Флаг над победами — история Андреевского флага

0
303

315 лет назад над Русской землёй впервые был поднят Андреевский флаг. Флаг, который стал символом морского флота, его чести и славы. А с 2014 года — ещё и прообразом знамени Новороссии.
Происхождение Андреевского флага имеет глубокие корни и связано с двумя братьями-рыбаками — Петром и Андреем. Андрей был первым призван Христом в ученики, поэтому и прозван Первозванным. Апостол Андрей прославился как неутомимый проповедник христианства. Его жизнь была увенчана мученической смертью — распятием на косом кресте. С утверждением Петром I в декабре 1699 года Андреевский флаг становится официальным стягом Российского военного флота. Свой выбор император объяснял тем, что именно от апостола Андрея Россия приняла святое крещение. Таким образом, ему хотелось увековечить своего покровителя.

С 1699 по 1712 гг. Петр I нарисовал восемь проектов флага, которые последовательно были приняты во Флоте. Последняя и заключительная версия всем известна и была так описана императором: «флаг белый, поперек этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он». Однако до петровского флага был и другой. Появление первого военно-морского флага России связано с постройкой в 1669 году первого русского военного корабля «Орел». По сохранившимся свидетельствам, для «Орла» в 1668 году был изготовлен флаг, состоящий из белого, синего и красного цветов. Существует несколько реконструкций этого флага. Согласно одной флаг «Орла» был разделен, синим крестом на два красных и два белых поля по стрелецкому образцу.

До Андреевского флага Петр I на своей вооруженной яхте «Святой Петр» использовал полосатый бело-сине-красный «флаг царя Московского» с золотым двуглавым орлом на средней полосе. В книге флагов Карлуса Алярда описывался как: «Флаг его Царского Величества Московского» разделен на трое, верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царскою каруною венчан двоеглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо, с серебряным Святым Георгием». Сейчас этот флаг хранится в Морском музее Санкт-Петербурга. Он попал туда из Архангельска, где пребывал много лет, будучи подаренным Петром I Архиепископу Архангельскому Афанасию.

В 1695 году Петр I начал войну с Турцией. Это послужило мощным толчком к созданию военного флота. Было построено множество военных кораблей. Российские моряки проникли в Черное, а затем и в Балтийское море. В связи с развитием флота в 1697 году Петр I учредил новый образец военно-морского флага России, который состоял из горизонтальных белой, синей, красной полос. В октябре 1699 года, когда корабль «Крепость» отправился в Константинополь, Петр I в черновике указа посланнику в Стамбуле Е.И. Украинцеву изобразил флаг с тремя горизонтальными равновеликими полосами (с пометками — «белый», «синий» и «красный») и с синим косым крестом поверх этих полос. Это был первый вариант Андреевского флага. После появился известный всем стяг.

Несмотря на официальную отмену знамени большевиками в 1917 году, знамя еще несколько лет продолжало развеваться над российскими кораблями — до декабря 1924 года. Дореволюционный Андреевский флаг был вновь введен во флоте России в 1992 году, и используются по сей день. Наряду с отменами стяга известны два случая добровольной сдачи флага. Моряки считают их своим позором. Юридически сдачи осуждены, их виновники понесли наказание.

Первый случай произошёл в ходе Русско-турецкой войны (1828―1829). В мае 1829 года: капитан 2-го ранга Семён Стройников на фрегате «Рафаил» патрулировавший Анталийское побережье на линии Синоп — Батум, встретился с турецкой эскадрой. В её состав входили шесть линейных кораблей, два фрегата, пять корветов и два брига. Умелые манёвры и численное превосходство неприятеля позволили ему окружить русский фрегат. Спешно созванный военный совет постановил драться до последней возможности, а потом сблизиться с ближайшим кораблём противника и взлететь с ним на воздух. Один из офицеров спустился в крюйт-камеру, чтобы всё подготовить к взрыву. Но когда о решении совета сообщили команде, матросы просили довести до капитана, что они не хотят погибать и просят сдать корабль. Стройников приказал спустить флаг. Когда о капитуляции «Рафаила» доложили императору Николаю I, он повелел: «Уповая на помощь Всевышнего, пребываю в надежде, что неустрашимый Флот Черноморский, горя желанием смыть бесславие фрегата «Рафаил», не оставит его в руках неприятеля. Но когда он будет возвращён во власть нашу, то, почитая фрегат сей впредь недостойным носить Флаг России и служить наряду с прочими судами нашего флота, повелеваю вам предать оный огню». Приказ государя был исполнен, а офицерский состав, кроме мичмана, не принимавшего участие в решении о сдаче, были разжалованы в матросы и лишены наград. Семён Михайлович Стройников был кавалером Георгиевского креста. А как мы понимаем, его просто так не дают. Возможно, что приказ о капитуляции был не проявлением малодушия, а настоящей храбростью — пожертвовать своей честью ради спасения экипажа. В любом случае решать не нам.

И другой случай, когда добровольно был спущен Андреевский флаг. Произошло это 28 мая 1904 года. Второй день Цусимского сражения. Несмотря на малоэффективные ночные атаки миноносцев главнокомандующий японским Соединённым флотом вице-адмирал Хэйхатиро таки добился главного: 2-я Тихоокеанская эскадра как единая боевая единица перестала существовать. Утром остатки эскадры (5 вымпелов) были окружены основными силами японцев (25 вымпелов). Понимая, что сопротивление бессмысленно, командующий контр-адмирал Николай Небогатов спустил флаги. Единственный, кто не подчинился приказу, был капитан крейсера 2-го ранга «Изумруд» Василий Ферзен. Он, пользуясь преимуществом в скорости (21,5 узла), пошёл на прорыв и спустя три часа сумел оторваться от преследования. Позже на суде контр-адмирал признавался: «Я не из мягкосердных и положил бы 50 тыс. жизней, если бы был уверен, что от этого будет какая-нибудь польза для России, но положить тысячи молодых жизней ни за что я не считал себя вправе». Кстати, в отличие от сдавшегося экипажа «Рафаила», отношение к русским военнопленным со стороны японцев было безукоризненным (их воспринимали скорее не как пленных, а как почётных гостей, размещали в храмах, дарили цветы), так что капитуляция Небогатова действительно спасла более 2 тыс. жизней. На мой взгляд, позора спуска флага не было. Действительным безрассудством было бы бросить в атаку матросов и офицеров. И это был бы не высокий героизм, а бесцельное самоубийство, и именно оно пало бы позором и бесчестием на погоны капитана и контр-адмирала и собственно на боевой флаг флота.

Не забыт «Великий стяг» и в наши дни. 13 августа 2014 года комиссия по символике Новороссии представила воинское знамя — красное полотнище с наложенным синим на белом фоне Андреевским крестом. Как подчеркнули его создатели, «в нём соединены красное знамя Великой Победы и флаг русского Военно-морского флота. Черноморский флот стал неотъемлемой частью создания и дальнейшей истории Новороссии». Мы надеемся, что Андреевский стяг, гордо реющий на нашем знамени, будет вести нас к новым победам. И как говорят на флоте: «С нами Бог и Андреевский флаг».

Владимир РЫЖЕНКО


Присоединяйтесь к МИА Новороссия в Facebook, ВКонтакте,Twitter, Google+,Одноклассники, Feedly и через RSS, чтобы быть в курсе последних новостей.


Комментарии: