости о стрельбе , грабежах и т.п. (Не знаю, что из этого было правдой). Решил не возвращаться, когда узнал, что в кофейне в которой я работал, произошёл рейдерский захват, одного из коллег нашли мёртвым, а управляющий пропал без вести. Сейчас я проживают в Киеве. Работаю сервис-менеджером в сети ресторанов. Как бы смешно не звучало, за полтора года проживания в Киеве я познакомился только с тремя коренными киевлянами, все остальные приезжие. К дончанам в Киеве по-разному относятся. На своём опыте скажу, что всё хорошо и никаких плохих инцидентов не было. Скрывать, что я из Донецка пришлось только тогда, когда искал квартиру (не знаю почему, но дончанам под разными предлогами отказывают в аренде. В объявлениях так и пишут «не восток»). Донецк моя родина и к землякам моё отношение всегда было очень хорошее. Если и изменилось моё отношение к дончанам, то только в лучшую сторону. Тогда, полтора года назад, пришлось прыгать выше головы, чтобы обустроиться здесь. Жильё дорогое, продукты дорогие, всё дорого. Пришлось работать по 18 часов в сутки, что бы чего-то добиться. Сейчас могу сказать, что обустроился здесь лучше, чем тогда в Донецке. Домой хочется, но когда я туда вернусь, не знаю.

                 Инкогнито, Киев

***

 

Покинул Донецк в июле 2014 г., уезжал погостить в одну из стран СНГ, когда вернулся, в Донецке шли активные боевые действия. Не желая лезть на рожон, остановился на 2 месяца переждать в Мариуполе, ситуация только ухудшилась, работу в Донецке потерял, потому и двинулся в поиски.
Живу в Киеве, работаю. Местные жители — кто сочувствует, кто хает, но в основной массе всем безразлично. Переживают только, что донецкие рабочие места забирают. О том, что донецкий, не распространяюсь, но если спрашивают, не скрываю, проблем не вызывало. Да и Киев — это та еще сборная солянка.  Очень сочувствую землякам, понимаю, что  не смотря, на то, что они дома — им еще тяжелее чем нам в чужих городах. Я хотел бы вернуться в Донецк, но для этого необходимы стабильные рабочие места с приемлемым уровнем зарплаты, какой-то легальный статус Донецка, и возможность беспрепятственно легально перемещаться между Донецком и территорией Украины и других стран.

Егор, Киев

***

 

Выехал из Донецка в июле 2014 года. Из-за активных боевых действий. Проживаю в Ужгороде, работаю SEO-оптимизатором удаленно. Относятся по-разному. В основном, положительно. Некоторые — настороженно. С враждебным отношением сталкивался всего пару раз.  К дончанам хорошо отношусь. Понял, что это смелые люди, способные даже в экстремальных ситуациях принимать трезвые решения. Да, собираюсь вернуться. Когда в Донецке наладится инфраструктура (банки, почта, торговые центры) и начнут действовать законы мирного времени (будет отменен комендантский час, появятся полноценные органы охраны правопорядка и т.д.).

                Александр, Ужгород

***
Уехал я из Донецка в августе 2014 года, в разгар боевых действий и активного обстрела моего района. Проживаю в настоящее время со своей семьёй в Казани, республика Татарстан, РФ. Работаю по специальности — информационные технологии. Мы особо не афишируем, что мы из Донецка, но и совсем не скрываем этого — нас легко выдаёт наш южно-русский акцент. Люди интересуются, спрашивают, сочувствуют. И мы никакой агрессии в нашу сторону не заметили, хотя слышали от наших земляков, что некоторые из беженцев/переселенцев подпортили мнение о Донбассе бездельем, иждивением и пьянками. Но люди есть люди и везде есть паршивые овцы. Нам же, наверное, везёт, и мы встречаем хороших, добрых, достойных людей. Конечно, мы переживаем за судьбу Донбасса и его жителей. Следим за новостями, созваниваемся с друзьями и родственниками. Тем, кто нуждается, мы помогаем, высылаем помощь. Ведь и здесь, в РФ, нам тоже люди помогли на начальном этапе, после переезда, когда было особенно трудно. Спасибо им за это. А вот возвращаться мы пока не собираемся, т.к. у меня здесь хорошая работа. К сожалению, адекватной по возможностям и заработку работы в Донецке не осталось. На остальную часть страны под властью прозападной хунты не поеду, т.к. в будущее Украины в её нынешнем виде я не верю. Возможно, в будущем, когда всё наладится, я вернусь в родной Донецк жить, но пока об этом рано говорить.

           Павел, Казань

               

***

Выехали в последних числах июля четырнадцатого года сначала в Россию, к маме мужа.

Выехали потому, что начиная с 26 мая 2014 года, постоянно находились под обстрелами, проживали возле девятиэтажки в аэропортовском посёлке. Пережили самолёты, миномёты, грады, кассетные бомбы, и какую-то химическую дрянь, которая горела и нельзя её было потушить.

Не была бы гражданкой другой страны, матерью младших детей, которых надо было вернуть на родину, матерью старшего сына, который служит в армии в другой стране, то не уехала бы. Осталась бы в другом районе города. Но не в нашем доме. Не в нашем районе. Потому что страшно за детей.

Сейчас проживаю в Израиле. Работаю. Приехали еле живые, дети при виде самолётов падали на землю и забивались во все дыры. Вернулись сюда, к старшему сыну. Постоянно рассказываю о том, что произошло, чтобы знали правду. 99% относятся с пониманием. Некоторые плачут, когда показываю видео из Донбасса.

У большинства не выдерживают нервы. Большинство не знают правды, но подозревали что-то подобное.

Изредка попадаются русскоязычные, которые наслушались «Дождя» и родственников на Украине.

Они неадекватно реагируют. Отношусь сейчас к жителям Донецка с любовью, уважением и гордостью.

Целый день сижу на новостях и на связи с друзьями и родными. Переживаю. Я знаю, что моим друзьям в Донецке не просто тяжело, а очень тяжело. Молюсь за Донецк. Не прощу никогда то, что пришлось пережить. Изменилось ли отношение к жителям Донецка? Да, в лучшую сторону. Потому, что то, то, что было хорошим  — проявилось и усилилось в них. Вернуться? Да, без сомнения, но не могу пока, надо кормить детей и больную маму, надо много работать. Но на постоянку вернуться не смогу. У нас в Израиле тоже каждый день гибнут люди. Не такая страшная война, как в Донецке, но правда тоже наружу не выходит. Я не смогу оставить людей, которые спасли моих детей. Донбасс – моя родина, но родина моих детей и предков – здесь. Этот выбор никак не связан с материальным положением, потому что в Донецке оно было лучше. Просто моё место здесь. Есть такое выражение в иврите: «Летакен эт а олам» —  «Совершенствовать этот мир». Каждый должен делать это там, где его народ, где его судьба, его земля и его место.

Анастасия, Израиль

***

Летом 2014 года из-за обстрелов уехала с детьми. Этим летом к нам присоединился муж, который был в ополчении. Живу в Евпатории, занимаюсь детьми. Летом работала, сейчас не могу – некуда деть 5-летнюю дочь, т.к. садика нет, а старший сын в школе. Муж с друзьями сколотили бригаду и «равшанят-джамшутят», как они сами шутят, в Краснодаре, чтобы мы могли здесь жить.

Люди хорошо относятся, с сочувствием  и пониманием. А вот представители власти стараются нас отфутболить, говорят, что беженцев в Крыму нет. Очень хорошо отношусь к людям из Донбасса, у нас замечательные люди – добрые, трудолюбивые, чуткие. Очень скучаю за всеми, кто уехал и кто остался. К ним особое отношение. Люблю земляков, горжусь ними и каждый день молюсь, чтобы у них было всё хорошо. Раньше была уверена, что скоро вернемся. А теперь на распутье. Старший сын заканчивает школу, надо поступать в ВУЗ. Найти дома работу даже с маленькой зарплатой практически нереально. Предприятие, где я работала, уехало в Днепропетровск, для меня это совсем не вариант. И у мужа там ни работы, ни перспектив. Для возвращения надо, чтобы война закончилась за нашими границами и нашей победой.

 

Екатерина, Евпатория

 

***

 

В декабре 2014 года уехали по настоянию родителей. Как показало время, родители оказались правы. Живем в Сургуте. Оба работаем. Оформлено временное убежище. Стали участниками программы «Соотечественники». В апреле 2015 года мне исполнилось 25 лет, и с этого момента мой украинский паспорт стал недействительным, потому что для вклеивания фото необходимо ехать на Украину, а это практически нереально. Поэтому решили стать участниками программы и в дальнейшем получить российское гражданство. Никогда не скрывала, что из Донбасса. Здесь много наших земляков и со времен Советского Союза, они (или их родители) строили этот город, много и приехавших в связи с нынешними событиями. Местные жители относятся к нам хорошо. И в ФМС, центре занятости, в других органах власти тоже хорошее отношение, нет особых очередей, можно задать вопрос любому специалисту, донести документ, если сразу его нет. Не отфутболивают, как рассказывают, в других городах бывает. В Сургуте мы себя чувствуем вполне комфортно. В Донецке осталось очень много моих друзей. Я их люблю, скучаю за ними и всегда переживаю, когда снова начинаются боевые действия. Они мне стали еще дороже сейчас.

Мы обязательно вернемся! Мы бы и не уезжали, если бы не придумали все эти «мински», которые все равно не соблюдаются. Но обстрелы не прекращаются, работы нет, жить не на что, перспектив – ноль. Для возвращения надо, чтобы наши ребята-ополченцы выгнали всех укронациков за территорию ДНР. Чтобы была Новороссия, как и хотели люди в мае 2014 года, когда шли на референдум.

Оксана, Сургут

 

P.S. По официальной статистике ДНР, в Донецк вернулось довоенное количество жителей. Эта цифра высчитана из наиболее объективного показателя – по продажам хлеба. Разумеется, это совсем другие люди – жители оккупированной территории, для которых реалии нацистской Украины оказались невозможными, бойцы армии Донецкой Народной Республики и их родственники, добровольцы из других стран, в первую  очередь – из России. Не наше дело судить тех, кто покинул свой город, но одно можно сказать однозначно – сейчас здесь живут только те, кто связал себя с Донецком навсегда. При любых обстоятельствах. Именно это и является гарантией нашей общей Победы.

______________________________________________________________________

Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте, Twitter, Google+, Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.

______________________________________________________________________
Дорогие друзья!

Если вы хотите поддержать коллектив Молодежного Информационного Агентства «НОВОРОССИЯ», просьба отправлять переводы на Яндекс-Кошелек: 410014056051536

Мы благодарим Вас за проявленный интерес и Вашу поддержку!
______________________________________________________________________
comments powered by HyperComments